Социальная идентификация российской интеллигенции

SOCIAL IDENTIFICATION
OF RUSSIAN INTELLIGENTSIA

Р.Р. Хузяхметов

Roman R. Khuziakhmetov

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

Tyumen State University, Tyumen, Russia

Статья посвящена проблеме социальной идентификации российской интеллигенции. Социальная идентификация проявляется через развитое самосознание, а также рефлексивное восприятие места индивида в жизни и его предназначения. Критериями исследования идентификации в этой статье выступили: степень социально-экономической адаптации, уровень социальной и политической активности, ценностные ориентации личности. Приводятся результаты исследования социальной идентификации интеллигенции г. Тюмени.

Ключевые слова: интеллигенция, социальная идентификация, адаптация, социальная и политическая активность, правительство

The article deals with the issue of social identification of Russian intelligentsia. Social identification manifests itself through the developed self-consciousness, as well as the reflexive perception of the individual's place in life and his purpose. The level of socio-economic adaptation, the level of social and political activism and the value system of a person are the criteria for the study of identification in this article. The results of the sociological research of social identification of Tyumen intelligentsia are presented in this article.

Key words: intelligentsia, social identification, adaptation, social and political activism, government

Весь мир с разной скоростью движется к обществу нового типа – обществу знаний. В этих условиях вопрос о качестве интеллектуальной элиты стоит наиболее остро. В новом мире ценность государства как никогда раньше будет определяться ценностью индивидов, его составляющих, их креативными способностями. Есть ли место интеллигенции среди интеллектуальной элиты? Являются ли сегодня все без исключения интеллигенты простыми интеллектуалами, «образованным классом», или в них сохраняется живое нравственное начало и желание служить своему обществу; переживают ли они за судьбу страны?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, прежде всего, уделить внимание формальным признакам включения индивидов в группы интеллектуалов и интеллигентов. Конечно, эти группы имеют общие характеристики, а именно: а) наличие высшего или среднего специального образования; б) занятие преимущественно умственным трудом, в) сравнительно большее по сравнению с другими социальными группами участие в выполнении управленческих функций или приобщение к ним; г) иная форма оплаты труда; д) социальный престиж и социальная ответственность по сравнению с другими социальными группами [1, 193].

Однако наряду с этими общепризнанными характеристиками, имеется 5 особых признаков, которые позволяют рассматривать интеллигенцию как отдельное от интеллектуалов социальное образование. Ж.Т. Тощенко подробно рассматривает каждый из них, примеряя к современной интеллигенции.

Служение народу, столь ярко проявлявшееся в жизни дореволюционной интеллигенции, сегодня уступает установке на личное благополучие. И хотя сама по себе эта установка не является чем-то неприемлемым, но отвержение общественно значимых ценностей делает человека социально ущербным существом.

Общественно значимые цели в жизни современной интеллигенции если и присутствуют, то крайне скудно. Налицо преобладание индивидуалистических, меркантильных целей, в основном связанных с личным благосостоянием. И даже если те или иные политические ориентации исповедуются, то они в большинстве случаев направлены на решение эгоистических групповых задач.

Смысл жизни «старой» интеллигенции состоял в том, чтобы являть собой олицетворение всего лучшего и передового, быть «солью», совестью, честью своего народа. В царской России это были такие гиганты мысли, совести и нравственности, как писатели Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Н.Г. Чернышевский, врач Н.И. Пирогов, художники-передвижники, «Могучая кучка» композиторов. Не меньшее величие связано с именами таких выдающихся советских ученых как Н. и С. Вавиловы, М. Келдыш, С. Королев, для которых профессиональный долг, совесть и моральная ответственность составляли единое целое. К сожалению, в современных условиях, когда на место неповторимых, почитаемых и за талант, и за масштаб сотворенного дела, вдруг пришли сверхбогатые, со смутной биографией обретенных миллиардов, не могут родиться те представители интеллигенции, которые бы стали совестью своего народа.

Интеллигенция – это ответственные граждане своей страны, которые возлагают на себя обязанность быть причастными ко всему происходящему в обществе, отвечать за свое поведение при решении общественно-значимых проблем. У современной российской интеллигенции ориентация на общественные интересы во многом замещена корпоративными, групповыми, личными. Нажива и карьеризм, которые всегда в той или иной мере были присущи отдельным представителям интеллигенции, достигли чудовищных размеров.

