Of its health saving behavior

Е.В. Дронова

Eugenia V. Dronova

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена рассмотрению заинтересованности студенческой молодежи в информации о здоровье и здоровом образе жизни как важном факторе ее здоровьесберегающего поведения. На основе эмпирического исследования на примере курской студенческой молодежи было выявлено, что почти 70% опрошенных хотят улучшить свой образ жизни, и большинство из них (69,2%) интересуются информацией о здоровом питании, что свидетельствует об их высокой заинтересованности в этом.

Ключевые слова: интерес, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, студенческая молодежь

Article is devoted to consideration of interest of student's youth in information about health and a healthy lifestyle as an important factor of her health saving behavior. On the basis of an empirical research on the example of the Kursk student's youth it has been revealed that nearly 70% of respondents want to improve the way of life, and most of them (69,2%) are interested in information on healthy food that testifies to their high interest in it.

Key words: interest, healthy, healthy lifestyle, health saving behavior, student’s youth

Работа выполнена в рамках реализации проектной инициативы

«Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни», поддержанной

Администрацией города Курска Курской области (№373-ра)

В современном российском обществе дети и молодежь являются главными целевыми группами, на которые направлены большинство мероприятий социальной политики, касающихся здоровья, его сохранения и укрепления. В связи с этим важными являются развитие интереса у студенческой молодежи в этой сфере и формирование у нее основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения [4, 184-185].

Следует учитывать, что высокий интерес к здоровому образу жизни позволит сформировать привычку соблюдать его, ориентироваться на здоровьесберегающее поведение. Однако чтобы в полной мере поддерживать высокий уровень своего здоровья, важно интересоваться не только отдельными аспектами здорового образа жизни (например, правильное питание), но и быть в курсе всех сторон этого обширного понятия.

В 70-х годах прошлого столетия Б.А. Вернадский определил здоровьесберегающее поведение как совокупность следующих критериев:

– правильно организованный физиологически оптимальный труд,

– нравственно-гигиеническое воспитание,

– психогигиена,

– физкультура, закаливание, активный двигательный режим,

– продуманная организация досуга,

– отказ от вредных привычек,

– экологическое воспитание [1, 39].

Здоровьесберегающее поведение ориентировано на сохранение капитала здоровья населения. И.В. Ильинский одним из первых выделил капитал здоровья как национальное достояние и основой человеческого капитала в целом. Капитал здоровья – это те инвестиции, которые осуществляются с целью формирования, поддержания и совершенствования человеческого здоровья и работоспособности [3, 28]. Относясь к своему здоровью ответственно, человек не только лучше себя чувствует, имеет высокую работоспособность, получает более высокий доход и удостаивается определенных привилегий; он еще и определяет здоровое будущее своих детей и последующих поколений.

Осознание молодым поколением россиян ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения определяет судьбу всего российского общества по ряду причин. Во-первых, молодежь находится в той возрастной категории, когда формируются привычки. Во-вторых, молодежь – это будущие родители и будущие работники различных сфер производства. Важно развивать интерес у молодых людей к здоровому образу жизни, так как он является фактором здоровьесберегающего поведения, что необходимо для полноценного роста человека как личности.

Для выявления степени заинтересованности студенческой молодежи в информации о здоровом образе жизни можно обратиться к результатам социологического опроса, проведенного в 2017 г. среди студентов курских вузов в рамках проекта «Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни» под руководством доцента кафедры социологии и политологии Курского государственного университета Ю.М. Пасовец.

О высоком уровне заинтересованности студенческой молодежи в информации о здоровье и здоровом образе жизни свидетельствуют ответы респондентов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы информацией о здоровье: смотрите передачи, читаете литературу о здоровье и др.?» (см. таблицу 1). На этот вопроспочти 70% опрошенных ответили «Да», 13,5% сомневаются в ответе и 19,2% отвечают «Нет».

