Preventing formation of civil society in russia
В.Н. Суковатый
Vitaliy N. Sukowatiy
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
В статье рассмотрено такое социальное явление, как эскапизм. Рассмотрена концепция гражданского общества и его категории, а также на теоретическом уровне определено негативное влияние, которое эскапизм оказывает на него.
Ключевые слова: гражданское общество, молодежь, социализация, эскапизм
The article considers such social phenomena as escapism. The concept of civil society and its category, as well as on the theoretical level is determined by the negative impact that escapism has had on him.
Key words: civil society, youth, socialization, escapism
Концепция гражданского общества в социологии занимает одно из ведущих положений. Все потому, что в современных реалиях, на мировой арене успешным может быть только демократическое государство, с развитыми институтами гражданского общества. Россия, в этом плане, уже более двадцати лет находится в состоянии радикального преобразования внутри страны экономических, политических, социальных и общественных отношений. Наша страна через революционные преобразования совершила переход от социально-политической системы к либерально-демократической. В связи с этим, в России становление гражданского общества еще не закончено и, более того, имеются определенные тенденции, мешающие его становлению.
В современной социологической науке не имеется единого понятия для определения «гражданское общество». Согласно Энциклопедии социологии: гражданское общество, это социум, характеризующийся сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая защищена от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти [7, 348] .
В современной социологической науке имеются два антагонистических толкований природы гражданского общества. Так, часть исследователей (А. Турен, Ю. Хабермас, и др.) называют его общественной системой, достигшей определенного уровня социально-экономического, культурного развития и обладающей всеми признаками цивилизованности (либеральные ценности, демократический режим, рыночная экономика и т.д). Другие исследователи (Дж. Коэн, Э. Арато) рассматривают гражданское общество как особую часть социума, противостоящую государству и другим общественным организациям. Второй подход является более распространенным.
Соответственно, если рассматривать гражданское общество со второй точки зрения, то его можно отожествить с некой внегосударственной частью социума, обладающим признаками цивилизованности (демократичностью, свободой слова, открытостью, плюрализмом, личной автономией гражданина и т.д.). Тогда, если подходить к трактовке с этой точки зрения, к субъектам гражданского общества, будут относиться: свободный гражданин с его гражданскими правами и общественные (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, и гражданские институты (в том числе церковь и СМИ), общественность. Разумеется, субъектом также будет являться политические партии, которые занимаются гражданской самоорганизацией и политическим просвещением. А учитывая современные реалии информационного общества, в число субъектов можно также внести и социальные сети, интернет-сообщества, форумы, блоги. Среди основных характеристик гражданского общества с точки зрения социологии можно выделить следующие: правовой характер гражданского общества (в качестве высших требований в гражданском обществе признаются равенство и свобода индивидов); высшую ценность в гражданском обществе представляет человек, его интересы и свобода. И наконец, последняя важная характеристика – гражданское общество может функционировать только при высоком уровне самоорганизации индивидов, а также саморегуляции общества.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного функционирования данного типа общества, необходимо, чтобы индивиды проявляли активность и были включены в экономическую, политическую, общественную и другие сферы жизни социума. Это подразумевает осведомленность индивида о последних событиях в данных сферах общества и страны целом. Также, важное условие здесь, это инициативность индивида, то есть включение в жизнь общества без постороннего давления на него из вне. Однако, согласно последним опросам ВЦИОМа, связанными с политическими предпочтениями россиян, а также их политической активностью, картина получается прямо противоположная, в особенности, когда дело касается молодежи [2]. Среди молодых людей, отвечая на вопрос смотрите ли Вы политические дебаты кандидатов, согласно опросу, который проводился в преддверии выборов в Государственную Думу 2016 года, только 4% респондентов ответили положительно. Большая часть ответивших признались, что почти не смотрят их (65%) [6]. А на вопрос: знаете ли Вы или нет, когда состоятся ближайшие выборы депутатов Государственной Думы, только 24% опрошенных смогли дать правильный ответ. Большинство затруднились ответить (63%), или же ошиблись с датой (13%). На вопрос планируете ли принять участие в голосовании, лишь только 33% опрошенных дали утвердительный ответ. Часть опрошенных высказалась утвердительно в том, что не примет участие в выборах (20%), часть ответила уклончиво – скорее приму участие (18%), скорее не приму участие (8%). Еще часть опрошенных не определились (18%) и затруднились ответить (3%) на данный вопрос [2].
Одной из причин низкой включенности в общественную жизнь общества у современной молодежи, как мне кажется, является эскапизм.
Эскапизм как явление изучается различными дисциплинами: психологией, философией, а также социологией. Поэтому трактовки данного понятия могут немного разниться, но суть, в принципе не меняется – это социальное явление, подразумевающее под собой стремление индивида или группы уйти от общепризнанных жизненных стандартов, образцов общественной жизни [4]. В основании данного бегства лежит скепсис по отношению к существующим моделям взаимодействия, и как следствие, стремление критически переосмыслить общепринятые нормы. Если рассматривать данное явление более глубинно, то окажется, что конфликт индивид-общество возникает на фазе адаптации первого ко второму. Адаптация индивида к характеру социальной среды, по мнению Э. Фромма, может быть «статистической» и «динамической». При статистической адаптации, характер индивида остается прежним и у него появляются новые привычки. То есть, при таком адаптировании личность человека не меняется. Динамическая адаптация подразумевает подчинение личности правилам совместного проживания и в тоже время, возможность развития у личности неприязни отторжения и протеста к социальным и политическим институтам, навязывающим образцы поведения. Такое приспособление индивида к окружающей действительности изменяет его, в нем возникают новые устремления и тревоги, появляется иррациональное поведение, направленное на избегание образцов [8, 39].
