Особенности организации молодежного досуга

Организация досуга студентов является одним из основных элементов воспитательной работы в Вузе, способствующая формированию ценностных ориентаций личности студента. Формирование ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адап­тации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реально­стью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций ориентируется в первую очередь на социально-психологические особенности молодежного возраста.

Современный молодёжный возраст образовался на основе двух встречных процессов, происходивших в высокоразвитых обществах: акселерации – ускоренного полового созревания и непрерывного отдаления сроков вступления в профессиональную жизнь в силу удлинения периода учёбы. Вот этот промежуточный возраст, когда детство уже кончилось, а ответственная, обременительная профессиональными и семейными заботами взрослость ещё не наступила, и называется молодостью. Молодость, как определённый этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры.

Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием несколько автономных социальных факторов, важнейшими из которых является: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения молодёжи по возрастному принципу способствует выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодёжи в общественно-политической и культурной жизни. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Таким образом, молодёжь – особая социальная группа общества, переживающая период становления социальной зрелости и выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, психологических особенностей и социально-экономического положения, состояние которого зависит от степени экономического и культурного развития данного общества.

На молодёжный возраст приходится очень важные социальные и демографические события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, служба в армии для юношей, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Границы молодёжного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется и в продолжительности жизни людей, расширении границ молодёжного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане; продолжить учёбу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж или вуз, или поступить на работу.

К 30-ти годам молодой человек, как правило, уже имеет профессиональное образование, достигает определённых успехов в сфере труда, создаёт семью, обретает общественный статус.

К молодёжи и молодости можно относиться по-разному. Различия в восприятии молодёжи на обыденном уровне созвучны разным направлениям в исследовании молодёжи. На протяжении «века подростков и молодёжи», как назвала ХХ век – период пристального внимания учёных и политиков к молодёжному вопросу – английская исследовательница Кристин Гриффин, ключевой фокус во взглядах менялся несколько раз: от молодёжи как проблемы – до молодёжи как надежды всего общества. Сегодня всё более значимым становится символическое измерение молодости. Она культивируется в потребительской культуре и рекламе как загадочная пора, полная преимуществ, молодость продлевается и во взрослость, и в детство. То, что принадлежит молодости, символизируется, становится значимым аспектом всякой культуры, всякой личной биографии.

В течение последних пятнадцати лет наблюдается влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья молодёжи. Это нарушение нравственных норм и запретов в рекламе, СМИ, массовой культуре. Большую роль играют изменения в образовании и культуре – преднамеренные реформы, и естественное ухудшение качества обучения в результате недофинансирования. Опросы показывают, что многое в системе ценностных ориентаций молодёжи, сохраняется – например, среди того, что воспитывали в молодёжи раньше и что они хотели бы воспитать в своих детях, на одном из первых мест – трудолюбие, честность. Однако их роль по возрастным группам убывает от старших к младшим.

В массовых продуктах, рассчитанных на молодёжные аудитории, смешиваются стили, жанры, эпохи. Медиатексты обращаются к молодёжным группам на разных культурных языках, формируя подчас противоположные культовые иерархии.

Не меньше важна для понимания современной молодёжи тенденция, связанная с развитием шопинг-культуры. Шопинг-центры, мегамагазины, отвоёвывающие городские пространства в российских мегаполисах, становятся своего рода «народными университетами», помогающими молодёжи формировать вкус, стиль, пристрастия.

В г. Кумертау разработана и успешно реализуется программа «Молодёжь Башкортостана», призванная решить основные молодёжные проблемы: занятость, получение образования, жилья, создание семейного хозяйства. Молодёжная политика в своих стратегических основаниях должна исходить из того, что оздоровление нации может произойти только через оздоровление и развитие нескольких новых поколений россиян-детей и молодёжи.

Сущность, основные понятия молодежной культуры

В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль в формировании ценностных ориентаций играют социальные институты: вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.

В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками.

Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, – мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.

Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:

- стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;

- резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;

- «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;

- двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти .

Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.

К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение – основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.

Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзенштадта, который писал, что появление формализованных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура – это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная молодежная культура – довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением является следующее: «Молодежная культура – это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».

Большинство молодежи учатся в различных учебных заведениях, и тогда они не просто подростки, а студенческая молодежь, рассмотрим кто такие студенты и студенческая молодежь.

Студент (от лат. studens) – усердно работающий, занимающийся, учащийся высшего или среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентом называли любых лиц, занятых процессом познания.

