В оценках студенческой молодежи региона
DIRECTIONS AND FORMS OF WORK
FOR THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE
IN ESTIMATIONS OF STUDENT YOUTH OF THE REGION
Е.О. Садовская
Elena O. Sadovskaya
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
В данной работе рассматриваются теоретические основания формирования здорового образа жизни молодежи, обозначена необходимость реализации такой работы как на уровне российского государства в целом, так и на уровне отдельных регионов. Приводятся и анализируются результаты социологического опроса курской студенческой молодежи о предпочтительных для ее большинства направлениях и формах работы по формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенческая молодежь, социальная работа
In this paper the process of forming a healthy lifestyle for young people is considered, the main forms and directions of work on the formation of a healthy lifestyle among the general population and youth are outlined. The results of a questionnaire survey of student youth on the preferred forms and directions of work on the formation of a healthy lifestyle are presented.
Key words: healthy, healthy way of life, student youth, social work
Работа выполнена в рамках реализации проектной инициативы
«Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни», поддержанной
Администрацией города Курска (№ 373-ра)
От жизненных позиций молодежи, от ее активности в общественно-политической сфере зависят возможность и темпы продвижения страны. Молодежь – это ее будущее. С целью достижения прогрессивной динамики развития страны необходимы условия для сохранения и создания «здорового» молодого поколения, активизации его деятельности в каждом российском регионе. Ведь здоровье – безусловная ценность человека. Оно выступает одним из основных факторов, влияющих на достижение успеха в любой сфере его деятельности. От осознанного и ответственного отношения человека к здоровью, оценки роли здорового состояния в своей жизни всецело зависит не только будущее самого человека, но и социально-экономическое развитие страны, поскольку здоровье населения выступает основным ресурсом социального развития общества в целом и его регионов [7; 11].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Сохранению и улучшению состояния здоровья человека способствует ведение здорового образа жизни.
Несмотря на то, что молодежь как самая динамичная социальная группа способна быстро адаптироваться к новым условиям, она более всех подвержена новым не только положительным, но и негативным течениям и идеям. В связи с этим одним из важных направлений молодежной политики в стране в целом и регионе должно быть проведение среди молодежи работы по формированию здорового образа жизни (далее – ЗОЖ).
Здесь следует учитывать, что здоровый образ жизни формируется под влиянием факторов макро- и микроуровня. С одной стороны, на этот процесс влияет политика государства, экономическое состояние общества, социальный уклад жизни, климат и рельеф местности. С другой стороны, очень важно сознательное, ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, просвещенность, понимание роли здорового состояния в своей жизни и личностного развития. Объединенные усилия государства и молодежи являются катализатором прогресса. В данном случае, прогресс – это путь от обращения внимания на проблемное состояние здоровья многих членов общества, обучения основам ЗОЖ, воспитания мотивационно-ценностного отношения к здоровью, замене пренебрежительного отношения к собственному здоровью, отказу от вредных привычек и повышению физической активности к достижению физического, духовного и социального благополучия.
Отметим, что работа по формированию здорового образа жизни у молодежи осуществляется по трем основным направлениям:
1) формирование идеологии ЗОЖ включает создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о составляющих здорового образа жизни, факторах риска для здоровья, профилактике заболеваний и стресса, о способах избавления от вредных привычек и др. Это направление работы связано с тем, что через повседневную информацию человек должен получать необходимые знания, которые в той или иной степени повлияют на его поведение, а, следовательно, и на его образ жизни;
2) обучение и воспитание ЗОЖ предполагает комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом, а также на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны. Неотъемлемой частью здесь выступает валеологическое образование. Оно «представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведение и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей» [9];
3) реализация ЗОЖ, целью которой выступает мотивация населения к активному образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, а главное повышение доступности этих видов оздоровления для всех категорий граждан. Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, но и необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения [9].
Необходимо, чтобы реализация ЗОЖ носила не только профилактический характер, но и использовалась как схема кризисного реагирования. Она должна стремиться к определению здорового образа жизни как фактора социальной интеграции молодежи. И чтобы привлечь внимание к проблеме состояния здоровья населения, обратить внимание на важность здоровья для жизнедеятельности человека, вызвать интерес к ведению здорового образа жизни у как можно большого количества молодежи, необходимо знать какие формы и направления по формированию здорового образа жизни наиболее предпочтительны для представителей данной категории.
