The satisfaction of visitors of the kursk regional special library for the blind quality services

Е.Ю. Золотухина

Ekaterina Y. Zolotukhina

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена выявлению степени удовлетворенности посетителей Курской областной специальной библиотеки для слепых качеством оказания услуг. Приводятся результаты социологического исследования 2016 года.

Ключевые слова: библиотека для слепых, качество услуг, условия

The article is devoted to identify the degree of satisfaction of visitors of the Kursk regional special library for the blind quality services. The results of sociological research of 2016.

Key words: library for the blind, quality of services, terms and conditions

С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди с физическими ограничениями, не имеющие возможности самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что уже в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Библиотеки для слепых, обладающие соответствующими ресурсами и кадрами, строя библиотечное обслуживание незрячих и слабовидящих на основе использования материалов специальных форматов, специфических форм и методов работы со своими читателями, играют исключительную роль в реализации свободного доступа инвалидов по зрению к информации.

Информированность для слепого и слабовидящего человека означает социальную реабилитированность и интеграцию, полноценные образование и профессиональную деятельность, активное участие в жизни общества. В современных условиях этому способствуют информационные технологии, которые активно внедряются в библиотеках, обслуживающих инвалидов по зрению. От того, как они смогут внедрить и использовать новые технологии, а значит, и измениться, зависит их место в будущем информационном мире.

Возможности, которые предоставляют технологии сейчас и будут предоставлять в дальнейшем, дают все основания незрячим верить в то, что они будут иметь доступ к книгам и другим печатным документам наравне со зрячими.

Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации инвалидов и интеграции их в обществе в сочетании с организацией информационно – досуговой деятельности – это реальный путь адаптации людей с ограниченными возможностями ко многим процессам в отдельных сферах жизни. Специальные библиотеки и их библиотечные формы работы, прежде всего книги и социокультурная среда, оказывают позитивное влияние на человека, находящегося в экстремальной ситуации.

В связи с этим концепция социокультурной деятельности областной библиотеки для слепых как учреждения культуры строится на основе единства всех сфер досугового общения и деятельности инвалида, формирования его как творческой личности, используя при этом интерактивные технологии и определяя возможности для функционирования специалистов-организаторов в инвалидной среде.

Научная проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между востребованностью данных о степени удовлетворенности посетителей Курской областной специальной библиотеки для слепых качеством оказания услуг для выстраивания более эффективной деятельности библиотеки и недостаточной изученностью этого вопроса с позиции социологической науки.

Цель исследованиязаключается в выявлении степени удовлетворенности посетителей Курской областной специальной библиотеки для слепых качеством оказания услуг.

В октябре 2016 года было проведено исследование с участием посетителей Курской областной специальной библиотеки для слепых. Объем выборочной совокупности составил 200 человек. Опрос проводился в Курской областной специальной библиотеки для слепых, в пунктах выдачи при местных организациях ВОС и при межпоселенческих библиотеках Курской области.

По результатам исследования была выявлена удовлетворенность посетителей Курской областной специальной библиотеки для слепых качеством оказания услуг. Так, подавляющее большинство посетителей библиотеки в целом по различным критериям оценки полностью удовлетворены качеством оказания услуг.

Исходя из полученных данных, подавляющее большинство (85%) пользователей библиотеки отметили, что в библиотеки созданы очень комфортные условия пребывания. Количество пользователей, оценивших условия комфортности как «вполне комфортные условия», составляет 14,5%.

Сравнить полученные нами результаты мы можем с результатами исследования, проведенного Башкирской республиканской специальной библиотекой для слепых, в 2015 году, где изучалось качество работы по оказанию социальных услуг. В опросе приняли участие пользователи Башкирской республиканской библиотеки для слепых (50 человек). В своей подавляющей массе опрошенных пользователей устраивают условия предоставления социальных услуг (помещение, имеющееся оборудование, мебель и пр.). Так, 85% пользователей полностью комфортно себя чувствуют в библиотеки, 13% пользователей дали ответ «частично», и только 2% пользователей отметили, что их не удовлетворяют условия [1].

Тем самым, сравнивая результаты исследований, можно сделать вывод, что в специальных библиотеках созданы и поддерживаются максимально комфортные условия для работы и отдыха пользователей. Так, в Курской областной специальной библиотеке слепых, внедряются различные новые информационные технологии, созданы специализированные рабочие места для незрячих пользователей, также в библиотеке есть специальные адаптированные технические средства для слепых, которые им помогают в прочтении/прослушивании книг. Также была начата работа по продвижению услуг библиотеки через сенсорный информационный киоск. Установка сенсорного монитора при входе в библиотеку – это новый шаг в новых возможностях обслуживания пользователей через дополнительные сервисы; обеспечение комфортного доступа к информации. Сенсорный киоск – это возможность продемонстрировать новые возможности специальных библиотек, и равные возможности их читателей. В настоящее время, воспользовавшись сенсорным монитором, читатели Курской областной специальной библиотеки для слепых, могут узнать график работы библиотеки, познакомиться с ее структурой, прослушать новости, получить информацию об услугах, которые библиотека предлагает своим пользователям.

