Принцип доступности и индивидуализации

Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посиль­ной меры трудностей в процессе обучения и воспитания — в соот­ветствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности их возраста, пола, состояния здоровья, уровень подготовленности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических способностей.

Одним из важных требований, вытекающих из данного прин­ципа, является определение и соблюдение оптимальной меры до­ступности, т. е. полное соответствие между трудностями и воз­можностями занимающихся. Доступность зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой — от объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координацион­ной сложности, длительности и интенсивности упражнений, при­меняемых методов, условий внешней среды, состояния спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и т. д.

Естественно, если степень трудности какого-либо задания будет намного превышать возможности занимающихся, то оно будет для них в педагогическом отношении сложным, непосильным, а его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям, травмам и даже нанести вред здоровью. И наоборот, легкие задания, будучи слишком доступ­ными, могут оказаться малоэффективными в повышении уровня развития физических качеств, формировании и закреплении дви­гательных навыков, могут вызвать потерю интереса к занятиям. Доступность предполагает не отсутствие, а постоянное пре­одоление трудностей. Только в этом случае будет обеспе­чено эффективное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Вполне понятно, что границы доступно­сти с возрастом, ростом подготовленности занимающихся, появле­нием более рациональной методики изменяются: то, что недоступ­но на одном этапе, при одной методике, становится легко выполни­мым на последующих этапах физического воспитания.

Правильное определение оптимальной меры доступности явля­ется одним из важных и чрезвычайно сложных моментов в дея­тельности преподавателя физической культуры. При этом он дол­жен руководствоваться прежде всего программными требованиями, нормами нагрузок, контрольными нормативами, разработанными для каждой возрастно-половой группы занимающихся, а также сведениями об их возможностях, получаемыми в ходе педагогиче­ских наблюдений, врачебно-медицинских обследований, испытаний по физической, технической подготовленности, контрольных при­кидок и соревнований.

Для практического осуществления^ доступности необходимо со­блюдать правил^от-^еизвеШюро--клшеШ1?.о11у, от легкого к труд­ному, ~6т простого к_слож;цому, от главного к второстепенному, от близкого""к" далекому. Немаловажным фактором в обеспечении до­ступности является то, что перед освоением действий и развитием качеств необходимо прежде всего создать непосредственную

готовность к обучению и воспитанию, которая выяв­ляется с помощью контрольных (тестовых) упражнений и инфор­мации о прошлом двигательном опыте ученика. Эта готовность обеспечивается предварительной работой по увеличению фонда двигательных умений и навыков, воспитанием физических и психи­ческих качеств. Так, научиться лазать по канату, толкать ядро, метать диск, делать шпагат, передвигаться на лыжах, играть в баскетбол можно только при достаточном уровне развития силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.

Перед началом обучения надо выяснить у занимающихся уровень развития физических качеств, необходимых для освоения двига­тельных действий, и если он недостаточен, следует планировать не­обходимый период предварительной физической подготовки.

При обучении же действиям, связанным с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями (прыжки в воду с вышки, многие акробатические и гимнастические упражнения, прыжки с трамплина на лыжах), по­мимо овладения необходимым объемом двигательных умений и навыков и развития соответствующих физических качеств, особен­но важно сформировать у занимающихся психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и воспитать уверенность в своих силах.

Индивидуализация процесса физического воспитания — следую­щее важное требование рассматриваемого принципа. Она выра­жается в дифференциации учебных занятий и путей их проведения, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся (полом, возрас­том, состоянием здоровья, телосложением, уровнем физической работоспособности и др.). Обращая внимание при обучении дви­жениям и развитии физических качеств на различия занимающих­ся, следует помнить об их сходстве. Ориентация на различия по­зволяет осуществлять индивидуальный подход, а сходство дает возможность правильно проводить групповые занятия.

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Процесс овладения разнообразными двигательными умениями и навыками, а также развитие физических, интеллектуальных, во­левых, эстетических качеств у занимающихся должен проходить в строго логическом порядке и взаимосвязи. Принцип систематич­ности прежде всего требует, чтобы занятия физической культурой не сводились к проведению эпизодических, разрозненных меро­приятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно.

Непрерывность предполагает отсутствие слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, ко­торые приводят к снижению достигнутого уровня физической под­готовленности. Следовательно, при реализации этого принципа необходимо, чтобыэффект каждого последующего занятия «на-

слаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, за­крепляя и углубляя их. Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и: восстановления организма. В зависимости от того, на какой ста­дии отдыха будут выполняться нагрузки, можно выделить четыре основных варианта чередования занятий и отдыха.

1. Каждое последующее занятие повторяется через короткие-интервалы отдыха, когда организм занимающихся находится в состоянии пониженной работоспособности (фаза недовосстановле-ния). Чаще всего такой вариант встречается в спортивной трени­ровке при 3—4-разовых занятиях в день. В практике физического-воспитания он применяется редко. В этом случае все показатели работоспособности будут снижаться. Вариант используется для развития выносливости.

