Культурный вектор развития России

УДК 304.2

ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА

НА СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ СТУДЕНТОВ

INFLUENCE OF CYNAMATOGRAPH'S GENRES

ON STUDENT'S SOCIAL SUPPORT

Д.Д. Васильченко

Diana D. Vasilchenko

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена проблеме противоречия между необходимостью определения значимых детерминант социального настроения студенческой молодежи (в частности, жанров современного кинематографа) с одной стороны, и недостатком эмпирических данных по данной теме – с другой. В данной статье изложены результаты анализа проведенного социологического исследования, включающего в себя 2 этапа: 1) анкетный опрос студентов; 2) три фокус-группы со студенческой молодежью.

Ключевые слова: студент, социальное настроение, кинематограф, киноиндустрия, жанр

The article is devoted to the problem of the contradiction between the need to determine the significant determinants of the social mood of student youth (in particular, genres of modern cinema) on the one hand, and a lack of empirical data on this topic, on the other. This article describes the results of an analysis of the sociological survey, which includes 2 stages: 1) a questionnaire survey of students; 2) three focus groups with student youth.

Key words: student, social mood, cinematography, film industry, genre

Кинематограф является одним из молодых, но одновременно с этим и самым массовым искусством. Сегодня можно говорить о бесспорном влиянии кино на человека. Сильнее всего оно проявляет себя в молодежной среде. Молодое поколение не представляет своей жизни без просмотра фильмов. Чтобы увидеть новинку кинопроката, при первой возможности молодые люди покупают билеты в кинотеатр, сидят дома у телевизоров или находят нужный фильм в сети Интернет. Но при просмотре фильмов молодежью преследуются разные цели, а это значит, что полученная информация будет носить различный характер.

С целью охарактеризовать социальное настроение студентов как объект влияния различных жанров современного кинематографа, было проведено социологическое исследование, включающее в себя 2 этапа: 1) анкетный опрос студентов; 2) три фокус-группы со студенческой молодежью.

Первый этап эмпирического исследования был проведен методом анкетного опроса в июне 2016 года на базе Курского государственного университета и был приурочен к году кино в России. Для формирования выборочной совокупности данного исследования использовалась одноступенчатая стихийная выборка. Выборочная совокупность включила 22,3% представителей мужского пола и 77,7% - женского. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Количество единиц наблюдения составило 300 человек. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на 27 вопросов.

Согласно полученным результатам проведенного исследования, большая часть опрошенных студентов (68,3%) интересуется современным кинематографом. 23% респондентов отметили свою незаинтересованность в современных фильмах. 8,7% участвующих в опросе затруднились ответить на данный вопрос. Полученные в ходе опроса данные, свидетельствуют о том, что студенты, как правило, уделяют внимание современным фильмам несколько раз в месяц (40,3%). Приблизительное одинаковое количество студентов ответили, что просматривают фильмы каждый день (15,7%), 4-5 дней в неделю (17,7%), реже 1 раза в месяц (14,0%). Несколько раз в год смотрят фильмы 9,3% респондентов. 3% Курских студентов ответили, что смотрят фильмы реже 1 раза в год.

При этом, в качестве отдыха опрошенные студенты, как правило, отдают свои предпочтения зарубежным комедиям и детективам. Полученные данные говорят о том, что на сегодняшний день отечественный кинематограф в глазах студенческой молодежи является менее развитым и интересным, нежели зарубежный.

В настоящее время современный кинематограф развивается с каждым днем все активнее. Достижения в сфере кино увеличиваются с каждым днем. Среди киноновинок студенчество выбирает фильмы с участием любимых актеров, обладающие удачно подобранными костюмами и гримом персонажей (41,3%), а также насыщенные визуальными спецэффектами (50,3%), профессиональной компьютерной графикой и специальным компьютерным оборудованием (38,3%). Распределение ответов на данный вопрос говорит о том, что привлекательный для молодого поколения фильм должен быть интересным, захватывающим, насыщенным визуальными и спецэффектами, а также проработанным до мелочей, так как наличие визуальных эффектов, удачно подобранные костюмы и грим персонажей удовлетворяют эстетические потребности кинозрителя. За просмотром такого фильма, молодые люди абстрагируются от повседневных проблем и погружаются в беззаботный, ирреальный мир.

Исходя из данных, полученных в ходе опроса, кинематограф можно охарактеризовать как один из наиболее популярных способов не только провести свободное время и отвлечься от рутины, но и получить новую информацию и эмоции, которых не достает в повседневной жизни.