Для выявления представлений студенческой молодежи региона о здоровом образе жизни и о наиболее эффективных направлениях и формах его формирования можно обратиться к результатам социологического опроса, проведенного в марте 2017 г. среди студентов курских вузов в рамках проекта «Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни» под руководством доцента кафедры социологии и политологии Курского государственного университета Ю.М. Пасовец.
Как показывают результаты опроса, по мнению большинства опрошенных студентов, среди наиболее эффективных направлений и мероприятий по формированию ЗОЖ выступает организация туристических слетов, походов (61,5%) и физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований (51,9 %).
Также многими студентами выбраны были такие варианты, как: моральное или материальное поощрение за отказ от вредных привычек (44,2%), проведение тематических концертов, фестивалей, марафонов в городе (34,6%), обучающие занятия, тренинги и консультации по формированию ЗОЖ с привлечением специалистов (28,8%). Одинаковые предпочтения были выражены в отношении конкурсов на лучшие проекты по теме ЗОЖ и просмотр видеофильмов по тематике ЗОЖ (23,1%), социальной рекламы и распространения информационных материалов (листовки, плакаты и др.) о ЗОЖ и проведения конференций, круглых столов, семинаров для обсуждения проблем ЗОЖ (19,2%), тематические фото-выставки, книжные выставки и тематические радио и телепередачи (15,4%). Наименее привлекательными вариантами для опрошенных оказались буккроссинг, т.е. обмен книгами по тематике ЗОЖ (11,5%), театрализованные представления, тематические игры и др. по теме ЗОЖ (7,7%) и другое (5,8%).
В большей степени курская студенческая молодежь отдает предпочтения массовой форме проведения мероприятий (42,3%), отдали приоритет групповым (32,7%) и индивидуальным (25%) формам.
Проведение массовых мероприятий, пропагандирующих приверженность к принципам ЗОЖ, могут способствовать социокультурной интеграции представителей молодого поколения, мотивации к отказу от вредных привычек, формированию у них активной жизненной позиции, а также выработке установки на ценностное отношение к своему поведению, здоровью и будущему.
В качестве приоритетного места проведения мероприятий с целью привлечения как можно большего числа людей большинство представителей студенческой молодежи региона выбрали парки города (69,2%), учебные заведения (67,3%), спортивные школы, фитнесс-клубы, бассейны и др. (51,9%), а также торгово-развлекательные центры (42,3%), предприятия и организации по месту работы (28,8%), медицинские учреждения (17,3%), библиотеки (3,8%) и другие массовые места (1,9%).
Итак, на основании результатов анкетного опроса мы выявили, что большинство опрошенных курских студентов отдает предпочтение массовым формам проведения мероприятий, формирующих здоровый образ жизни, а приоритетным направлением выступает проведение туристических слетов, походов и организация физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни молодого поколения – это одна из главных, требующих больших усилий, задач в современности, как на уровне государства, так и на уровне региона и самого человека. При реализации государственной молодежной политики на разных уровнях необходимо учитывать предпочтения молодежи в целом и ее отдельных категорий в направлениях и формах работы по формированию здорового образа жизни и использовать те из них, которые находят наибольшую поддержку среди молодых людей.
Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец
Литература
1. Амосов Н.М. Размышление о здоровье. – 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
2. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2008. – №2. – С. 237-239.
3. Белова Н.И. Основные направления формирования здорового образа жизни учащейся молодежи: дис…. канд. социол. наук. – Москва, 2006. – 174 с.
4. Добротворская С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: дис…. д-ра пед. наук. – Казань, 2003. – 413 с.
5. Журавлёва И.В., Иванова Л.Ю., Ивахненко Г.А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. – 2013. – № 1 (6). – С. 112-129.
6. Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дис…. д-ра филос. наук. – Н. Новгород, 2005. – 356 с.
7. Курская область на социокультурной карте России / Е.А. Когай, Ю.М. Пасовец, А.А. Когай, Д.С. Яцкова; Курск. гос. ун-т. – Курск: МУП «Курская городская типография», 2015. – 236 с.
8. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
9. Мезенцева В.А. Обучение здоровью и здоровому образу жизни. –Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2014. – 214 с.
10. Носкова Е.П. Здоровье и здоровый образ жизни как фактор развития региона // Регионология. – 2015. – №3(92). – С.133-140.
11. Пасовец Ю. М. Потенциал здоровья населения региона [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2008. – №1. – Режим доступа: http:// scientific-notes.ru (дата обращения 15.04.2017).
УДК 78
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА:
ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКА