Репертуарная политика современного драматического театра: взгляд курской молодежи
REPERTOIRE POLITICS OF MODERN DRAMA THEATRE:
YOUNG KURSK CITIZENS' POINT OF VIEW
К. С. Струкова
Kristina S. Strukova
Статья направлена на рассмотрение представлений курской молодежи о современном драматическом театре. На базе научно-исследовательской лаборатории КГУ проводилось исследование, в ходе которого были выявлены жанровые и основные предпочтения аудитории в репертуарном театре.
Ключевые слова: репертуарная политика, современный драматический театр, молодежь
The article is considered to study young people of Kursk region opinion on modern theatre of drama. The research took place on the basis of KSU scientific research laboratory, which shows genre and basic strong points in theatre repertoire.
Key words: repertoire politics, modern theatre of drama, young people
Репертуарная политика, которая выстраивается в соответствии с острыми актуальными проблемами, занимает основные позиции в формировании культурного уровня населения, ценностных приоритетов и традиций. Популяризация такого вида искусства, как кинематограф, вызвало снижение посещаемости театра, поскольку те функции, за которые раньше отвечал театр, можно было наблюдать в доступном телевидении. В связи с этим театр претерпевал различные сложности, а репертуар должен был перестраиваться, он стал ориентироваться на массового зрителя. Данные тенденции несут в себе стратегический характер, поскольку театр рискует потерять своего зрителя-знатока, а впоследствии и целую аудиторию. Поэтому актуальным будет разрешить проблему противоречия между ожиданиями, фиксируемыми в представлениях курской молодежи о современной репертуарной политике драматического театра и реальным репертуаром, который предоставляет современный драматический театр. Это необходимо для того, чтобы перестроить репертуарную политику с учетом новых тенденций в развитии театрального дела. В данном контексте мы не можем принимать курскую молодежь за зрителя-знатока в своей совокупности, поскольку наша выборка случайная. Поэтому в нашем исследовании мы выявляем представления массовой молодежной аудитории.
Выделим некоторые актуальные проблемы формирования репертуарной политики современных театров, ранее рассмотренные авторами.
По мнению советского социолога Ю.Н. Давыдова, репертуар современных театров уделяет недостаточное внимание постановкам для детей и подростков. Театр должен заботиться о воспитании и формировании зрительской аудитории. Присутствие в репертуаре постановок для детей и подростков решает несколько задач: воспитывает художественный вкус у молодежи, обеспечивает заполняемость зала, формирует духовно развитое общество. Игнорирование данной проблемы имеет длительный характер и необратимые последствия. Это как культурная, так и социальная проблема театрального искусства. Оставляя подростков без театрального предложения, театр обеспечивает себе отсутствие зрителя в будущем [1, 33].
Следующую проблему доктор искусствоведения и театровед Е.А. Левшина видит в дефиците современной драматургии. Она выделяет отсутствие связей между театром и авторами, неотлаженной системой госзаказов на пьесы. Театр должен отвечать современным запросам зрительской аудитории, затрагивать актуальные проблемы, раскрывать темы политических и экономических прений [6, 91].
Немаловажным аспектом для кандидата искусствоведенья Л.Т. Сундстрема является возможность зрителя оценить репертуар гастрольных театров, возрождение гастролирующих театров поможет провинциальным городам приобщаться к сценическому искусству [5, 225].
Исследование зрительской аудитории и составление социального портрета зрителя. Б. Н. Кудрявцев, заведующий кафедрой вокала в МГГУ им. М.А. Шолохова, профессор МГК им. П.И. Чайковского считают, что современный театр должен следить за изменениями в сознании населения, чтобы грамотно выстраивать репертуарную политику, привлекать различные слои населения, удовлетворять потребности современной аудитории. Театр должен знать с какой позиции его будут оценивать и в связи с этим выстраивать свой репертуар [4, 103].
Противопоставление живого театрального спектакля тиражируемым видам искусства. Театр должен быть информирован по поводу своих конкурентов и быть конкурентоспособным пишет доктор искусствоведения В.Н. Дмитриевский.
Неотлаженный механизм экономического аспекта ведения театрального дела. В условиях рыночной экономики театру необходимо использовать различные инструменты маркетинга и активно разрабатывать методы воздействия на современную аудиторию [4, 201].