Сохранился ли критерий – интернационализм, уважение к другим народам? Подлинное уважение русской интеллигенции к представителям других народов было основано на патриотизме, на уважении родной культуры и языка. Поэтому интеллигенция в своем большинстве была и во многом остается по своей сути интернациональной, благорасположенной к представителям других народов, иных наций и национальностей. Однако установление национальных суверенитетов на постсоветском пространстве породило вспышку этноэгоизма, этнической ограниченности и даже этнофобии. Постсоветские страны разъедает агрессивный и деформированный национализм, который породил огромную трагическую напряженность в национальных отношениях, привел к росту недоверия, а в некоторых районах и к военным столкновениям [4, 152].

Несмотря на то, что современная интеллигенция лишь частично соответствует каждому из приведённых признаков, всё же сохранилась определенная группа, которая самостоятельно мыслит и хотела бы продолжать традиции российской интеллигенции, но с учетом изменившихся условий общественной и личной жизни [2, 473].

В социологии социальная идентификация понимается как процесс формирования социальной определенности через соотнесение и отождествление индивидом себя с социальными образцами, группами, ролями, типами, признаками. Социальная идентичность трактуется как итог социальной идентификации [5, 14-15]. Чувство принадлежности к социальной группе выполняет важные социальные и социально-психологические функции: обеспечивает подчинение индивида социальной группе, групповую защиту, критерии оценки и самооценки [6, 7].

В.А. Ядов приходит к выводу, что в динамичном мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. Кризис идентичности выступает как нормальное состояние индивида, принуждаемого в условиях постоянных социальных изменений отслеживать свои ориентации в пространстве «Мы-Они» [3, 29]. Исходя из этого, можно сказать, что сложности в обретении интеллигенцией своей социальной идентичности не являются чем-то удивительным, т.к. далеко не все её представители избирают позитивный механизм соотнесения. Сегодня стал особо популярен специфический слой, который паразитирует на умах плохо образованной общественности, «обличая пороки» всего советского, «разоблачая» невежественных правителей Российской империи, оскорбляя русский народ, отвергая идеи евразийства и, конечно, восхваляя своих единомышленников.

В случае если базовые параметры социальной идентичности исчезают (например, цель, ради которой создается группа), само существование группы оказывается под угрозой до тех пор, пока не будет найдена новая побудительная причина деятельности. Сегодня как раз сама цель существования интеллигенции ставится под сомнение. К примеру, А.И. Фурсов, Н.А. Покровский в своих работах обосновывают точку зрения, согласно которой социокультурная роль российской интеллигенции закономерно исчерпалась с окончанием стимулировавшей ее исторической эпохи [7, 7].

Таким образом, только если российской интеллигенции удастся преодолеть идентификационный кризис, она сможет исполнять свою основную функцию, которая состоит в анализе, критике и разъяснении; т.е. в формировании общественного мнения и ценностно-смысловой регуляции жизни общества.

Согласно критерию самоидентификации интеллигенция распределяется по всем трем слоям среднего класса [5, 20]. Это говорит о неоднородности данной социальной группы, делении её не только на основе социально-профессионального критерия, но и по другим признакам. Целесообразно использование ещё трёх особых критериев: степень социально-экономической адаптации (интеллигенция обладает значительными адаптационными ресурсами), уровень социальной и политической активности (формирование общественного мнения и тем самым воздействие на власть как функция интеллигенции), ценностные ориентации (высокая нравственность как сущностная черта интеллигенции).

С целью определения характера и особенностей социальной идентификации интеллигенции в современном российском обществе было проведено пилотажное социологическое исследование. Задачами этого исследования стали: 1) определение состава интеллигенции; 2) выяснение особенностей ценностного сознания интеллигенции; 3) выявление степени политического самосознания интеллигенции; 4) определение характера и степени адаптации интеллигенции к современным социально-экономическим условиям.

Далее будут представлены основные выводы по результатам исследования. Налицо отчуждение интеллигенции от остального населения и от власти. Интеллигенция слабо верит в то, что участие в выборах дает возможность влиять на власть и положение дел в стране. Только 55% считает, что участие в выборах – это обязанность гражданина. 47% признаются, что плохо понимают цель и смысл социальной и экономической политики правительства. Более того, даже те респонденты, которые готовы участвовать в протестных акциях (29%), не верят в эффективность таких мероприятий (67%).