Студенчество – учащиеся вузов. Термин студенчество обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территорией распределения и др. Студенчество – особая фаза, стадия социализации, которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями. Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положение и составе студенчества. Потребность в образовательных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов.

Предметом исследования сегодняшних студентов стали жизненные планы, досуговые предпочтения, моральный облик, профессиональная ориентация, политическая и гражданская позиция, их отношение к существующим формам обучения, а также механизмы социальной защиты студенчества.

Одна из отличительной особенностью современного студента всё же является жажда знаний. Но это чаще всего не бескорыстная неутолимая жажда познания, свойственная подлинным учёным и философам, а расчётливое накопление интеллектуального капитала, т.к. знание понимается как доходный вид собственности, способный приносить немалые доходы. Поэтому знания приобретаются не только в студенческих аудиториях, но и на дополнительных занятиях.

Ещё одной важной и привлекательной чертой студенчества является стремление к независимости, материальной и духовной самостоятельности. 70% первокурсников и 75% пятикурсников считают семейное счастье приоритетной жизненной ценностью, но девушки планируют замужество только после 25 лет, когда будут достигнуты стабильное социальное положение, экономическая обеспеченность, гарантирующие независимость от мужа.

Студенты в большинстве своём политически пассивны, у них отмечено равнодушие и недоверие к власти; заинтересованно следят за политической жизнью лишь 6-8 % опрошенных. Патриотические настроения отражают следующие цифры: одну треть студентов будущее страны волнует, «потому что судьба России – это моя судьба»; одна треть предпочитает заниматься своими делами, а не раздумывать о будущем России; одна треть готова поменять гражданство; религиозное сознание аморфно и недоразвито: истово верующими ощущают себя 5-10%, остальные не определили своего отношения к религии.

Итак, большинство постсоветского студенчества интеллектуально развитые молодые люди, сознательно стремящиеся к полноценной самореализации. Подавляющее большинство привлекает идеал всесторонне развитой активной личности: «Я хочу шагать в ногу со временем, быть более коммуникабельным, владеть всеми средствами современной электроники, иностранными языками, быть современным, любимым». Предпочтительным родом занятий для 50—75% студентов различных специальностей является частное предпринимательство (частная фирма или сотрудник фирмы); государственными служащими видят себя 7-12% очников и 25-30% заочников.

Особое отношение студентов к культуре и «культурности», они ассоциируются с особым стилем общения. По сути дела, они понимаются в первую очередь как специфический способ регулирования отношений между людьми и одновременно как качества, необходимые для такого регулирования: тактичность, вежливость, терпимость, способность понять другого.

Предметом специального внимания стали явления негативного поведения студенческой молодёжи, такие, как чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков и курение. Причины, заставляющие респондентов употреблять или пробовать наркотики, не изменились: «желание новых ощущений», «интерес», «влияние друзей», «поднять настроение». Но всё же процент употребляющих наркотики среди студентов, снижается, но курящих студентов, особенно, девушек, растёт, что негативно сказывается на их здоровье.

Наиболее распространёнными формами проведения свободного времени студентов, оказались традиционные – телевидение, музыка, общение с родственниками, друзьями. На втором месте по-прежнему осталась «продвинутая» форма, ориентированная на посещение баров, дискотек, занятие спортом, компьютером.

Итак, анализ изучения студенчества раскрывает как позитивные, так и негативные стороны социального опыта современного российского студенчества. Изучение этой группы молодёжи позволяет правильно, планомерно подходить к воспитанию и формированию ценностных ориентаций студентов в образовательном учреждении, искать новые подходы к обучению, организации досуга.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, всегда остается актуальной проблема воспитания российской молодежи, решение которой возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, объективно стимулирующей «... воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни» (126, с. 20).

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодёжи, формирования ее ценностных ориентаций, интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Досуг студенческой молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг. (65, с.34)

Основные потребности этой возрастной группы общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Социализация молодежи в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков.

Таким образом, проблема студенческого досуга нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него», время «социального воспитания» (16, с. 26).

В учебных заведениях студенческий досуг должен являться важнейшим звеном воспитательной работы. Воспитательная работа должна носить системный плановый характер. Заниматься ею должен весь педагогический коллектив: администрация, заведующие отделениями, профессорско-преподавательский состав руководители допризывной подготовки и физического воспитания. Желательно, чтобы в процессе воспитательной работы в рамках студенческого досуга участвовали педагог - организатор досуга, воспитатели и классные руководители, работники музея и библиотеки, руководители творческих кружков, психологи, т.е. создавались оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

Так же в рамках воспитательной работы в процессе культурно-досуговой деятельности необходимо тесное и творческое сотрудничество педагогического коллектива с советом студенческого самоуправления, студенческим оперативным отрядом, студком общежития, независимым профсоюзом студентов, что помогает выявлению лидерских качеств, формированию гражданского самосознания студентов.