В связи с этим нарастают следующие нерешенные проблемы:
В период экономического кризиса в стране можно наблюдать общий культурный спад, это связанно с сокращением финансирования театров, оно происходит по остаточному принципу. Данный феномен влияет на качество постановок, поскольку театр вынужден привлекать аудиторию с помощью увеличения количества постановок, нацеленных на массового зрителя. Это снижает общий культурный уровень театра и влечет за собой снижения интереса интеллектуальной элиты к театральному искусству. Такие тенденции влияют и на состав труппы, из-за низкой заработной платы актеры уходят из профессии или переезжают в другие страны. Отток кадров приводит к деформации структуры театральных трупп, что ярко отражается на репертуарной афише. Прекращение деятельности гастролирующих театров негативно отражается на культурной жизни провинциальных городов.
Совет Министров РСФСР от 31 мая 1991 года № 297 принял указ, который определяет правовые, экономические и социальные условия создания и функционирования театров и других организаций, занимающихся профессиональной театральной деятельностью, целью которых не является получение прибыли, а удовлетворение и формирование духовных потребностей населения в театральном искусстве. После данного постановления у театра появилась свобода в подборе репертуарной политики, и она зачастую была направлена на массового зрителя, художественный и содержательный аспект минимизировался, в театральной афише лидировали однообразные постановки. Возможность свободного выбора репертуара не привела к его разнообразию [6, 184].
Данные тенденции в развитии театрального дела существуют в каждом регионе, цель нашего социологического исследования: выявить представления курской студенческой молодежи о репертуарной политике современного драматического театра. Это поможет проанализировать сильные и слабые стороны репертуарной политики с позиции зрительской аудитории.
На базе научно-исследовательской лаборатории Курского государственного университета мы провели полевое исследование. Объем выборки составил 250 человек. В ходе исследования мы выяснили, каким респонденты видят репертуар современного театра. Так, самым популярным ответом стал вариант «преобладание классических постановок отечественной драматургии». Его выбрали 30% респондентов. За преобладание современных постановок зарубежной классики 29% опрошенных. 17% в репертуаре современного драматического театра хотят видеть преобладание отечественных постановок, 13% респондентов за преобладание классических зарубежных постановок. 11% респондентов выбрали вариант другое и большинство из них в той или иной интерпретации указали, что предпочли бы видеть в репертуаре классические постановки в современной обработке или ссылкой на сегодняшние актуальные проблемы.
На основании анализа варианта ответа «другое» можно предположить, что курская молодежь нуждается в классических постановках в современной интерпретации. На данный момент в провинциальном театре наблюдается минимум таких постановах, но Курский драматический театр им. А.С. Пушкина активно работает с молодежными театральными коллективами, например, курский театр взаимодействует с колледжем культуры. Результатом этой работы стала постановка Антона Павловича Чехова «Мысли в моей голове». Данный спектакль фигурирует уже больше года и пользуется популярностью у аудитории.
Следующий вопрос касался жанрового предпочтения. Так, 45,4% при походе в театр выбирают жанр «комедия». 16,4% респондентов отдают свой голос за трагикомедию и 15,6% предпочитают драму. Мелодрама привлекает всего 11,6% опрошенных студентов, а трагедию отметили 11% респондентов.
В 1960-1970 гг. проводились схожие исследования ленинградских театров. Например, был аналогичный вопрос о жанровом предпочтении. Подобно нашему исследованию, был выбран самым популярным ответом «комедия», автор объяснял это низким духовным развитием населения, поскольку предпочтение комедийного жанра обеспечивает удовлетворение лишь досуговой потребности. В театре перестали видеть когнитивную, аксиологическую и коммуникативную функции [3,327].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· Студенческая молодежь нуждается в новых формах представления классического репертуара.
· Согласно результатам аналогичных исследований и их описанию, стоит повысить культурный уровень населения посредством приобщения к театру с юношества.
· Следует предоставить возможность курской молодежи оценить репертуар гастролирующих театров, это поможет привлечь молодежь к новым жанрам, которых нет в репертуаре города.
Научный руководитель – канд. соц.н, доцент Т.В. Андриянова
Литература
1. Давыдов Ю. Н. Социальная психология и театр. – М.: Театр, 1969. – 145 с.
2. Дмитриевский В.Н. Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов. – М.: Государственный институт искусствознания, 2013. – 400 с.
3. Дмитриевский В.Н. Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования. – СПб.: Ленинград, 1997. – 107 с.
4. Кудрявцев Б.Н. Прокат репертуара в театре. – М.: Лабиринт, 2008. – 274 с.
5. Л.Т. Сундстрем, В.Н. Григорьев Театры Российской Федерации // Театры страны в условиях эксперимента. – М.: Лион, 2011. – 470 с.
6. Левшина Е. Летопись театрального дела рубежа веков. – СПб.: Балтийские сезоны, 2008. – 251 с.
УДК 316