Методы наглядного воздействия

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к про­цессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «на­глядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэто­му методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы: а) методы зрительной наглядности, б) методы слуховой наглядности, в) методы двигательной наглядности.

Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно ошмида1ь_л--лсп^^ять_ (корректировать) пространственные.jsa.---~ рактеристики движении (см. главу 3). Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физиче­ского воспитания применяются различные формы зрительной на­глядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Рас­смотрим основные методы.

Непосредственный показ (демонстрация) движений. В зависи­мости от методических задач обучения показ двигательного дейст­вия может иметь различный характер. Например, для создания общего .целостного, представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстри­руется в его совершенном исполнении. При разучивании двигатель­ного действия такая форма показа не всегда годится. Занимаю­щиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности вырази­тельно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основ­ное требование к организации показа — обеспечить удобные усло­вия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

Демонстрация наглядных пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видео­записей. Удобными приемами для создания зрительного представ­ления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых препода­ватель может продемонстрировать особенности техники двигатель-

ного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисун­ков и т. д.

Зрительное ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать дви­жения.

Например, установленная на определенной высоте планка яв­ляется зрительным ориентиром для правильного направления вы­талкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осущест­влять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.

Хорошие результаты для уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гим­настического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыж­ках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются также слож­ные технические устройства, подающие световые сигналы о време­ни и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолиди-рующие устройства, регламентирующие скорость и темп передви­жения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек,- протянутой вдоль бортика бассейна).

Метод слуховой (звуковой) наглядности.Использование зву­ков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент раз-группировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при вы­полнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью зву­ковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных дейст­вий. F.rn мржнп «прпгтуцять» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удер­живать заданный темп движений.

При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности.Понятие «двига­тельная наглядность» не следует путать с демонстрацией движе­ний, т. е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двига­тельной наглядности направлены на организацию восприятия за­нимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляю­щая помощь при движениях — принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает

обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки у конькобеж­ца или лыжника, фиксация положения руки перед финальным уси­лием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигатель­ные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта. Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с по­мощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляю­щую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-пер­вых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внеш­ними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стой­ких привычек.

Методы срочной информации. Сущность методов срочной ин­формации заключается в том, что с помощью различных техниче­ских устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разра­ботаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т. д. Цен­ность таких устройств для методики физического воспитания за­ключается в том, что они обеспечивают информацию о характе­ристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, ка­кой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры.

Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общи­ми принципами методики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие методы используются в процессе физического воспитания?

2. Каковы отличительные черты метода строго регламентированного упраж­нения?

3. Каковы особенности метода целостного разучивания двигательных дей­ствий?

4. Каковы особенности метода разучивания двигательных действий по
частям?

5. Что такое стандартные и переменные нагрузки?

6. Каковы основные методы упражнения со стандартной нагрузкой?

7. Как различаются интервалы отдыха по длительности и характеру?

8. Каковы разновидности метода упражнения с переменной нагрузкой?

9. Каковы особенности игрового метода?

10. Каковы особенности соревновательного метода?

11. Каковы особенности метода рассказа?

12. Каковы особенности методов описания и объяснения?

13. Каковы отличительные черты команды, приказания и распоряжения?

14. Какие методы словесного воздействия используются для анализа и
оценки деятельности занимающихся?

15. Каковы разновидности методов зрительной наглядности?

16. Что относится к методам слуховой наглядности и какова их роль?

17. Что относится к методам двигательной наглядности?

18. В чем сущность методов срочной информации?

Наши рекомендации