Таблица 1

Наличие у студентов заинтересованности в информации о здоровье

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответов %
Да 67,3
Трудно сказать 13,5
Нет 19,2
Итого

Несмотря на то, что студенческая молодежь в целом показывает высокий уровень заинтересованности в информации о здоровье, далеко не все аспекты здорового образа жизни являются привлекательными для них.

Что касается сфер заинтересованности информацией о здоровом образе жизни, то из всех респондентов, ответивших, что они интересуются данной информацией (см. таблицу 2), самой популярной оказалась тема правильного питания (69,2%).

Таблица 2

Заинтересованность в информации о ЗОЖ*

(в процентах от числа интересующихся информацией о ЗОЖ)

Варианты ответов %
Правильное питание 69,2
Здоровый образ жизни 48,1
Оздоровительная гимнастика, физкультура 38,5
Закаливание 19,2
Психология общения 48,1
Профилактика стресса 40,4
Защита от неблагоприятных экологических факторов 11,5
Материалы (краски и др.), которые лучше использовать в жилище, т.к. они не вредны 3,8
Как избавиться от вредных привычек 9,6
Профилактика заболеваний 25,0
Факторы риска для Вашего здоровья 13,5
Организация оптимального режима работы и отдыха 36,5
Итого 363,4
*Допускалось отметить несколько вариантов ответа

В этом вопросе респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа и равные позиции оказались у вариантов ответа: «Здоровый образ жизни» и «Психология общения», эти варианты выбрали по 48,1% опрошенных. Варианты ответа: «Как избавиться от вредных привычек» (9,6%), «Защита от неблагоприятных экологических факторов» (11,5%) и «Факторы риска для Вашего здоровья» (13,5%) оказались не популярными среди курских студентов. Самым немногочисленным выбором оказался ответ: «Материалы (краски и др.), которые лучше использовать в жилище, т.к. они не вредны» (3,8%), Таким образом, можно сказать, что интерес к здоровому образу жизни у многих студентов ассоциируется в первую очередь с правильным питанием.

Полученные в результате опроса данные позволяют сделать ряд важных выводов о заинтересованности студенческой молодежи региона в улучшении своего образа жизни. Так, среди всех опрошенных большая часть (67,3%) на вопрос: «Хотели ли бы Вы изменить в лучшую сторону свой образ жизни?» (см. таблицу 3) ответили «Да», 19,2% – не хотят менять свой образ жизни, и 13,5% – затрудняются ответить. То, что почти 70% опрошенных хотят улучшить свое здоровье, говорит о высокой заинтересованности их в этом.

Таблица3

Наличие у студентов желания изменить свой образ жизни

В лучшую сторону

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответов %
Да 67,3
Трудно сказать 13,5
Нет 19,2
Итого

Таким образом, гипотеза о том, что большинство курских студентов проявляют высокий интерес к ведению здорового образа жизни, выдвигавшаяся в исследовании, подтвердилась. Однако среди множества различных аспектов здорового образа жизни, стоит заметить, что не вся информация одинаково интересна студенческой молодежи Курского региона. Здоровье – это не только правильное питание, оно включает в себя целую структуру различных форм жизнедеятельности. Формирование здорового образа жизни общества, интерес к данному направлению требует достаточно серьезного системного подхода к разработке единой государственной политики. В будущем продуманная и адаптированная комплексная политика здорового образа жизни, интерес к ней и ее активная пропаганда в массы даст эффект в форме растущего человеческого капитала, что позволит России конкурировать с ведущими странами.

Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец

Литература

1. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. – М.: Знание, 1987. – 40 с.

2. Дубик Е.А. Формирование человеческого капитала: здоровый образ жизни как составляющий фактор [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chelovecheskogo-kapitala-zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sostavlyayuschiy-faktor (дата обращения: 17.04.2017 г.)

3. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – 163 с.

4. Пасовец Ю.М., Кадничанская, М.И., Галкина, Е.П. Молодежь российских регионов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. – 236 с.

