Musical preferences of the provincial youth
Н. А. Федорова
Natalya A. Fedorova
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
Статья посвящена изучению отношения современной провинциальной молодежи к музыке как части массовой культуры. Автор рассматривает подходы к определению массовой культуры и роли музыки в ней. Также приводятся данные социологического исследования, позволяющие проанализировать, какие музыкальные жанры наиболее востребованы у представителей молодежи провинции.
Ключевые слова: молодежь, массовая культура, музыка, провинция
The article is devoted to the study of the attitude of modern provincial youth to music as a part of mass culture. The author considers approaches to the definition of mass culture and the role of music in it. Also given are data from a sociological study that allows us to analyze which musical genres are most in demand among the youth of the province.
Key words: youth, mass culture, music, province
На сегодняшний день понятие «массовая культура» служит для обозначения особенностей производства культурных ценностей в так называемом «массовом обществе», которое ориентировано на их массовое потребление. Для России эта тема достаточно актуальна, поскольку на данный момент общество испытывает ряд изменений, которые связаны, в первую очередь, с усилившимся влиянием глобальной массовой культуры, проявляющимися, в первую очередь, как "вестернизация".
Интерес к проблемам «омассовления» культуры заметно возрос, что связано с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения, проявление взаимозависимости и целостности современного мира, его активная глобализация и информатизация. В данных условиях необходимо ответить на вопрос о том, каким ценностям необходимо следовать и развивать их, а от каких отказаться, чтобы не произошло снижения творческого и деятельностного потенциала не только отдельной личности, но и общества в целом.
Массовая культура (от англ. mass culture) в социологическом и философском знании – понятие, обобщенно выражающее состояние культуры современных обществ с середины 20 века. Оно появляется в 1957 году в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б. Розенберга и Д. Уайта. Несмотря на данный факт, ряд исследователей отмечает, что история массовой культуры начинается гораздо раньше. По мнению Ф.Р. Мадрахимовой, понятие «массовой культуры» необходимо рассматривать в тесной связи с историей культуры, а процесс развития - с теорией культуры [2]. Чаще всего принято делить процесс возникновения и формирования массовой культуры на два основных этапа: пассивная эпоха и активная эпоха.
В массовой культуре соединяются и переосмысливаются различные культурные коды, исторические события и повседневность. Также именно в ней переплетаются научно доказанные факты и мифы. В этом отношении очень показательна массовая культура США, которая впоследствии оказывает влияние на культуру всего мира, в том числе и на российскую, вестернизируя ее. Основные направления массовой культуры проявились в кинематографе, моде, средствах массовой информации и, конечно же, в музыкальной сфере.
Импорт западных культурных ценностей в нашу страну начался еще в 60-70-х гг. ХХ века, прежде всего через музыку (формы) и воспринималось как музыка политического протеста, актуального не только на Западе, но и в нашей стране.
Одной из первых форм массовой музыки стал джаз (во второй половине 30-х годов свинг). Джазовая музыка считалась прерогативой афроамериканской культуры, а ее аудитория по большей части была темнокожей. Но благодаря свингу расовые барьеры ломаются, и джазовая музыка приобретает более широкую популярность у людей разной принадлежности. Важную роль в распространении свинга сыграли СМИ – радио, индустрия грамзаписи и даже кинематограф.
Позже внимание слушателей привлекает такое направление, как рок-н-ролл. До сих пор, спустя уже более 60 лет, на слуху такие имена, как Элвис Пресли, Билл Хэйли и Чак Берри. Как и свинг, со временем рок-н-ролл стал интернациональным музыкальным феноменом, который повлиял на становление массовой музыки во всем мире, особенно в Великобритании. Там в 60-е годы появляются такие направления, как биг-бит, блюз-рок, арт-рок. И здесь мы не можем не упомянуть таких известных исполнителей, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин». Их творчество относят к высшим достижениям рок-музыки, которые внесли значительный вклад в мировую музыкальную индустрию.
Стилевые элементы блюза, джаза и рока проникают в культуру СССР только в начале 70-х годов. В это время осваиваются элементы музыкального романтизма и авангарда, а одновременно с этим происходит упрощение музыкального языка и сведение его к репетативной технике. По этой причине массовая музыкальная культура разветвляется на две основные сферы:
Развлекательная (танцевальная музыка). Сюда входят такие направления, как диско, рэйв, нью-эйдж и R&B);
Серьезная (концертная) музыка. Она отличается эмоциональной насыщенностью. Сюда относится значительная часть блюза, рока и джаза.
Одним из важных отличий массовой музыка является присутствие в ней доступного для восприятия неподготовленного непрофессионального слушателя уровня воздействия (определенного комплекса выразительных средств). Об этом пишет В.Н. Сыров, исследуя творчество King Cromson: «их музыка предлагает информацию достаточно широкополосную, способную заинтересовать и искушенного меломана, и простого слушателя. То есть имеется несколько уровней воздействия, от самого элементарного (динамика, ритм) до самого сложного (изощренная гармония, искусственные лады)» [3].