Ответы показывают, что большинство пользователей библиотеки (79%) считает, что стоимость дополнительных услуг полностью соответствует их качеству. 13% пользователей отмечают, что стоимость дополнительных услуг не совсем соответствует их качеству. И лишь 8,0% пользователей считают, что стоимость дополнительных услуг не соответствует их качеству.

Что касается оценки транспортной и пешей доступности, то большая часть (77%) пользователей считают, что библиотека находится в очень доступном/удобном им месторасположении. 16% пользователей оценили месторасположение библиотеки как «доступное/удобное». И лишь 6,5% пользователей отметили, что месторасположение библиотеки скорее доступное/удобное, чем нет.

Согласно полученным результатам, большинство пользователей (72%) библиотеки отмечают, что им очень удобно пользоваться электронными сервисами, предоставляемыми учреждениями. Пятая часть пользователей (22,5%) считают, что им достаточно удобно пользоваться электронными сервисами. И лишь 5,0% пользователей отметили, что им скорее удобно пользоваться электронными сервисами, чем нет. Как показывают результаты исследования, подавляющее большинство пользователей (93,5%) отмечают, что график работы библиотеки очень удобный.

Что касается оценки простоты/удобства электронного каталога библиотеки, то из таблицы 6 видно, что большая часть (75%) пользователей считают, что электронный каталог очень простой/удобный в использовании. 16% пользователей считают, что электронный каталог достаточно простой/удобный. И лишь 4,0% пользователей считают, что электронный каталог в использовании скорее простой/удобный, чем нет.

В действительности, электронный каталог Курской областной специальной библиотеки слепых отражает все многообразие информационных ресурсов библиотеки и является одним их главных показателей информатизации библиотеки и качества ее работы. Электронный каталог позволяет пользователю найти требуемое количество изданий в электронном виде непосредственно в библиотеке и он достаточно простой в использовании.

Из полученных результатов видно, что подавляющее большинство пользователей (98%) оценивают персонал библиотеки как «очень доброжелательный, вежливый и компетентный персонал».

Сравнить полученные нами результаты мы можем с результатами исследования, проведенного Башкирской республиканской специальной библиотекой для слепых, в 2015 году, где изучалось качество работы по оказанию социальных услуг. В опросе приняли участие пользователи Башкирской республиканской библиотеки для слепых (50 человек). В своей подавляющей массе опрошенных пользователей подтвердили высокую оценку работы сотрудников библиотеки. Так, 75% пользователей подтвердили, что работники вежливы и доброжелательны всегда, 24% пользователей утверждают, что – «скорее, нет» и лишь 1% пользователей отметили, что сотрудники абсолютно невежливы/недоброжелательны [1].

Также сравнить полученные нами результаты мы можем с результатами исследования, проведенного специальной библиотекой для слепых Республики Коми им. Луи Брайля, в 2013 году, где изучалась удовлетворенность пользователей библиотечным, библиографическим и информационным обслуживанием. В опросе приняли участие пользователи специальной библиотекой для слепых Республики Коми им. Луи Брайля (100 человек). На вопрос «Какую оценку Вы бы дали работникам библиотеки?» все пользователи (100,0%) дали оценку «отлично» [2].

Таким образом, сравнивая результаты исследований, можно сделать вывод о том, что в Курской областной специальной библиотеке для слепых имени В.С. Алехина работает вежливый, компетентный, корректный персонал, который в ходе библиотечного обслуживания сможет проявить свое внимание и тактичность для разъяснения любого возникающего вопроса у посетителя.

Что касается наличия информации о новых изданиях, то большинство пользователей (66,5%) отметили, что информация о новых изданиях имеется. В свою очередь 33,5% пользователей отметили, что информации о новых изданиях нет.

Анализируя представленные выше результаты, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство посетителей библиотеки в целом по различным критериям оценки полностью удовлетворены качеством оказания услуг. Однако на основе полученных результатов можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Регулярно и оперативно информировать посетителей библиотеки о новых поступлениях в фонд библиотеки;

2. Сотрудникам библиотеки уделить особое внимание на содержание сайта библиотеке, оперативное размещение информации на нем о новых изданиях, а также на сенсорном информационном киоске размещать информацию о новых поступлениях.

Научный руководитель – к. соц .н., доцент Т. В. Андриянова

Литература

  1. Анализ удовлетворенности пользователей ГБУК РБ БРСБС качеством оказания социальных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brsbs.ru/sites/default/files/files/pages/analiz_udovletvorennosti_polzovateley_gbuk_rb_brsbs_0.pdf (дата обращения: 23.04.2017).
  2. Информация о деятельности специальной библиотеки для слепых Республики Коми им. Луи Брайля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: starblind.komisbs.ru/content/198/отчет на сайт.docx (дата обращения: 23.04.2017).

УДК 316.3

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Наши рекомендации