УДК 316.346.32.-053.6

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ О ВВЕДЕНИИ ВСФК «ГТО» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

KNOWLEDGE OF STUDENTS TO INTRODUCTION RSFC "RLD" AS FACTOR OF STATE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG

В.М. Дьяченко

Valeria M. Dyachenko

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена анализу роли информированности студентов о введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (комплекса ГТО) в развитии государственной системы физического воспитания молодежи. На примере опроса курских студентов выявляется уровень осведомленности обучающихся вуза о введении комплекса ГТО, его нормативах для возрастных категорий. Проводится сравнительный анализ с результатами всероссийского опроса, посвященного изучению отношения различных групп населения к введению ВФСК «ГТО».

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, информированность, комплекс ГТО

The article is devoted to the study of the problem of the organization of physical education in the university, as well as the identification of students' awareness of the implementation of the programs of the RLD complex. A comparative analysis is given with the All-Russian poll, which is devoted to the study of various groups of the population to the introduction of the sports and fitness complex "Ready for Labor and Defense".

Key words: students, physical education, awareness, the RLD complex

В последнее время проблема организации физического воспитания молодежи в образовательных организациях, особенно в сфере высшего образования, приобрела особую актуальность в науке и социальной практике [2; 7]. Это обусловлено следующими важными причинами: низким уровнем физической подготовленности студентов, их слабым интересом и мотивацией к занятиям физической культурой и спортом, а как следствие – увеличением количества студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Несмотря на то, что учебный предмет «физическая культура» по-прежнему остается обязательным в учебных планах образовательных организациях России, ситуация с физическим состоянием обучающихся не улучшается. Негативные тенденции явно просматриваются и со здоровьем школьников и студентов, и взрослого населения России.

В этой связи государством принимается ряд мер по повышению уровня физической подготовленности населения, и прежде всего, студенческой молодежи. Одной из таких мер является введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК «ГТО», или комплекса ГТО), указ о внедрении которого подписан Президентом России В.В. Путиным 24 марта 2014 года [6]. На основании этого правого документа через образовательную и воспитательную функции физической культуры и спорта возможно сформировать систему физического воспитания молодежи. Также ВФСК «ГТО» содержит в себе истоки и нормы физического воспитания студентов и является одним из определяющих критериев уровня физической подготовки и выносливости.

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», часть населения, регулярно занимающаяся физической культурой и спортом, к 2020 году должна возрасти до 40%, а среди обучающихся – до 80%. Для решения данной задачи необходимо создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения, важное место в которой и занимает Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс «Готов к труду и обороне» [4].

На наш взгляд, особое место в реализации программы комплекса ГТО имеет осведомленность населения, в том числе и студентов, о создании программной и нормативной основы системы физического воспитания, о содержании и структуре ВФСК «ГТО». При этом П.А. Виноградов подчеркивает, что эффективность внедрения комплекса ГТО будет выше, если использовать весь потенциал современных возможностей СМИ, Интернета и других средств пропаганды для осуществления информационного, просветительско-образовательного обеспечения внедрения комплекса ГТО, включая разработку общенациональных пропагандистских компаний (типа «ГТО – в жизнь каждого») [3].

С целью выявления уровня информированности студенческой молодежи о введении ВФСК «ГТО» и его аспектах при нашем личном участии в ноябре 2016 г. был проведен социологический опрос студентов под руководством Ю.М. Пасовец. В опросе приняло участие 250 респондентов.

В рамках нашего исследования был задан следующий вопрос респондентам: «Скажите, Вы знали, что в 2014 году в нашей стране введен комплекс ГТО?». Подавляющее большинство опрошенных (82,4%) знают об этом. Соответственно остальная часть – 17,6% – не знают о введении ВФСК «ГТО». Как показывают результаты нашего исследования, не все опрошенные студенты знают о введении комплекса ГТО. При этом К.И. Балобанов отмечает, что на сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК «ГТО» среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы [1].

