Вовлеченность студенческой молодежи
В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА
THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN SCIENTIFIC ACTIVITY
OF THE UNIVERCITY
Е.А. Николаева
Elizaveta A. Nikolaeva
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
В данной статье представлены формы научной деятельности студента вуза. Рассмотрена проблема вовлеченности студенческой молодежи в научную деятельность высшего учебного заведения. Также автор предпринял попытки оценить степень заинтересованности молодых людей в научной деятельности и факторы, мотивирующие их на эту деятельность.
Ключевые слова:студенческая молодежь, научная деятельность, наука, вовлеченность
This article presents the forms of scientific activity of a university student. The problem of the involvement of student youth in the scientific activity of a higher educational institution is considered. The author also made attempts to assess the degree of interest of young people in scientific activity and the factors that motivate them to this activity.
Key words: student youth, scientific activity, science, involvementin scientific activity
В настоящее время прослеживается тенденция к снижению качества высшего образования в нашей стране. Это связано с тем, что произошло резкое увеличение вузов. Если в 1994 году их число составляло 626, то в 2010 году – 1115 [8]. Для решения данной проблемы начали приниматься кардинальные меры по снижению численности учебных заведений высшего образования, начиная от лишения государственных лицензий на оказание образовательных услуг вузов с более низким качеством образования, до присоединения одних учебных заведений к другим. По данным на 2015/2016 год их число сократилось до 896[8]. Но этих мер не достаточно для того, чтобы вузы смогли давать качественное образование и выпускать специалистов, способных к конкуренции на рынке труда. Особое место в данной системе занимает организация и развитие научно-исследовательской деятельности студентов, где основной целью выступает повышение качества научной подготовки будущих специалистов, выявление талантливой молодежи для обучения на последующих ступенях высшего образования (магистратура, аспирантура), а также пополнение научных и педагогических кадров [1].
Научно-исследовательская деятельность студента – это целая система, которая представляет собой мероприятия, направленные на приобретение студентами навыков в занятиях научной работой, развитие творческого потенциала, а также способность к самостоятельности и инициативе [9]. В рамках университета научно-исследовательская деятельность (НИДС) имеет две формы реализации: к первой относится учебно-исследовательская работа студентов, которая выполняется в процессе обучения, а вторая – научно-исследовательская работа, реализуемая в свободное для студентов время. По сути, научно-исследовательская работа является продолжением и углублением образовательного процесса.
К сожалению, сегодня проявляется достаточно слабая научно-исследовательская подготовка студентов. По мнению Г. В. Осипова и В. И. Савинкова, это связано с отсутствием интереса со стороны студентов (61%). Но 42,7% обучающихся все же информированы о том, что на факультетах организуется научная деятельность. Если научно-исследовательская работа налажена достаточно хорошо, то о ней узнают не менее трети студентов, обучающихся на 1 и 2 курсах. Только 6% опрошенных узнают о научно-исследовательской деятельности на старших курсах [7]. Также большинство студентов подразумевают под научной работой только курсовые и дипломные работы. Об этом говорят результаты двух исследований, проведенных в Москве в 2013 и 2014 годах. На вопрос «В чем заключается Ваше участие в научно-исследовательской работе?» респонденты чаще всего отвечали «в подготовке курсовой/дипломной работы» [2]. Данные показатели могут указывать на проблемы в организации научно-исследовательской деятельности вуза. К ним можно отнести недостаточное оснащение материально-технической базой, которая влечет за собой уже низкую заинтересованность преподавательского состава в развитии данного направления деятельности в студенческой среде. Ведь невозможно заниматься научно-исследовательской работой, если нет надлежащих условий для ее осуществления.
Но возвращаясь к формам реализации научно-исследовательской деятельности, важно указать, что их перечень намного шире. Наиболее популярными формами являются такие, как подготовка научных обзоров, публикация научных статей, проведение самостоятельных исследований по выбранной тематике, работа с кейсами и интеллектуальными играми, участие в научных конкурсах, грантах, сообществах, круглых столах и конференциях, а также в научно-исследовательских проектах (в том числе оплачиваемых, групповых и производственных) [3]. Так, например, одной из форм организации научно-исследовательской деятельности студентов в Курском государственном университете является периодическая печать научных журналов «Вестник магистратуры КГУ» и «Вестник молодых ученых КГУ», где публикуются научные работы студентов и аспирантов.
По мнению М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, в последние годы в вузах недостаточно проявляется ориентация на научную работу. В среднем 6-8% студентов имеют склонность к участию в научной деятельности и не более 0,5% выпускников вузов, из общего числа опрошенных, продолжают работу в научной сфере [7]. Падение интереса студенческой молодежи и выпускников вузов к научно-исследовательской деятельности (НИД) может поставить под вопрос функционирование и развитие научной сферы в высших учебных заведениях [2]. Поэтому возникает необходимость по разработке плана мероприятий, направленных на активизацию участия студенческой молодежи в научной деятельности вуза. Чем больше будет количество вовлеченных студентов в научную деятельность, тем лучше будет результат функционирования и развития науки в вузе.
