Культура арабо-мусульманского востока

Арабо-мусульманский средневековый мир -это результат распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь.

Культура арабо-мусульманского мира основывалась на более ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Но свою сущность и важнейшие особенности она обрела благодаря возникновению и распространению ислама, определившего все стороны культуры и жизни человека.

Социально-экономическая основа арабо-мусульманского средневековья в сравнении с другими средневековыми обществами имела ряд особенностей. Для культуры наиболее важным оказалось то обстоятельство, что типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов». Весьма влиятельными были средние городские слои. У власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники.

По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной.

Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание.

Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического.

Не будет преувеличением сказать, что в области научной и философской арабо-мусульманское средневековье намного превзошло другие средневековые культуры. В частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и собственно восточное.

Со времени распространения культура арабо-мусульманского востока - student2.ru ислама, т.е. с VII в., и вплоть до XII в. можно говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусулъманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры.

Восприятие Корана как образца совершенства привело к тому, что стилистика этой священной книги особым образом отразилась на всей художественной культуре. Как известно, важнейшая стилистическая особенность Корана - в соседстве трудносоединимых или несоединимых вовсе элементов: рассуждения о божественном сочетаются с бытовыми сравнениями и торговыми понятиями, умозрительные идеи - с вполне реалистическими образами. Эти же особенности характеризуют и язык литературы арабо-мусульманского средневековья.

В качестве важнейшей особенности мусульманского искусства нужно назвать тяготение к самостоятельности отдельных частей и элементов художественного произведения. Прозаические тексты часто представляют собой искусно объединенные, но независимые друг от друга сюжеты. Стихотворные произведения состоят из отдельных частей, имеющих смысл и структурно завершенных. Внутри большого поэтического произведения они достаточно автономны, могут менять свои места, по существу не меняя структуру текста в целом.

Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Таким образом, архитектурное произведение как бы замкнуто в себе и полностью завершено.

Орнамент состоит из отдельных повторяющихся законченных форм. Вместе с тем в орнаменталъности можно обнаружить следующую важнейшую характеристику арабо-мусульманской средневековой культуры. Ее можно сформулировать как стремление к протяженности, повторимости, стремление к перетеканию из одной формы в другую, из одного состояния в другое. Музыкальное произведение выстраивается на одной мелодии в разных ее вариациях, в литературных произведениях отдельные законченные части как бы нанизываются друг на друга.

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что изобразительные искусства не получили значительного развития в арабо-мусульманской художественной культуре. Изобразительное искусство оказалось в рамках художественного ремесла и в роли служебной.

Но мы можем наблюдать иную форму изобразительности в арабо-мусульманской художественной культуре. Она - в любовании фрагментом, элементом, деталью - звуком, фразой, словом, элементом орнамента.

Это свойство наряду с особым почитанием слова в средневековой мусульманской культуре привело к особому положению каллиграфии. Буквы становились не просто знаками для выражения какого-либо содержания, но обретали и художественное значение. Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был вдругом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Они служили напоминанием о слове Бога - о Коране.

С преклонением перед божественностью слова и вниманием к его форме связано искусство книги. Достаточно традиционное для любой средневековой культуры искусство рукописной книги арабо-мусулъманского средневековья внесло свою страницу в мировую культуру.

Особенностью художественной культуры средневекового Ближнего Востока можно считать и то, что творчество там почти всегда было занятием профессиональным, хотя возможным было и совмещение разных занятий.

Наиболее почитаемым среди художественных занятий было литературное. Это вело к тому, что поэты были весьма влиятельны в обществе, кроме того, доходы, которые приносило им творчество, были столь высоки, что часто обеспечивали литераторам безбедное существование.

Исполнители литературных произведений считались людьми уважаемыми, но все же их дар и умения ценились ниже, чем дарование литератора.

С формальной стороны творчество певцов, музыкантов и танцовщиков, а точнее - танцовщиц, не считалось достойным уважения. И тем не менее их выступления с удовольствием смотрели и слушали всюду - и на базарах, и во дворцах.

Вполне почетным был труд ремесленника. Причем творчество декоративно-прикладное, так же как и архитектура, не было анонимным - достаточно часто можно встретить имена авторов тех или иных произведений искусства.