Было интересно проанализировать, знают ли респонденты конкретные нормативы комплекса ГТО для своего возраста. По результатам исследования видно, что треть опрошенных студентов 35,2% знают, а 44% не знают об этом, остальные – 20,8% затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Тем не менее, мы видим, что уровень знаний у студентов вуза о конкретных нормативах комплекса ГТО, которые предстоит выполнять, низкий. Обратимся к Всероссийскому опросу населения, посвященному выявлению отношения различных групп населения к введению норм комплекса ГТО, который проходил под руководством П.А. Виноградовым. Этот автор отмечает, что наиболее информированными оказались респонденты 5 возрастной ступени, т.е. обучающиеся (от 16 до 17 лет) – 28,4%, а категория населения 6 возрастной ступени (от 18 до 29 лет) – в том числе и студенты, оказались менее информированными практически в 2 раза (12,4%) [3].

В связи с этим необходимо провести значительную работу, направленную не только на повышение общей информированности различных категорий и групп населения о ГТО, но и обратить особое внимание на существенное повышение уровня знаний населения о комплексе ГТО с учетом специфики каждой возрастной группы. Следует разобрать и принять конкретные меры по повышению роли образовательных организаций, средств массовой информации, Интернета в просвещении и распространении знаний о ГТО, в первую очередь среди обучающихся [3].

Значимость имеет анализ ответов опрошенных нами студентов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы информацией, советами по комплексу ГТО в целом?». Большинство респондентов (66%) не интересуются информацией по комплексу ГТО, и только оставшаяся часть – 34% отметили положительный вариант ответа. Получается, что только треть респондентов заинтересованы в том, чтобы получать информацию и советы по комплексу ГТО в целом. Возможно, существуют проблемы в понимании студентами целей введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО [5]. Говоря про эффективность внедрения комплекса ГТО, по мнению П.А. Виноградова, она связана с активизацией работы по созданию организационной основы развития физической культуры и спорта – спортивных клубов [3]. В частности, предлагается включать в Положение о спортивном клубе обязанности проводить работу по пропаганде, созданию условий для подготовки и выполнения нормативов и требований ГТО.

Таким образом, на примере студентов Курского государственного университета мы установили, что большинство опрошенных студентов (82,4%) знают, что с 2014 г. в нашей стране введен комплекс ГТО, при этом только 35,2% респондентов знают конкретные нормативы для своего возраста. Полученные данные подтверждают и тот факт, что опрошенные студенты не интересуются информацией и советами по комплексу ГТО (66%). Из этого следует, что респонденты имеют поверхностное представление о содержании комплекса ГТО, не углубляясь в саму структуру.

Поэтому следует обратить внимание не только на повышение общей доступности каналов получения информации и пропаганды физической культуры и спорта, но и на выявление особенностей мотивации студентов в данной сфере. Мы предлагаем разработать и осуществить практические меры по внедрению комплекса ГТО в учебно-тренировочный процесс по предмету «физическая культура» как нормативной основы оценки физической подготовленности учащейся молодежи; принять меры по своевременному обеспечению учебных заведений пропагандистской и методической литературой; считать главным в работе по комплексу ГТО освоение учебных программ по физическому воспитанию в учебных заведениях, спортивных секциях и клубах.

Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец

Литература

  1. Балобанов К.И. К вопросу об информированности студентов о комплексе ГТО // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. – С. 16–19.
  2. Беспалов Д.В., Пасовец Ю.М. Отношение студентов к физической культуре и спорту в вузе // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 1-8.
  3. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 38–42.
  4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gto.ru (дата обращения: 16.04.2017).
  5. Золотухин Е.А., Стародубцева И.В. Результаты изучения отношения студентов к участию в сдаче норм комплекса ГТО // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2015. – С. 515–516.
  6. Лубышева Л.И. Всероссийский комплекс ГТО: Организационные основы и пути реализации в условиях вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура и массовый спорт в основе здоровьесберегающих технологий». – М.: Научное издание, 2014. – С. 13–17.
  7. Пасовец Ю.М., Кадничанская М.И., Галкина Е.П. Молодежь российских регионов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. – 236 с.

УДК 376.32

Наши рекомендации