2. Каждое последующее занятие повторяется через более дли­тельные интервалы отдыха, при которых организм обучаемых на­ходится в состоянии повышенной работоспособности, в так назы­ваемой фазе сверхвосстановления. При таком варианте обычно про­исходит увеличение мышечной силы, быстроты, координации дви­жений, но наблюдается снижение уровня развития выносливости. Этот и первый вариант — развивающие.

3. Каждое последующее занятие проводится в период полного восстановления организма занимающихся. Это содействует поддер­жанию на одном уровне или некоторому повышению всех показа­телей физической работоспособности. Такой вариант чередования ра­боты и отдыха можно рассматривать как поддерживающий.

4. Каждое последующее занятие проходит через длительный интервал отдыха, когда почти утрачены «следы» предыдущего. Та­кой режим занятий не приводит к развитию органов и систем ор­ганизма, повышению работоспособности. Он используется преиму­щественно в спорте при построении тренировочных занятий вос­становительного характера.

Каковы же должны быть минимальные интервалы отдыха меж­ду занятиями, чтобы сохранить достигнутую работоспособность? Научные исследования показывают, что повторное выполнение физических упражнений, осуществляемое как минимум 3 раза в неделю, способствует удержанию имеющегося уровня развития физических качеств и техники движений.

Следует подчеркнуть, что аналогичные варианты чередования работы и отдыха имеют место и после выполнения физических упражнений в рамках отдельного занятия (см. главу 4).

Требование к последовательности процесса физическо­го воспитания реализуется: во-первых, своевременным началом и переходом от разучивания одних двигательных действий к другим, от воспитания одних физических качеств к другим; во-вторых, обес­печением преемственности, т. е. строгого согласования и продуман­ного распределения нового учебного материала на основе уже имеющихся у занимающихся знаний, двигательных умений, навы­ков и соответствующего уровня физических качеств; в-третьих,

целесообразным порядком, очередностью применяемых нагрузок, их направленностью, величиной, динамикой.

Для соблюдения последовательности большое значение имеет использование закономерностей возрастного развития двигатель­ных способностей, а также закономерностей переноса двигатель­ных ндвыков и физических качеств. Известно, что перенос может быть положительным и отрицательным, однородным и разнород­ным, прямым и косвенным. В связи с этим, определяя последова­тельность упражнений, различных по характеру нагрузок в отдель­ном занятии и в системе занятий, необходимо в большой мере ис­пользовать явления положительного переноса навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Это не означает, что в занятиях нужно вообще избегать применять упражнения, способные вызвать эффект отрицательного переноса. Проблема здесь заключается в другом: нужно распреде­лять и сочетать их так, чтобы в конечном итоге обеспечить повы­шение функциональных возможностей организма (см. главу 6).

Одним из важных условий закрепления достигнутого уровня физической работоспособности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии и самих занятий на протяжении длительного времени, например в течение учебной четверти в школе, полугодия в ПТУ, семестра в вузе. Однако дли­тельное повторение одних и тех же учебных заданий будет пре­пятствовать полноценному формированию других двигательных умений и навыков, совершенствованию физических качеств. Чтобы избежать этого, необходимо видоизменять содержание занятий. Поэтому принцип систематичности требует также определенной изменчивости применяемых средств, методов, нагрузок, форм ор­ганизации занятий, условий их проведения.

ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ

Его называют также принципом прогрессирования. Он выра­жает необходимость неуклонного повышения требований к зани­мающимся, которое заключается в постоянном обновлении и усложнении применяемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины нагрузки, ее объема и интенсивности. Без этого нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков, обеспечить развитие физических, волевых и других качеств. Нужно иметь в виду, что прогрессирование требо­ваний лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки посильны для за­нимающихся, не превышают функциональных возможностей орга­низма, соответствуют возрастным, половым и индивидуальным особенностям. Переход к новым, более сложным упражнениям, методам, к более высоким нагрузкам должен проходить по мере закрепления формируемых навыков, функциональных и структур­ных изменений в организме. В процессе увеличения нагрузок нуж­на осторожность, так как чрезмерные нагрузки могут вызвать пере­утомление, перетренированность. Возможны различные формы по-

вышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая, вол­нообразная и скачкообразная (Л. П. Матвеев). Использование той или иной формы зависит от решаемых задач, возраста, подго­товленности, длительности планируемого периода (неделя, месяц,. год).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие «принципы методики физического воспитания». В ка­ком отношении находятся закономерности и принципы физического воспитания?

2. В чем сущность принципа сознательности и активности? Назовите его требования и пути реализации.

3. Как следует понимать наглядность в физическом воспитании? Каковы пути реализации принципа наглядности?

4. Что выражает принцип доступности и индивидуализации? Какие ме­тодические положения вытекают из этого принципа?

5. Раскройте принцип систематичности. Какова его роль при обучении дви­гательным действиям и воспитании физических качеств?

6. Что следует понимать под динамичностью? Чем должен руководство­ваться преподаватель физической культуры при его реализации?

Наши рекомендации