Принцип доступности и индивидуализации
Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудностей в процессе обучения и воспитания — в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности их возраста, пола, состояния здоровья, уровень подготовленности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических способностей.
Одним из важных требований, вытекающих из данного принципа, является определение и соблюдение оптимальной меры доступности, т. е. полное соответствие между трудностями и возможностями занимающихся. Доступность зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой — от объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности упражнений, применяемых методов, условий внешней среды, состояния спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и т. д.
Естественно, если степень трудности какого-либо задания будет намного превышать возможности занимающихся, то оно будет для них в педагогическом отношении сложным, непосильным, а его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям, травмам и даже нанести вред здоровью. И наоборот, легкие задания, будучи слишком доступными, могут оказаться малоэффективными в повышении уровня развития физических качеств, формировании и закреплении двигательных навыков, могут вызвать потерю интереса к занятиям. Доступность предполагает не отсутствие, а постоянное преодоление трудностей. Только в этом случае будет обеспечено эффективное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Вполне понятно, что границы доступности с возрастом, ростом подготовленности занимающихся, появлением более рациональной методики изменяются: то, что недоступно на одном этапе, при одной методике, становится легко выполнимым на последующих этапах физического воспитания.
Правильное определение оптимальной меры доступности является одним из важных и чрезвычайно сложных моментов в деятельности преподавателя физической культуры. При этом он должен руководствоваться прежде всего программными требованиями, нормами нагрузок, контрольными нормативами, разработанными для каждой возрастно-половой группы занимающихся, а также сведениями об их возможностях, получаемыми в ходе педагогических наблюдений, врачебно-медицинских обследований, испытаний по физической, технической подготовленности, контрольных прикидок и соревнований.
Для практического осуществления^ доступности необходимо соблюдать правил^от-^еизвеШюро--клшеШ1?.о11у, от легкого к трудному, ~6т простого к_слож;цому, от главного к второстепенному, от близкого""к" далекому. Немаловажным фактором в обеспечении доступности является то, что перед освоением действий и развитием качеств необходимо прежде всего создать непосредственную
готовность к обучению и воспитанию, которая выявляется с помощью контрольных (тестовых) упражнений и информации о прошлом двигательном опыте ученика. Эта готовность обеспечивается предварительной работой по увеличению фонда двигательных умений и навыков, воспитанием физических и психических качеств. Так, научиться лазать по канату, толкать ядро, метать диск, делать шпагат, передвигаться на лыжах, играть в баскетбол можно только при достаточном уровне развития силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.
Перед началом обучения надо выяснить у занимающихся уровень развития физических качеств, необходимых для освоения двигательных действий, и если он недостаточен, следует планировать необходимый период предварительной физической подготовки.
При обучении же действиям, связанным с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями (прыжки в воду с вышки, многие акробатические и гимнастические упражнения, прыжки с трамплина на лыжах), помимо овладения необходимым объемом двигательных умений и навыков и развития соответствующих физических качеств, особенно важно сформировать у занимающихся психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и воспитать уверенность в своих силах.
Индивидуализация процесса физического воспитания — следующее важное требование рассматриваемого принципа. Она выражается в дифференциации учебных занятий и путей их проведения, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся (полом, возрастом, состоянием здоровья, телосложением, уровнем физической работоспособности и др.). Обращая внимание при обучении движениям и развитии физических качеств на различия занимающихся, следует помнить об их сходстве. Ориентация на различия позволяет осуществлять индивидуальный подход, а сходство дает возможность правильно проводить групповые занятия.
ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ
Процесс овладения разнообразными двигательными умениями и навыками, а также развитие физических, интеллектуальных, волевых, эстетических качеств у занимающихся должен проходить в строго логическом порядке и взаимосвязи. Принцип систематичности прежде всего требует, чтобы занятия физической культурой не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно.
Непрерывность предполагает отсутствие слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Следовательно, при реализации этого принципа необходимо, чтобыэффект каждого последующего занятия «на-
слаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и: восстановления организма. В зависимости от того, на какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, можно выделить четыре основных варианта чередования занятий и отдыха.
1. Каждое последующее занятие повторяется через короткие-интервалы отдыха, когда организм занимающихся находится в состоянии пониженной работоспособности (фаза недовосстановле-ния). Чаще всего такой вариант встречается в спортивной тренировке при 3—4-разовых занятиях в день. В практике физического-воспитания он применяется редко. В этом случае все показатели работоспособности будут снижаться. Вариант используется для развития выносливости.
