Причины отсутствия предложения продолжить работать
на предприятии или организации Курского региона за время прохождения практики или стажировки на этих предприятиях*
(от числа респондентов, не получивших предложение
о трудоустройстве)
Варианты ответов | Количество человек | % |
Практика/стажировка для «галочки» | 37,2 | |
В организации уже сформирован полный штат сотрудников | 29,1 | |
Не планировали работать на данном предприятии/организации | 18,6 | |
Не планировали работать по своей специальности | 8,1 | |
Несоответствие условий труда Вашим карьерным амбициям | 3,5 | |
Вы не подошли по профессиональным качествам | 2,3 | |
Отказались сами из-за низкой оплаты труда | 2,3 | |
У Вас сложились плохие отношения с начальством | – | – |
У Вас были конфликты с уже работающими людьми | – | – |
Другое | 7,1 | |
Итого | 108,2 | |
* Допускалось отметить несколько вариантов ответа |
Это свидетельствует о том, что необходимо повысить уровень значимости практики и улучшить качество обучения практическим навыкам. Остальные варианты ответов набрали следующие количество процентов:
- не планировали работать по своей специальности – 8,1%;
- несоответствие условий труда Вашим карьерным амбициям – 3,5%;
- вы не подошли по профессиональным качествам – 2,3%;
- отказались сами из-за низкой оплаты труда – 2,3%.
Вариант «Другое» набрал 7 %, были следующие ответы: все покажет преддипломная практика (1,2 %), еще не было практики (2,3 %), отсутствовал диплом (1,2 %), проходил практику в своем городе (1,2 %), я ещё учусь (1,2 %).
Отметим, что у выпускников вуза во время прохождения практики или стажировки отсутствовали конфликты как с начальством, где они проходили практику, так и с коллегами во время практики (см. табл. 2).
Все выше изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время такой способ трудоустройства, как прохождение практики или стажировки на предприятиях и организациях региона не имеет широкой распространенности. Данное заключение вытекает из ряда причин. Во-первых, 86% опрошенных выпускников вуза не получали предложение продолжить работать после прохождения практики или стажировки. Во-вторых, 37% респондентов от числа тех, кто не получил такое предложение отметили, что практика, которую они проходили, проводилась только с целью обучения, а не для того, чтобы трудоустроить их на предприятиях – базах практики. Данные причины показывают, что есть основание утверждать, что эффективность данного способа трудоустройства находится не на максимальном уровне.
Также мы можем сделать ряд косвенных выводов, которые необходимо проверять в ряде отдельных исследований. Первый такой косвенный вывод говорит о том, что существует небольшая, но значимая когорта студентов – 8%, которые не собираются работать по своей профессии (специальности). Это свидетельствует о проблеме, связанной с профессиональным самоопределением молодых людей, а точнее с тем, какой они видят свою будущую профессию. Второй косвенный вывод говорит о том, что подбираемые для прохождения практики или стажировки предприятия и организации региона не привлекательны для дальнейшего трудоустройства на них, об это говорить то, что почти 19% опрошенных сказали о том, что не собираются работать в данных организациях и предприятиях.
В связи с этим основные пути улучшения эффективности данного способа трудоустройства видятся нами в следующем:
- усиление связи между получаемой профессией (специальностью) и местом прохождения производственной практики, что будет влиять на выбор баз практики;
- более рациональное распределение времени и объема производственной практики;
- подбор мест прохождения практики с учетом мнения студентов вуза, выраженный в выборе наиболее привлекательных для молодых предприятий и организаций.
Таким образом, такой способ трудоустройства, как прохождение практики и стажировки на предприятиях и организациях в регионе, представляет собой доступный для студентов вуза способ поиска и получения работы, который можно и необходимо переводить на более эффективный уровень.
Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец
Литература
1. Лабаров Д.Б., Думнов С.Н., Балханов А.М., Галсанова И.Д. Качество организации прохождения производственных практик как фактор повышения конкурентоспособности выпускников агроинженерных вузов // Образование. Инновации. Качество: сб. тр. конференции / Курск. гос. сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова. – Курск, 2012. – С. 296-298.
2. Лаврусевич П.Е. Личные связи на российском рынке труда: региональная специфика и формирование стратегий трудоустройства // Регион: экономика и социология. – 2007. – № 2. – С. 136-150.
3. Лукашов С.В. Анализ итогов проведения производственных практик и работы студенческих отрядов в вузах Брянской области // Современные проблемы высшего образования: сб. науч. тр. / Брянск. гос. инженерно-технологическая академия, материалы научно-методической конференции, под ред. С.А. Симонова, А.Н. Заикина. – Брянск, 2016. – С. 202-205.
4. Пасовец Ю.М. Мотивы вторичной занятости студентов // Человек и труд. ‒ 2011. ‒ № 12. ‒ С. 25-28.
5. Пасовец Ю.М. Социально-адаптивные возможности молодых специалистов в условиях современной России [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. ‒ 2011. ‒ № 4. ‒ URL: http:// scientific-notes.ru (дата обращения: 16.03.2017).
6. Полутова М.А. Государственные и частные институты трудоустройства и рекрутинга как конструкты предпринимательской среды // Альманах современной науки и образования. – 2014. ‒ № 12(90). – С. 83-86.
7. Поставнева И.В. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 1. – С. 52-59.
УДК 334.02