Анализ результатов позволяет утверждать, что в настоящее время происходит процесс «опрощения» интеллигенции, проявляющийся в обеднении её социальных связей и одомашнивании досуга. В структуре жизненных ценностей «семьи и дом» вышли на уверенное первое место (91%), оставив далеко позади «духовную жизнь» (25%) и «общение» (42%). Очевидной стала относительно низкая значимость «полезности работы» для общества (30%) в сравнении с «величиной заработка» (73%).

Вместе с тем, «истинно интеллигентские» ценности сохраняются; общественно значимые качества личности более важны для интеллигенции, чем для других социальных групп, что удалось установить посредством сравнительного анализа результатов двух других исследований ценностных ориентаций [9, 10]. Долг (55%), совестливость (51%) и порядочность (72%) представители интеллигенции ценят значительно выше, чем другие люди.

В то же самое время среди современной российской интеллигенции преобладает установка на личное благополучие и повышение профессионализма.

Респонденты демонстрируют преимущественно успешную адаптацию. Это даёт основания полагать, что приспособление к рынку не пошло в ущерб нравственным качествам интеллигентов. В качестве индикаторов уровня адаптации были использованы самооценка материального положения, степень уверенности в будущем, а также выбор стратегии приспособления. Респондентов можно разделить на три группы по степени успешности их адаптации:

1) Узкая группа «преуспевающих» (12%). Те, кто показывают хороший результат по каждому из трёх индикаторов. Так, они утверждают, что не испытывают затруднений при покупке крупной бытовой техники. Кроме того, в последние пять лет они прошли курсы повышения квалификации, сменили или нашли дополнительную работу или даже основали собственный бизнес, т.е. реализовали позитивно-активную стратегию приспособления. 2) Подавляющее большинство «адаптированных» (72%). Это люди, которые спокойно удовлетворяют свою потребность в еде и одежде. Однако они стали время от времени отказывать себе в посещении концертов, экономили на покупке книг и старались меньше денег тратить на отпуск. Но большинство из них считает, что нашли своё место в жизни и с настороженным оптимизмом смотрит в будущее. 3) Относительно небольшой процент «аутсайдеров» (16%). Они говорят, что не нашли своего места в жизни и не верят, что смогут повысить свой уровень жизни в ближайшее время. Некоторым из них не хватает денег на покупку одежды и обуви.

Таким образом, исследование показало, что в настоящее время происходят коренные изменения в социальной идентичности и ценностных ориентациях интеллигенции. Осваивая активные стратегии социальной адаптации, представители интеллигенции вынуждены искать дополнительную работу или уходить в бизнес, что отрицательно сказывается на их профессиональном уровне. Происходит индивидуализация и даже атомизация интеллигентской среды, что чревато ее возможным распадом. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований в данной области с целью решения обозначенных проблем.

Научный руководитель: ст. преподаватель И.В. Ильина

Литература

1. Корносенков С.В. Слово «интеллигенция» в современном публицистическом дискурсе // Свободная мысль. – 2009. – № 9. – ­С. 191-198.

2. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. – 668 с.

3. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ. // Социальная политика. Социальная структура. – 2004. – № 3. – С. 27-30.

4. Гранин Ю.Д. Национализм и интеллигенция // Вестник РАН. – 2010. – т. 80. – № 2. – С. 147-154.

5. Милованова И.О. Социокультурная идентификация гуманитарной интеллигенции в современном российском обществе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. – Московский государственный педагогический университет. – М., 2007. – 30 с.

6. Балич Н.Л. Социальная идентичность: теоретико-методологические основания социологического анализа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. – Институт социологии НАН Беларуси. – Минск, 2012. – 27 с.

7. Макарова С.Э. Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. – Московский государственный технологический университет. – М., 2009. – 27 с.

8. Горшков М.К. Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. – М., 2014. – 221 с.

9. Максимова Т.М. Социально-демографические особенности лиц с различными жизненными ценностями. // Бюллетень ННИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2003. – №14. – С. 21-25.

10. Шпинькова М.Г. Жизненные ценности и интересы студентов. // Издательство БГТИА, 2014. – 252 с.

УДК 37.035.4

Наши рекомендации