Социальное воспитание студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного.

Необходимо поддержание отношений с культурно-досуговыми учреждениями города – театрами, кинотеатрами, музеями, выставочными залами и так далее.

Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.

Все большей популярностью во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры психологической разгрузки». (65, с. 17) Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание.

Очень большой потенциал для реализации социального воспитания учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные мероприятия – их проведение и организация - так же совместная задача образовательного учреждения и представителей студенчества.

Естественно, что нельзя обойтись и без работы «Клуба Веселых и Находчивых» - как одной из самых популярных форм проведения досуга у студентов.

То есть воспитательный процесс в рамках культурно-досуговой деятельности требует тесного взаимодействия всех его участников и обязательного учета интересов студенчества.

Такой подход обеспечит достижение одной из главных целей каждого учебного заведения - формирование конкурентоспособного специалиста.

В рамках проведенного в 2008 году Internet-исследования «Современный досуг» получены следующие результаты. Из общего количества опрошенных студентов 28% посещают специализированные группы, организованные в их учебных заведениях (кружки, объединения, секции и т.д.), 58% посещают мероприятия, организуемые учебными заведениями для всех студентов, (праздники, концерты, недели, посвященные различным наукам, конференции, профильные мероприятия и т.д.), остальные 14% - практически не бывают на мероприятиях организуемых учебными заведениями. Полученные результаты означают, что подавляющее большинство студентов посещают культурно-досуговые мероприятия, организуемые их учебными заведениями. Следовательно, подтверждается необходимость и значимость организованной работы, направленной на социальное воспитание студентов в условиях культурно-досуговой деятельности. Важно, чтобы все мероприятия, организуемые учебным заведением, несли свою смысловую нагрузку, преследовали воспитательные цели: расширение кругозора в области получаемой специальности, формирование ценностных ориентаций, развитие духа соревнования, воспитание эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни, развитие чувства юмора, познавательной активности.

По результатам опроса отмечается, что досуговые предпочтения были отданы спорту, дискотекам, мероприятиям развлекательного характера.

В сложившихся условиях задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи, если практические шаги по обновлению общества не будут опираться на реальные потребности молодых людей, не будут соответствовать их интересам, то вряд ли они будут реализованы на практике.

Таким образом, большое значение приобретает социально-психологический подход к массовой работе организаторов досуга, позволяющий опираться на такие механизмы как коллективная эмоция и общественный настрой.

Работа с молодежью должна выполнять ряд социально-значимых функций:

- формирование ценностных ориентаций;

- просвещение молодежи;

- развитие творчества и общественной активности;

- организация широкого общения;

- обеспечение отдыха и развлечений.

Чем шире и разнообразнее поле культурно - досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты.

Рост интереса у учащейся молодежи к современным социо - культурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что их стремление к получению образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями, навыками. Необходимо создать в образовательных учреждениях оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании.

Для этого необходимо:

- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей;
- развитие студенческого самоуправления;

-развитие досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи;
- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи.

Формирование ценностных ориентаций молодежи сегодня означает сделать важный вклад в будущее.

В современном понимании ценности представляют собой «...человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения». Поэтому современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у учащейся молодежи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности, патриотизма и многих других.

По прежнему богатые возможности для формирования ценностных ориентаций и развития молодежи несет в себе досуг.

По В. И. Далю – «досуг» - свободное, незанятое время, простор от дела. (36, с. 23)

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Т.к. досуг - деятельность, это означает, что он не пустое время провождение, непростое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев -Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста индустрии свободного времени - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании - это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как: - необходимое условие жизнедеятельности человека и общества; - источник творческого преобразования индивида в личность; - форму передачи знаний и социального опыта; - исходный пункт самосознания личности; - регулятор поведения людей в обществе; - самостоятельный вид деятельности; Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: - в эмоциональном контакте, сопереживании; - в информации; - в объединении усилий для совместных действий. Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: - по содержанию (познавательные, развлекательные); - по времени (кратковременные, периодические, систематические); - по характеру (пассивные, активные); - по направленности контактов (непосредственные и опосредованные). Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция. Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные.

Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по - своему воздействию на личность досуг. Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности.

Наши рекомендации