Методы наглядного воздействия
Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы: а) методы зрительной наглядности, б) методы слуховой наглядности, в) методы двигательной наглядности.
Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно ошмида1ь_л--лсп^^ять_ (корректировать) пространственные.jsa.---~ рактеристики движении (см. главу 3). Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физического воспитания применяются различные формы зрительной наглядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Рассмотрим основные методы.
Непосредственный показ (демонстрация) движений. В зависимости от методических задач обучения показ двигательного действия может иметь различный характер. Например, для создания общего .целостного, представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстрируется в его совершенном исполнении. При разучивании двигательного действия такая форма показа не всегда годится. Занимающиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основное требование к организации показа — обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).
Демонстрация наглядных пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видеозаписей. Удобными приемами для создания зрительного представления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых преподаватель может продемонстрировать особенности техники двигатель-
ного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисунков и т. д.
Зрительное ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать движения.
Например, установленная на определенной высоте планка является зрительным ориентиром для правильного направления выталкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осуществлять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.
Хорошие результаты для уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гимнастического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыжках с разбега.
Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолиди-рующие устройства, регламентирующие скорость и темп передвижения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек,- протянутой вдоль бортика бассейна).
Метод слуховой (звуковой) наглядности.Использование звуков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент раз-группировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий. F.rn мржнп «прпгтуцять» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений.
При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.
Методы и приемы двигательной наглядности.Понятие «двигательная наглядность» не следует путать с демонстрацией движений, т. е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях — принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает
обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки у конькобежца или лыжника, фиксация положения руки перед финальным усилием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигательные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта. Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с помощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляющую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-первых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внешними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стойких привычек.
Методы срочной информации. Сущность методов срочной информации заключается в том, что с помощью различных технических устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разработаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т. д. Ценность таких устройств для методики физического воспитания заключается в том, что они обеспечивают информацию о характеристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, какой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры.
Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общими принципами методики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие методы используются в процессе физического воспитания?
2. Каковы отличительные черты метода строго регламентированного упражнения?
3. Каковы особенности метода целостного разучивания двигательных действий?
4. Каковы особенности метода разучивания двигательных действий по
частям?
5. Что такое стандартные и переменные нагрузки?
6. Каковы основные методы упражнения со стандартной нагрузкой?
7. Как различаются интервалы отдыха по длительности и характеру?
8. Каковы разновидности метода упражнения с переменной нагрузкой?
9. Каковы особенности игрового метода?
10. Каковы особенности соревновательного метода?
11. Каковы особенности метода рассказа?
12. Каковы особенности методов описания и объяснения?
13. Каковы отличительные черты команды, приказания и распоряжения?
14. Какие методы словесного воздействия используются для анализа и
оценки деятельности занимающихся?
15. Каковы разновидности методов зрительной наглядности?
16. Что относится к методам слуховой наглядности и какова их роль?
17. Что относится к методам двигательной наглядности?
18. В чем сущность методов срочной информации?