Так сложилось, что художественные ремесла составляли существенную часть художественной культуры средневекового арабо-мусульманского мира. Знакомство других народов с культурой мусульманского средневековья тоже чаще всего было связано с произведениями прикладных искусств - с оружием, украшенным каллиграфией и орнаментом, коврами, одеждой, посудой. Сейчас же мы можем сказать, что и коранические сказания, и поэтические произведения, и философские идеи, и архитектурные сооружения и многое другое - бесценный и неповторимый вклад арабо-мусульманского средневековья в мировую культуру.

© Центр дистанционного образования МГУП

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook158/01/part-006.htm

Влияние религии на культуру людей

Материалы » Христианство в культуре средневековья » Влияние религии на культуру людей

Страница 1

Религия «телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человека разумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезером утверждают: «Вся культура – из храма, из культа».

Власть религии на ранних этапах развития культуры выходила за границы измерения последней. Вплоть до позднего средневековья церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизни практическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены.

Духовно властвуя над паствой, Церковь в то же время осуществляла опеку и цензуру над культурой, понуждая ее к обслуживанию культа. В особенности эта духовная диктатура ощущалась в средневековых государствах католического мира, где Церковь доминировала политически и юридически. И уж почти повсеместно она довлела над моралью и искусством, образованием и воспитанием. Церковная опека и цензура, как и всякий диктат, отнюдь не стимулировали культурный прогресс: свобода – воздух культуры, без которого она задыхается. Отмечая положительные моменты религиозного воздействия на реалии культуры, не следует забывать и об этом.

Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса.

Церковный обряд часто продолжается в установлениях народного быта и календаря. Временами трудно отделить светское начало в национальных традициях, обычаях и обрядах от религиозного. Чем, например, являются Семик и Масленица у русского народа, Навруз у азербайджанцев и таджиков? Светско – народное и церковно-каноническое сплетено в этих праздниках нерасторжимо. Спаси Бог (спасибо) – это религиозная или светская формула поминки – разве это чисто церковный ритуал? А колядование?

Пробуждение национального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественной религии. Именно это происходит в России.

В Европе культурными островками стали школы для монахов при монастырях. В средние века ведущее место занимала архитектура. Это было вызвано прежде всего настоятельной потребностью в строительстве храмов.

Дальнейшим культурным стимулом стал рост городов, центров торговли и ремесел. Новым явлением стала городская культура, породившая романский стиль. Романский стиль возник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевской власти и церкви. Лучше всего романский стиль олицетворяли находящиеся на возвышенностях крупные соборы, как бы возвышающиеся над всем земным.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архитектурных построек выражал стремление к Богу и мечту о высшей жизни. Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Каждая деталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий и Новый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод, порталы – преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собора олицетворял небесный рай.

Раннее христианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества и презрение к создавшим их людям. Но постепенно, под влиянием христианских идей о благотворном, возвышающем значении труда, это отношение изменилось. В монастырях того времени приписывалось сочетать деятельность, ведущую к общению с Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение, молитвы, ручной труд. Именно в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства. Искусство считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не только рядовые монахи, но и высшая церковная элита. Средневековые искусства: живопись, архитектура, ювелирное дело – были заложены в стенах монастырей, под сенью христианской церкви.

В XII веке интерес к искусству значительно возрастает. Это связано с общим техническим, экономическим и научным прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект, способность к изобретению нового начинает цениться значительно выше, чем раньше. Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, на вершине которой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие практические навыки и отражение образов священного предания, получает в средневековой культуре особый статус.

Отношение к искусству в средневековье претерпело большие изменения. Так, во время раннего средневековья (V–VIII века) доминируют античные представления об искусстве. Искусство классифицируется на теоретическое, практическое и созидательное. Начиная с VIII века христианские идеи активно переплетаются и взаимодействуют с нерелигиозными. Основная цель искусства – стремление к божественной красоте, которая воплощена в гармонии и единстве природы.

Христианство, распространяясь на все сферы жизни средневекового человека, естественно определяло направление и содержание художественного творчества, ограничивало искусство своими догматами. Художественное творчество не могло распространяться за их пределы. Оно было существенно ограничено иконографической традицией. Основной целью творчества было сохранение и возвышение христианского учения. Вся средневековая культура была подчинена единственной реальности – Богу. Бог обладает подлинной субъективностью; устремленный к идеалу человек, изображенный в произведениях искусства, должен подчинить свою волю Богу. Все в Боге: судьба определяется Богом, мир объясняется Богом. Христианство определяло предпочтительные темы и формы искусства. В литературе излюбленный жанр – жития святых; в скульптуре – изображения Христа, Богоматери, святых; в живописи – икона; в архитектуре – собор. Распространены также темы рая, чистилища и ада. Художник должен был в своих произведениях запечатлеть красоту божественного миропорядка, согласовав свое видение с представлениями христианского духовенства. Творчество человека относительно, ограничено и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве – Христос и его учение.