2. Каждое последующее занятие повторяется через более длительные интервалы отдыха, при которых организм обучаемых находится в состоянии повышенной работоспособности, в так называемой фазе сверхвосстановления. При таком варианте обычно происходит увеличение мышечной силы, быстроты, координации движений, но наблюдается снижение уровня развития выносливости. Этот и первый вариант — развивающие.
3. Каждое последующее занятие проводится в период полного восстановления организма занимающихся. Это содействует поддержанию на одном уровне или некоторому повышению всех показателей физической работоспособности. Такой вариант чередования работы и отдыха можно рассматривать как поддерживающий.
4. Каждое последующее занятие проходит через длительный интервал отдыха, когда почти утрачены «следы» предыдущего. Такой режим занятий не приводит к развитию органов и систем организма, повышению работоспособности. Он используется преимущественно в спорте при построении тренировочных занятий восстановительного характера.
Каковы же должны быть минимальные интервалы отдыха между занятиями, чтобы сохранить достигнутую работоспособность? Научные исследования показывают, что повторное выполнение физических упражнений, осуществляемое как минимум 3 раза в неделю, способствует удержанию имеющегося уровня развития физических качеств и техники движений.
Следует подчеркнуть, что аналогичные варианты чередования работы и отдыха имеют место и после выполнения физических упражнений в рамках отдельного занятия (см. главу 4).
Требование к последовательности процесса физического воспитания реализуется: во-первых, своевременным началом и переходом от разучивания одних двигательных действий к другим, от воспитания одних физических качеств к другим; во-вторых, обеспечением преемственности, т. е. строгого согласования и продуманного распределения нового учебного материала на основе уже имеющихся у занимающихся знаний, двигательных умений, навыков и соответствующего уровня физических качеств; в-третьих,
целесообразным порядком, очередностью применяемых нагрузок, их направленностью, величиной, динамикой.
Для соблюдения последовательности большое значение имеет использование закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также закономерностей переноса двигательных ндвыков и физических качеств. Известно, что перенос может быть положительным и отрицательным, однородным и разнородным, прямым и косвенным. В связи с этим, определяя последовательность упражнений, различных по характеру нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо в большой мере использовать явления положительного переноса навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Это не означает, что в занятиях нужно вообще избегать применять упражнения, способные вызвать эффект отрицательного переноса. Проблема здесь заключается в другом: нужно распределять и сочетать их так, чтобы в конечном итоге обеспечить повышение функциональных возможностей организма (см. главу 6).
Одним из важных условий закрепления достигнутого уровня физической работоспособности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии и самих занятий на протяжении длительного времени, например в течение учебной четверти в школе, полугодия в ПТУ, семестра в вузе. Однако длительное повторение одних и тех же учебных заданий будет препятствовать полноценному формированию других двигательных умений и навыков, совершенствованию физических качеств. Чтобы избежать этого, необходимо видоизменять содержание занятий. Поэтому принцип систематичности требует также определенной изменчивости применяемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения.
ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ
Его называют также принципом прогрессирования. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, которое заключается в постоянном обновлении и усложнении применяемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины нагрузки, ее объема и интенсивности. Без этого нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков, обеспечить развитие физических, волевых и других качеств. Нужно иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют возрастным, половым и индивидуальным особенностям. Переход к новым, более сложным упражнениям, методам, к более высоким нагрузкам должен проходить по мере закрепления формируемых навыков, функциональных и структурных изменений в организме. В процессе увеличения нагрузок нужна осторожность, так как чрезмерные нагрузки могут вызвать переутомление, перетренированность. Возможны различные формы по-
вышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая, волнообразная и скачкообразная (Л. П. Матвеев). Использование той или иной формы зависит от решаемых задач, возраста, подготовленности, длительности планируемого периода (неделя, месяц,. год).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие «принципы методики физического воспитания». В каком отношении находятся закономерности и принципы физического воспитания?
2. В чем сущность принципа сознательности и активности? Назовите его требования и пути реализации.
3. Как следует понимать наглядность в физическом воспитании? Каковы пути реализации принципа наглядности?
4. Что выражает принцип доступности и индивидуализации? Какие методические положения вытекают из этого принципа?
5. Раскройте принцип систематичности. Какова его роль при обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств?
6. Что следует понимать под динамичностью? Чем должен руководствоваться преподаватель физической культуры при его реализации?