У массовой музыки существует большое количество различий с академической, что делает ее привлекательной для большого количества людей, особенно для молодежи, которая является ее основным потребителем. Так, массовая музыка отличается широким стилевым расслоением: только джазовых стилей на сегодняшний день существует около тридцати, а общее количество стилей массовой музыки перевалило за 100. Еще одной важной чертой выступает тесная связь с действительностью. Массовая культура является сейчас транслятором всеобщего знания и отражает все злободневные проблемы общества.
Массовая музыка в сознании молодых людей стала выразителем умонастроения и мировоззрения. Ее содержание понятно и общечеловечно, а также достаточно легко адаптируется под современные реалии. Также она является разновидностью информации, которая может быть наполнена политическим содержанием и использована для воздействия на общественное сознание, выполнять функцию политической и гражданской социализации [4]. Музыка является зеркалом социальной реальности, выступает как культурный код, а также как «мягкая сила» в управлении людьми и, прежде всего, молодежью. Человек может утверждать, что музыка и политика – это несовместимые понятия, но, тем не менее, любая музыка, написанная на территории определенного государства, страны вбирает в себя «дыхание политической жизни», даже если сам автор не осознает этого, ориентирует на образ жизни и ценности другого общества. Т. Адорно объясняет эту ситуацию тем, что на социальные факторы в музыке нельзя просто указать пальцем, но можно отыскать при более детальном разборе текстов.
Однако политическая составляющая массовой музыки ослабевает в настоящее время, и все более значимыми становятся потребности в духовной самоидентификации, в свободном выборе новых культурных форм, в том числе музыкальных, формированию индивидуального потребления. В эпоху постиндустриализма и глобализма и в сфере музыки все более актуальным становится межкультурный диалог, возможности интеграции культур. Наиболее активно и динамичной группой в освоении новых культурных образцов в мире культуры является студенческая молодежь.
Отношение молодежи к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. В 2016 году на базе Научно-исследовательской лаборатории КГУ нами было проведено социологическое исследование по теме «Отношение провинциальной молодежи к массовой культуре». Одним из аспектов изучения стал анализ отношения молодых людей к массовой музыкальной культуре. Так, мы выяснили, что 46,7% респондентов предпочитают поп-музыку, которая как раз в последние десятилетия стала символом массовой культуры, 27,3% слушают рок-музыку, которая так же стала достаточно популярной и востребованной в наше время. Затем предпочтения разделились на следующие: 12,7% слушают классическую музыку, 8,7% - электронную, еще меньше (1,3%) слушают джаз, народной музыке отдают предпочтение 2,7%, а шансону и авторской песне всего лишь 0,7%.
Стоит отметить, что молодежь предпочитает слушать музыку иностранных исполнителей, чем российских. Связано это, в первую очередь, с процессом вестернизации, который затронул и музыкальную сферу. Главное место среди предпочтений студенческой молодежи заняли западная эстрадная и рок-музыка. Для сравнения возьмем исследование, проведенное в Адыгейском государственном университете [1]. Так, классическая музыка оказалась всего на пятом месте (11,5% предпочтений). Основные позиции заняли следующие направления:
1. Песни иностранных исполнителей (33,5% респондентов);
2. Рок-музыка (18%);
3. Эстрадная инструментальная музыка (16%);
4. Отечественная популярная музыка (15%);
5. Народная музыка региона (4%);
6. Джаз (2%).
По мнению респондентов, рок-музыка помогает им поднять настроение, а поп-музыка достаточно легко запоминается, и в ней «бьется пульс нашего времени». На процесс музыкального восприятия респондентов больше всего влияет предшествующий музыкальный опыт: большинству пришлось прослушать достаточное количество материала, чтобы понять, какой жанр и направление нравится им больше всего. Стоит отметить, что большинство опрошенных не имеют собственного музыкального опыта, и лишь треть из них брали профессиональные уроки вокала или игры на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара).
Таким образом, молодежь является социальной группой, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формированием мировоззрения и духовного облика. В современных условиях, благодаря музыкальной индустрии и ее развитию ориентации молодежи в области музыки формируются под воздействием массовой коммуникации. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус и легкость восприятия. Но в то же время мы должны отметить разнообразие и различие музыкальных предпочтений студенческой молодежи, проявленное даже на региональном уровне. Также при помощи музыки идет процесс культурной и личностной духовной идентификации. В гораздо меньшей степени можно говорить о социально-политических формах самоидентификации с помощью музыки, хотя они, безусловно, присутствуют и при определенных условиях (политический кризис) могут становиться очень значимыми.
Научный руководитель – к. филос. н., доцент В.В. Лыкова
Литература
1. Мозгот В.Г. Музыкальный вкус молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/11/1251433799/Mozgot.pdf (дата обращения: 15.04. 2017 г.).
2. Пронькина А.В. Массовая культура как культурологическая категория. Электронный ресурс // [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-kak-kulturologicheskaya-kategoriya (дата обращения: 15.04.2017 г.).
3. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока и путь к «третьей» музыке. СПб. – 2008. – С. 99.
4. Титова Л.Г., Турчина В.С. Музыка как инструмент политической социализации молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_2g/22.pdf (дата обращения: 24.04.2017 г.).
5. Таниева Г.М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодежной среде // Вестник ННГУ им. Лобачевского. – 2011. Март. – № 1. – С. 74-81.
УДК 316.346.32–053.6