Художественные произведения должны не только приносить чувственные удовольствия от созерцания прекрасной и гармоничной красоты, они должны воспитывать человека в духе стремления к Богу. Благочестие – это самое главное духовное качество, пробуждаемое искусством.

На Руси в XV веке появляются художественные школы, расцветает зодчество и иконопись. Знаменитым представителем золотого века новгородской монументальной школы стал греческий мастер Феофан Грек. Он не использовал иконографические «прописи», его произведения были глубоко самобытны и неповторимо индивидуальны. Он расписал более 40 церквей. Монументально-декоративные произведения, ставшие в одном ряду с другими величайшими творениями мирового искусства, создавал в XV веке Андрей Рублев. В память Сергия Радонежского он написал свое самое совершенное произведение – икону «Троица». Так, при Иване III возводится Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, строятся стены Кремля. Самобытный национальный дух был воплощен в храме Василия Блаженного.

И даже в наше время, если тщательно проанализировать жизнь крестьян, в их быте можно встретить некоторые следы средневековья.

Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека, среди них особенно прославились собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени. Н.В. Гоголь (1809–1852) писал: «Готическая архитектура есть явление такое, какого еще никогда не производили вкус и воображение человека. … Вступая в священный мрак этого храма весьма естественно ощутить невольный ужас присутствия святыни, который не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

Таким образом, средневековье на основе христианской традиции создало массового человека, который был заинтересован в решении проблем равенства, свободы, был озабочен системой правовых и иных гарантий индивидуального бытия.

Художник был посредником между людьми и Богом. Именно таким образом через идею возвышения, через обращение к человеку-творцу развивалась средневековая модель мира.

Это неотъемлемый принцип европейской модели мира, противоположный восточному – принципу стабильности, гармонии, естественности.

Древнерусский традиционализм усилился православным традиционализмом. Община, общество значили больше, чем судьба отдельного человека.

Процесс становления древнерусской культуры не был просто процессом простого поступательного движения. Он включал в себя взлеты и падения, периоды длительного застоя, упадка и культурных прорывов. Но в целом эта эпоха представляет собой культурный пласт, определивший последующее развитие всей русской культуры.

Церковь оставляет вехи в материальной культуре народа монастырским производством, храмовым строительством. Изготовлением культового убранства и облачения, печатание книг, наследием иконописи, фресок.

С самого начала своего существования Церкви приходилось определять свою позицию по отношению к обществу. Сначала она представляла меньшинство, часто гонимое и преследуемое. Небольшие, но быстро растущие христианские общины стремились выработать особый стиль жизни, основанный на любви к Богу и своему ближнему. Не вызывает сомнения, что христианство оказало огромное влияние на общество. Благодаря Церкви в средневековой Европе появились первые больницы и университеты. Церковь построила великие соборы, оказывала покровительство художникам и музыкантам. Очевидно, что религия и культура не тождественны. Религия складывается раньше и соответствующим образом переформировывает общественное сознание. Начинают формироваться новые культово-культурные архетипы, которые образуют фундамент новой культуры. Свой адекватный облик (точнее Лик) христианская культура обрела только в зрелой Византии и Древней Руси и в средневековой Западной Европе (латинско-каталическая ветвь). Именно тогда все главные сферы человеческой жизни и духовно-материального творчества, все основные социальные институты оказались полностью охваченными христианским духом; религия, церковный культ, христианское миропонимание стали главными культуросозидающими факторами

http://www.woldculture.ru/woculs-970-2.html

СОДЕРЖАНИЕ

·Введение

o Христианское сознание— основа средневекового менталитета

o Научная культура в средние века

o Художественная культура средневековой Европе

o Средневековая музыка и театр

o Заключение

o Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

— Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х — XI веков);

— Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;

— Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило,принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новыхгосударственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его . островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрогоподъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья —схоластика.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Наши рекомендации