Употребление однородных членов предложения
Однородные члены предложения должны отвечать на один и тот же вопрос, связываться друг с другом сочинительной связью и относиться к одному члену предложения. Нормы употребления однородных членов обычно нарушаются в следующих случаях:
а) не могут связываться как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола: Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью;
б) не могут связываться как однородные члены глагол и имя прилагательное: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая;
в) при двойных сопоставительных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, другой – после второй: Раскольников не только убил старуху, но и ее сестру. Правильно Раскольников убил не только старуху, но и ее сестру;
г) нельзя делать однородными слова, логически не объединенные друг с другом: Летом мы собирали клубнику, малину, землянику, ягоды. В этом предложении слово ягоды является общим (родовым) обозначением, а названия ягод – частными (видовыми). Чтобы исправить такую ошибку, надо или перечислить все виды собираемых ягод, или использовать местоимение другие. Правильно Летом мы собирали клубнику, малину, землянику и другие ягоды.
Также нельзя допускать, чтобы в роли однородных членов выступали слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, далекие по смыслу понятия.
ПОВТОРЯЕМ ПУНКТУАЦИЮ!
Тире в неполном предложении
1. В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена предложения ставится тирев следующих случаях:
1) При наличии паузы: На полках – пыль, по углам – паутина, на полу – мусор;
2) В заголовках и лозунгах следующих конструкций: кому – что, кто – чему, кто – куда, что – куда, что – как, что – что – где: Землю – крестьянам; ученые – природе; миру – мир и др.
3) Если пропущен какой-либо член предложения – главный или второстепенный: Все пошли гулять, а я – в бассейн.
4) Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (Горький).
2. Тире не ставится при отсутствии паузы: В доме шум и суета.
3. Между однородными членами предложения не ставится запятая
1) В устойчивых сочетаниях: и вкривь и вкось; ни слуху ни духу; и стар и млад; ни больше ни меньше; ни жив ни мертв; ни кола ни двора; ни то ни се; за все про все; ни рыба ни мясо; ни жарко ни холодно и др.
2) Между двумя одинаковыми формами глагола, выступающими как простое глагольное сказуемое: пойду вздремну; попробуй реши и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое «общепонятность», «общедоступность» речи?
2. Как можно охарактеризовать лексику русского языка?
3. Расскажите о коммуникативных качествах речи.
4. Назовите типы словарей.
5. Какие лексические ошибки встречаются в речи?
5. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?
6. Какие способы передачи значения слов вы знаете? Приведите примеры.
7. Какие существуют формальные признаки определения рода имен существительных?
8. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых имен существительных?
9. Назовите вариантные формы падежных окончаний имен существительных?
10. Каковы особенности склонения количественных, порядковых, дробных и собирательных существительных?
11. Перечислите особенности сочетаний числительных с существительными.
12. Расскажите об образовании форм прошедшего времени глаголов и причастий.
13. Назовите способы образования причастия и деепричастия.
14. Какую функцию выполняют в речи служебные слова?
15. Какие характерные ошибки допускаются в речи при употреблении местоимений, наречий и служебных слов?
16. Какие характерные ошибки допускаются в речи при употреблении деепричастного оборота?
17. Расскажите о выборе предложно-падежной формы управляемого существительного.
18. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.
РАЗДЕЛ IV. ЯЗЫК УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Тема 1.
Особенности устной и письменной научной речи. Квалификационная работа бакалавра: краткая характеристика структуры и содержания
Особенности устной и письменной речи
Композиция научного текста. Рубрикация