Сущность физических упражнений
К специальным средствам физического воспитания относятся: а) физические упражнения, б) оздоровительные силы природы, в) гигиенические факторы. Физические упражнения являются основными средствами потому, что они позволяют решать все задачи физического воспитания. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их следует считать дополнительными средствами, которые должны использоваться в единстве с физическими упражнениями.
Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания и организуется в соответствии с его целью, принципами и другими закономерностями. Этим физические упражнения принципиально отличаются от трудовой, бытовой и других видов двигательной деятельности.
В процессе трудовой деятельности двигательная деятельность человека направлена на производство материальных ценностей и
подчинена закономерностям производства. Однако некоторые трудовые процессы (виды физической работы) могут быть использованы в качестве физических упражнений, если их режимы подчинить закономерностям физического воспитания. Так, нередко спортсмены-лыжники в подготовительном периоде тренировки работают некоторое время на лесозаготовках с целью повышения общей физической подготовленности и выносливости к длительной мышечной работе.
Двигательная деятельность сопровождается целым рядом процессов и явлений в организме и психике человека, которые обобщенно можно обозначить как срочный двигательный эффект.
Двигательная п „ , .
> Срочный эффект
деятельность v ^^
Срочный двигательный эффект проявляется в изменении функциональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда психических процессов (внимания, мышления, эмоций и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигательной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).
По прекращении двигательной деятельности ее эффект не исчезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех процессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой двигательный эффект.
Двигательная j------ ^_ Срочный эффект--------- *- Следовый эффект
деятельность ■
Если двигательная деятельность будет повторяться при сохранении следовых эффектов от предыдущей, такое наслоение приведет к приспособлению (адаптации) человека к влиянию данной двигательной активности. Это явление можно обозначить как адаптационный двигательный эффект.
Двигательная^____ Срочный ^ Следовый Адаптационный
деятельность *" эффект *~ эффект *"~ эффект
Так организм и психика человека привыкают (адаптируются) к физическому труду и к нагрузкам в процессе физических упражнений.
Двигательная деятельность складывается из отдельных двигательных актов. Целенаправленные двигательные акты именуются двигательными действиями.
Под двигательным действием понимается поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз. Говоря о движениях, мы имеем в виду только
механические перемещения тела или его частей. Движения могут быть и бессознательными, и нецелесообразными.
Отдельное двигательное действие (например, приседание)— это еще не физическое упражнение, а только его основной элемент. Физическое упражнение представляет собой процесс многократного выполнения двигательных действий. Он может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия (прыжка, наклона и т. п.), либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий (подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).
В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия. Простые движения и их сочетания, получившие наименование аналитических, составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействующих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко используются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т. д.), а также другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и военной подготовки.