Отсюда вытекает, что для эффективной адаптации, человек нуждается в особом социальном окружении, которое одобряло бы и поддерживало его образ жизни. Так, П. Бергер считает, что у каждого индивида имеется свой набор самоидентификаций, к которому он привыкает, а при изменении социальной ситуации человек с трудом приспосабливается к новым, направленным на него ожиданиям [1, 73].
Адаптивные способности подвергаются серьезным испытаниям в период активной социализации личности. Жизненные условия, а также совершающиеся социализационные изменения нередко вводят молодежь в дезадаптивным состояниям. Разлад, возникающий из-за этих изменений внутри личности, создает у нее амбивалентную оценку окружающего мира, установку на сопротивление, и отказ повиноваться нормам, что может приводить в частности, к участию в протестных демонстративных движениях. Учитывая результаты приведенных опросов, можно сказать, что такие состояния отчуждения молодежи от экономической, политической, социальной сфер, а также вытекающее из этого неверие в государственные, политические институты, вызывают у нее потребность выработки способов, механизмов взаимодействия, борьбы с «враждебной социальной средой». Индивиды нередко вступают в радикальное противодействие, сопровождаемое агрессией. Однако сейчас среди молодежи эскапизм влечет за собой другое состояние – состояние апатии и стороннего наблюдателя, лишенного четко выраженной личностной позиции.
Эскапизм погружает индивида в положение социальной изолированности. Она, в свою очередь, выступает как показатель низкого межличностного статуса у молодежи, которая склонна к проявлениям девиантного поведения. Отрешенность от политических событий, общественно-политической практики приводит к деформированным установкам.
По мнению В. Т. Лисовского, причиной является сложные условия изменения среды, в которой происходит постепенная смена старых ценностей и формируются новые социальные отношения. Из чего следует растерянность и депривации, а также скепсис и неверие в себя, окружающих, общество. Так, Лисовский выделяет следующие группы молодых людей, которые по-разному ведут себя в стремлении сбежать от реальности. Одни представители молодого поколения живут в прошлом, заслушиваясь рассказами старших о «прекрасном социализме, когда государство решало все проблемы за людей». Другие, более закостенело настроенные, агрессивнее ведут себя по отношению ко всему новому, вместе с тем ничего не делают и занимаются критикой «всех и вся». Третьи сворачивают на преступные путь, а также увлекаются наркотиками и алкоголем. Четвертые средотачивают внимание на трансцендентом и пытаются через мистику, колдовство, вступление в секты познать Бога, найти к нему путь [5, 40 – 43].
Это неверие в общество, и, как следствие, чувство бессилия перед доминирующими социальными установками и традициями, приводят часть молодежи к тому, что они замыкаются в себе, пытаются найти иные пути для самореализации. А учитывая современные реалии, и активное использование сети интернет, а также такого сервиса как социальные сети, молодежь уходит в виртуальное пространство, и пытается самореализоваться в мире ирреальном [3]. Находя себе подобных единомышленников, индивиду уже не нужно одобрения со стороны большого общества, ему достаточно одобрения в кругу «своих».
Безусловно, эскапизм, учитывая все вышесказанное, наносит колоссальный вред становлению гражданского общества в России. И, следовательно, этому явлению нужно уделить пристальное внимание, потому что уже сейчас, учитывая результаты опросов, ситуация среди молодежи удручающая.
Возможные пути решения данного вопроса, по нашему мнению следующие: объединение молодых людей в группы по интересам, связанные с различными предпочтениями по хобби; объединения, где молодые люди будут стремиться самореализовать себя без давления из вне; развитие множественных секций по интересам и предпочтений в городах, а также агитация молодежи к активной общественной деятельности через политические кружки, политические молодежные организации.
Привлечение молодежи к решению общественно значимых вопросов, вовлечение в общественную деятельности и работа над значимыми социально-экономическими проектами является обязательным условием на пути преодоления дезадаптивных форм поведения. Поскольку, как мы смогли заметить ранее, эскапизм может приводить не только к состоянию апатии, но и к формированию радикального мировоззрения и как следствие стремление к деструктивной смене текущего положения и реакционным мерам, как инструмент по решению данного несогласия у молодежи со существующим общественным устройством.
Литература
1. Бергер П.: Приглашение в социологию. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 168 с.
2. Выборы 2016: что, где когда? [Электронный ресурс] Исследование ВЦИОМ июнь, 2016 г. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115748 (дата обращения: 14.04.17)
3. Каменева Т.Н., Зотов В.В. К проблеме культивирования образа семьи в условиях глобализации средств массовой коммуникации //Ученые записки Российского государственного социального университета. − 2013. − Т. 2. − № 3 (116). − С. 20-23.
4. Кутузова Д. А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Материалы Международного молодежного научного форума. – М., 2010. – С. 308-311.
5. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы научной сессии. – Вып. 1. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – (Серия: Мыслители).
6. Предвыборные теледебаты: на старт, внимание, марш! [Электронный ресурс] Исследование «ВЦИОМ» август, 2016 г. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115825 (дата обращения: 13.04.17)
7. Социология. Энциклопедия – М.: Книжный дом, 2009. – 1312 с.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М.: Аст, 2006. – 571 с.
УДК 316.74