Involvement of kursk students in volunteer activity
Я. О. Малышко
Yaroslav О. Malyshko
Курский государственный университет, Курск, Россия
Kursk State University, Kursk, Russia
Статья посвящена рассмотрению волонтерской деятельности как современному виду проведения студенческого досуга. Также проведен социологический опрос, в ходе которого удалось узнать отношение студентов к волонтерской деятельности, процент вовлеченных студентов в данный вид деятельности и основные мотивы, способствующие занятием волонтерством.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, студенты, молодежь
The article is devoted to the consideration of volunteer activity as a modern type of student leisure. Also, a sociological survey was conducted, during which it was possible to learn the attitude of students to volunteer activity, the percentage of students involved in this type of activity and the main motivations that contribute to volunteering.
Key words: volunteering, volunteer activity, students, youth
Волонтерская деятельность – это один из современных способов выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным и духовным качествам, получать новые навыки, умения и знания, а также находить себе единомышленников и друзей.
Организацией добровольцев ООН в совместном проекте аналитической службы «Независимый Сектор» был принят подход к осуществлению волонтерской деятельности. Исходя из этого подхода, в международной практике принято выделять три критерия, характеризующие волонтерскую деятельность:
1. Деятельность не направлена на получение прибыли;
2. Оказание деятельность является результатом свободной воли человека;
3. Результат деятельности приносит пользу как третьим лицам, так и самим волонтерам [2].
Молодежь – самая активная и динамичная социальная группа. Именно она реализует добровольческую деятельность в наиболее больших объемах. Волонтерство среди молодежи развивается наиболее успешно и быстро, потому что именно молодежь – тот субъект, который готов к быстрой и мобильной работе.
В последнее время волонтерство становится одним из главных направлений в деятельности молодежных объединений и студенческом самоуправлении, общественных организаций. В настоящее время возрастает количество привлечённых на добровольческую работу студентов. Таким образом, социальный феномен студенческого волонтерства приобретает сегодня все большее звучание в общественной жизни страны.
Потенциал использования молодежной волонтерской деятельности выражается как минимум в двух аспектах: влияние молодёжного волонтерства на конкретную жизненную ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на развитие личности молодого человека, включённого в эту деятельность.
Социально активная молодежь является основой добровольчества. Именно добровольцы работают в малых городах и дальних деревнях и сёлах. Молодежное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов стабилизации социальной ситуации в обществе и является наиболее эффективным педагогическим ресурсом в воспитательной области [1].
Также стоит помнить о желании молодежи обрести свое рабочее место, с поиском которой зачастую бывают трудности. В своей научной статье «Социальное обучение в добровольческом движении» кандидат социологических наук Черепанова Н.В. отмечает участие в волонтерской деятельности увеличивает способность к трудоустройству безработных людей. Для ищущих оплачиваемую работу молодых людей, волонтерская деятельность может повышать их уверенность в себе, предоставлять доступ к сетям рабочих мест и возможности для развития определенных навыков, пригодных для рынка. Волонтерская деятельность приводит к созданию новых рабочих мест, развивая услуги, которые позже принимаются на себя государством и рынком и превращаются в оплачиваемые рабочие места. В качестве примера можно привести реакцию добровольцев всего мира на эпидемию ВИЧ/СПИДА, который привел к появлению тысяч оплачиваемых рабочих мест в государственном и частном секторах здравоохранения [3, 22].
Различные упоминания о волонтерской деятельности во многих средствах массовой информации становятся из года в год все более частыми и активными. После проведения таких спортивных мероприятий, как Олимпиада и Паралимпиада в Сочи в 2014 году, интерес к данному виду деятельности со стороны молодежи постоянно растет. На территории высших и средних учебных заведений постоянно открываются новые отряды и образуются волонтерские движения, пропагандирующие добровольческий труд.
Для того, чтобы выяснить, является ли на самом деле волонтерство той самой деятельностью, которой готовы заниматься Курские студенты и узнать их основные мотивы, которые побудили их начать осуществлять данный вид деятельности, нами был проведен социологический опрос студенческой молодежи в возрасте от 17 до 25 лет. Объем выборки составил 200 человек.
Сбор первичной социологической информации осуществлялся путем раздаточного анкетирования, для обработки полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 22.0.
Волонтерская деятельность развивается в России достаточно активными темпами. Курская область не является исключением. Здесь постоянно открываются новые волонтерские организации и движения. Для того, чтобы узнать, знакомы ли с деятельностью волонтерских организаций в Курске студенты, им был задан соответствующий вопрос. Знакомы с деятельностью оказались почти половина опрошенных (46,5%). Слабо знакомы с деятельностью организаций оказались 39,5 респондентов. 14% студентов совершенно не знакомы с осуществляемой волонтерами работой.
В следующем вопросе анкеты у студентов узнавали о наличии опыта осуществления волонтерской деятельности. Ответы респондентов распределились примерно одинаково. Чуть больше студентов (51,5%) осуществляли данный вид деятельность, а 48,5% молодых людей данного опыта не имеют.
Зачем же люди, которые занимаются волонтерской деятельностью и носят почетное звание «волонтер», начали заниматься этим видом деятельности? В представленном студентам вопросе можно было выбрать не более трех вариантов ответов. Большинство студентов начали заниматься волонтерством для того, чтобы помочь людям. Данный вариант ответа был выбран 65 раз. 44 респондента хотели заняться своей самореализацией и стали волонтерами, 40 опрошенных желали обрести новые навыки. Чуть меньше был выбран вариант ответа «чтобы познакомиться с новыми людьми» (38 раз). Меньше всего, из предложенных вариантов ответов, были выбраны такие мотивы, как «связь с оплачиваемой работой» и «получение различных льгот». Данные ответы указали студенты по 4 раза. Вариант «другое» был выбран всего лишь один раз. Респондент проявлял огромное желание помогать бездомным животным.
Желание в дальнейшем попробовать себя в качестве волонтера высказало 73,5% молодых людей. Не желают себя связывать с данным видом деятельности почти в три раза меньше респондентов – 26,5%.
Все эти результаты говорят о том, что студенческая молодежь достаточно активно принимает в волонтерской деятельности. Более половины студентов имеют опыт участия в волонтерских мероприятиях, имея примерно одинаковые мотивы для занятия этой деятельностью.
В настоящее время развитие российского общества характеризуется стремительными изменениями во многих сферах, когда трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей, провозглашается и реализуется курс на формирование правового государства и гражданского обществ. Именно развитие волонтерской деятельности является тем самым фактором, который поможет реализовать данный курс.
Научный руководитель – канд. филос.н., доцент В.В. Лыкова
Литература
1. Волонтерство – важное социальное явление среди молодежи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». – 2015. – № 9 (27) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения 5.05.2017).
2. Организация добровольцев ООН: Совместный проект Независимого Сектора и Организации добровольцев ООН [Электронный ресурс], режим доступа: www.IndependentSector.org (дата обращения 5.05.2017).
3. Черепанова Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении. – М.: Цель, 2015 – 108 с.
УДК 316.42