Наибольшее влияние на степень вовлеченности оказывают факторы мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Ведь от того какие мотивы будут преобладать у студентов в данной деятельности, будет зависеть не только конечный результат конкретной работы студента, но и то как будет в дальнейшем организована его деятельность. Такие авторы, как Ю.П. Господарик, Г. Ильин и Ю.В. Кузнецова и др. указывают в качестве основных факторов мотивации к научно-исследовательской деятельности квалификацию преподавателей, связь между научно-исследовательскими учреждениями, пропаганду науки, совершенствование структуры образовательного процесса [3, 4, 6].
По результатам исследований 2013 и 2014 годов, упоминающихся ранее, к факторам мотивации научно-исследовательской деятельности респонденты отнесли следующее: 1. Стажировка за рубежом, участие в программах обмена с зарубежными вузами; 2. Материальное поощрение (премирование) лучших студенческих научных исследований; 3. Награждение дипломами, грамотами, сертификатами и пр.; 4. Поддержка государством не только технических, но и гуманитарных научно-исследовательских проектов; 5. Создание современно оснащенной и доступной научно-исследовательской базы вуза; 6. Популяризация науки, более широкое освещение мировых научных открытий и достижений в СМИ; 7. Систематическое совершенствование научно-методической работы в вузе (специализированная подготовка студентов, склонных к научно-исследовательской деятельности); 8. Усиление внимания преподавателей к научно-исследовательской работе студентов [2].
Также необходимо указать на трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе занятия научно-исследовательской деятельностью. В ходе исследований 2013 и 2014 годов был задан вопрос: «С какими трудностями сталкиваются студенты, занимающиеся НИД?». На основе этого были получены такие варианты ответов, как «нехватка практических навыков по проведению самостоятельных исследований», «недостаток личных средств на приобретение научной литературы», «отсутствие необходимой литературы в библиотеке института/университета», «недостаточная материально-техническая база лабораторий», «недостаток внимания, которые уделяют преподаватели студентам, проявляющим интерес к НИД» [2]. Данные результаты позволяют исследователям в данной области отразить наиболее слабые стороны организации научной деятельности, а в дальнейшем позволят дать рекомендации по их преодолению. Так как наибольшую роль в организации научной деятельности все-таки играет государство (главная причина этого – финансирование вузов), данные рекомендации должны быть направлены именно в его сторону.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сегодня научно-исследовательская деятельность играет немаловажную роль в становлении студентов как будущих специалистов, но не вызывает у студентов большого интереса. Связано это, в первую очередь, с низкой заинтересованностью в данной сфере. Особое значение для активизации научной деятельности студентов имеет организация данного процесса, а также формы и методы ее проведения. Для того, чтобы решить основные проблемы вовлеченности студенческой молодежи в научную деятельность вуза необходимо применить меры для активизации его деятельности. На основе этого выработать ряд рекомендаций направленных не только на вузы, но и на государственные структуры, занимающиеся ее организацией.
Мы также можем предложить ряд возможных путей для решения проблемы вовлечения студентов в научную деятельность вуза. Во-первых, улучшение условий для проведения научно-исследовательской деятельности на базе конкретных вузов и факультетов, создание подразделений для занятия НИДС, например, сеть кружков на кафедрах и факультетах, издание научных журналов; во-вторых, вовлечение студента в научную работу с начала обучения в вузе, ориентация на долгосрочную научно-исследовательскую деятельность; в-третьих, внедрение новых популярных форм научной работы студентов (популяризация метода кейс-стади, активизация проблемно-ситуационного анализа, возможности прогнозирования, метод портфолио, самостоятельная организация исследования, соискательство, международное сотрудничество в научной сфере, обмен студентами). Благодаря этому, у студенческой молодежи появится возможность совершенствовать свои профессиональные и личностные качества на более высоком уровне, а также придавать деятельности творческий характер, способствуя становлению студента как будущего профессионала, способного к конкуренции на рынке труда.
Научный руководитель – д. филос. н., проф. Е.А. Когай
Литература
1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: монография в 3 ч. / Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В. Масленников В. В. [и др.]; под общ. ред. В. В. Балашова. – М.: Изд-во, 2002. – Ч. 1.
2. Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 164 – 169.
3. Господарик Ю.П. Интенсификация совместной научно-исследовательской деятельности студенческих научно-творческих коллективов // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр. / [Редкол.: Л. И. Коханович (отв. ред.) и др.]. – М.: НИИВШ, 1990. – 183 с.
4. Ильин Г. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен // Высшее образование в России. – 1998. – № 4. – С. 49 – 51.
5. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1193/files/4_(16)_065.pdf (дата обращения: 24.04.2017 г.).
6. Кузнецов Ю.В. Проблемы поведения студенческой молодёжи и учебно-воспитательная работа в вузе // Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 191 – 193.
7. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 г.: Статистический и социологический анализ. – М.: ЦСП и М, 2015. – 152 с.
8. Россия в цифрах. 2016 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf (Дата обращения: 21.04.2017 г.).
9. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – С. 462-462.
УДК 316.346.32. – 053.6
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