Методы, направленные преимущественно на воспитание физических способностей
Методы строго регламентированного упражнения, направленные на укрепление здоровья, воспитание двигательных способностей и улучшение телосложения, представляют собой варианты сочетания различных форм внешней нагрузки и отдыха.
Видь^нагрузек. По характеру мышечной работы нагрузки могут
бытьстандартными и переменными. Станд,арт_н_ые_ нагрузки
. 'Характеризуются тем, что в процессе упражнения сохраняется по-
- стояннаяинтенсивность мышечной работы, т. е. постоянная вели-
. чинавнешней стороны нагрузки. Величина внутренней стороны
нагрузки(физиологической, психологической) при этом остается
постоянной.Она повышается пропорционально продолжительности
работы.Методы упражнений со стандартной нагрузкой рассчитаны
laftgHOBHOMна приспособление (адаптацию) организма к данной
^■ЮУЗкеи на закрепление достигнутых перестроек. При п_е_р_е^
менных нагрузках интенсивность мышечной работы изменяется. Нагрузка может изменяться либо в сторону повышения (прогрессирующая нагрузка), либо в сторону уменьшения (убывающая нагрузка), либо в ту и другую сторону в процессе упражнения (варьирующая нагрузка). .Прогрессирующие нагрузки ведут к повышению функциональных возможностей организма. Убывающие нагрузки дают возможность увеличивать объемы мышечной работы. Упражнения с варьирующей нагрузкой развивают способность организма легко переключаться на различные уровни его деятельности, а также позволяют предупреждать возникновение функциональных стойких «барьеров» (например, привычных скоростей, усилий), которые могут мешать дальнейшему развитию двигательных способностей.
Как стандартные, так и переменные нагрузки могут быть непрерывными и интервальными (прерываемыми интервалами отдыха различной длительности).
Виды отдыха между нагрузками. Восстановление и сверхвосстановление работоспособности организма в основном происходит после нагрузки— во время отдыха, поэтому отдых следует рассматривать как существенный фактор управления нагрузками.
Различают три вида интервалов отдыха: полный, сокращенный и оптимизированный. Полный интервал отдыха — это отдых такой длительности, когда следующая порция нагрузки приходится на фазу полного восстановления работоспособности организма. Упражнения с полным интервалом отдыха характерны для воспитания силовых и скоростно-силовых способностей. Сокращенный интервал отдыха характеризуется тем, что следующая порция нагрузки приходится на состояние неполного восстановления работоспособности организма. Методы упражнения с такими интервалами отдыха используются чаще всего при развитии выносливости. Под оптимизированным интервалом отдыха понимают такой, когда следующая нагрузка совпадает с фазой сверхвосстановления (суперкомпенсации) работоспособности. В этих случаях можно и нужно давать увеличенную нагрузку, что поведет к повышению уровня физического развития.
Имеет значение не только интервал отдыха, но и его характер — пассивный или активный. Активный отдых, заполненный движениями другого характера и с меньшей нагрузкой, как правило, позволяет быстрее восстанавливать работоспособность и сохранять повышенное функциональное состояние организма и, таким образом, лучшую его готовность к следующей нагрузке. Активный отдых в основном применяется при воспитании скоростных способностей, силовых и некоторых видов выносливости. Пассивный отдых используется в тех случаях, когда нужно, чтобы следующую порцию нагрузки организм получил в состоянии, приближенном к покою.
Методы упражнения со стандартной нагрузкой. К ним относится метод равномерного упражнения, при котором нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по внешней величине (например, длительный равномерный бег, гребля, пла-
Ивание). Метод повторного упражнения заключается в том, что Швдинаковые порции нагрузки следуют через определенные интер-■Ьдялы отдыха (например, повторное пробегание коротких отрез-Еров дистанции с околопредельной скоростью с полными интерва-Шлами отдыха). Вариантом метода повторного упражнения являет-Щся повторно-серийное упражнение, когда серии непрерывных Ш повторений двигательного действия разделяются интервалами от-I дыха. Например, выполняется 3—4 серии повторных (по 20— v 25 раз) сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с полными или сокращенными интервалами отдыха между сериями.
Методы упражнения с переменными нагрузками. Из методов упражнений с непрерывной переменной нагрузкой типичным примером является непрерывный бег с переменной скоростью («фарт-лек»).
Методы интервального упражнения с переменной нагрузкой характеризуются изменением нагрузки после каждого интервала отдыха. К типичным разновидностям таких методов относятся:
а) метод интервального упражнения с прогрессирующей на
грузкой, например последовательное (однократное при подходе)
поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода
с полными интервалами отдыха между ними;
б) метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой,
например последовательное пробегание отрезков 800, 400, 200,
100 м с сокращенными интервалами отдыха;
в) интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью,
например однократное при подходе поднимание штанги, вес кото
рой изменяется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения
при каждом подходе.
Методы упражнения комбинированного типа. Эти методы используются в практике значительно шире, чем методы, рассмотренные выше. Методы комбинированного типа характеризуются тем, что в упражнении сочетаются'стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется величина отдыха, что позволяет точнее регламентировать нагрузку и гибко ее изменять. Среди большого разнообразия методов этого типа рассмотрим основные:
а) метод повторно-переменного упражнения представляет со
бой непрерывное и многократное повторение комбинации двух раз
личных нагрузок (например, 200 м быстрого и 100 м спокойного
бега). Этот метод позволяет достигать больших объемов высоко
интенсивной нагрузки в тренировочном занятии;
б) метод повторно-прогрессирующего упражнения, например
повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе,
но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом
(6 раз по 70 кг+4 раза по 75 кг + 3 раза по 80 кг);
в) метод повторного упражнения с убывающими интервалами
отдыха, например повторное пробегание отрезка .200 м с одина
ковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каж
дого пробегания.
ИГРОВОЙ МЕТОД
Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Характерными чертами игрового метода являются:
а) большая эмоциональность, на фоне которой протекают дви
гательная деятельность и поведение занимающихся;
б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) вы
бор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ
бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);
в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникно
вение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в
процессе игры.
Эти особенности обусловливают важные для преподавателя мётодтес-ше-осо&ённости игров&го метода, который:
позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;
способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;
обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела;
затрудняет дозирование нагрузок;
создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей;
позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания.
Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способ-
-остей человека. Это происходит на фоне высокого эмоциональ-*ного напряжения, что позволяет: ■^г^стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
содействовать воспитанию волевых качеств.
Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.