Для того чтобы узнать, как оценивают влияние кинематографа на общество Курские студенты, им было предложено ответить на вопросы «Какое положительное влияние несет кинематограф?» и «Какое отрицательное влияние преобладает в фильмах?». По мнению респондентов, современный кинематограф несет в себе некоторые аспекты, которые способны положительно влиять как на отдельного индивида, так и на общество в целом. Ответы большей части студентов свидетельствуют о том, что кинематограф несет в себе укрепление нравственных ценностей (80%), а также способствует саморазвитию (64,7%). 58% респондентов в качестве положительного влияния кинематографа на общество выделили передачу жизненного опыта, 46,3% - расширение кругозора.

Следует отметить, что положительные аспекты влияния современного кинематографа на общество, указанные курскими студентами можно соотнести с базовыми функциями кинематографа: регулирующей, познавательной, информационной, трансляционной, образовательной, социальной, интегративной и адаптационной.

Опрошенные студенты считают, что кинематограф несет в себе не только такие положительные аспекты, как укрепление нравственных ценностей и саморазвитие, но и отрицательные – Изменение идеологических и политических взглядов (34,7%), уход от реальности (34,3%), пропаганда алкоголя, курения, наркотиков (32,7%). Также, студентами были отмечены такие аспекты отрицательного влияния, как размывание ценностных ориентиров (25%), склонность только к развлечениям (19%), пропаганда насилия (17,3%).

На себе курские студенты, как правило, ощущают влияние фильмов, основанных на реальных событиях и таких факторов, как: мысль, которую хотел передать режиссер (16%); реалистичные события и действия (16%); образ жизни героев (13,3%).

Вследствие непосредственного влияния просмотренного фильма, респонденты могут совершить необдуманные поступки финансового (67,4%), творческого (62,8%) и романтического (47,4%) характера.

На сегодняшний день практически ни один фильм не обходится без скрытой рекламы. Современная скрытая реклама в кинематографе настолько разнообразна, что позволяет сказать: в кино «продвигаются» практически все виды товаров. В ходе просмотра современных фильмов, студенческая молодежь горда Курска, как правило, замечает скрытую рекламу в современном кинематографе, но особого значения ей не придает.

Одновременно с этим, ответы респондентов свидетельствуют о том, что под влиянием скрытой рекламы студенты, как правило, приобретали одежду, похожую на одежду героев фильма, такую же технику, как у героев просмотренного кино, а также продукты питания, рекламируемые в фильмах. Таким образом, можно отметить, что современные фильмы настолько «внедряют» свой образ в повседневную жизнь общества, что вызывают у кинозрителей, в частности у молодых людей, желание быть похожими на главных героев кинофильма, начиная от схожести во внешнем виде и приобретаемой одеждой, заканчивая схожестью в дорогой технике и даже автомобильных средствах. Тем самым у кинозрителей формируются ложные системы оценки престижа и успешности человека в современном мире.

В целях выявления специфики влияния современного кинематографа на общества респондентам было задано несколько вопросов о пропаганде кинематографом наркомании и алкоголизма, а также о манипулировании общественным сознанием при помощи кино в целом. Студенческая молодежь города Курска отмечает существенное влияние кинематографа на уровень наркомании и алкоголизма в обществе (61,7%). Однако желание попробовать запрещенные вещества после просмотра современных кинофильмов основная часть опрошенных студентов (67,3%) никогда не испытывала. Оценивая возможности различных жанров современного кинематографа, курское студенчество (78%) придерживается мнения о том, что киноновинки являются эффективным инструментом манипулирования общественным сознанием.

Таким образом, в сложившихся условиях совершенно необходимо обучение молодежи дешифровке посланий, заключенных в оболочке продукции современного кинематографа. Требуется создание системы досуговых клубов по интересам, которые помогали бы студенческой молодежи разбираться в кинопродукции и ее контекстах, внедрение в вузы основ медиаобразования и медиаграмотности, продвижение спецкурсов, посвященных анализу современной массовой культуры в целом и современного кинематографа в частности.

Научный руководитель – канд. филос. н., ст. преподаватель С.А. Горчакова

Литература

  1. Дондурей Д.Б. Кинопрокат: жемчужина индустрии развлечений // Отечественные записки. − 2005. − № 4. − С. 28-35.
  2. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). – М.: Канон + РООИ « Реабилитация», 2009. − 774 с.
  3. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение: феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. − 1998. − № 1. − С. 55-59.

УДК 316.346.32. – 053.6

Наши рекомендации