Количество часов в неделю: 2ч
Количество часов в неделю: 2ч
Количество часов в год: 33ч
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
- примерной образовательной программы по русскому языку;
- учебного плана МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
- календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2017-2018учебный год;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Предмет родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Цели обучения родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке в основной школе:
1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2. формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе, а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
Сроки реализации программы: 2 полугодие 2017-2018 учебного года
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке»изучается с 1 класса. Предмет «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке»в 1 классе составляет 33 часа (2 часа в неделю).
Примерная программа рассчитана на 2 часа в неделю (33 ч.). Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчётом 2 часа в неделю (33 ч.) и отличий от примерной программы не имеет.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
– учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родного (русского) языка и литературного чтения на русском языке» (33 ч)
Вводный урок. -1ч
Великий, могучий и прекрасный русский язык – родной язык русского народа.
Мир общения. -1ч
Устная речь. Традиции и обычаи русского народа.
Культура речи. -1ч.
Обычаи и традиции семьи.
Роль речи в организации совместной деятельности (диалог). Составление диалогов. –
Ч.
Практическое овладение диалогической формой речи.
Старинные азбуки.-1ч.
Знакомство со старинными азбуками.
Образование слов при помощи приставок.-1ч.
Образование новых слов при помощи приставок.
Текст. -6 ч.
Составление плана по готовому тексту. Составление рассказа по картине. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом.
Занимательная азбука-2ч
Знакомимся с анаграммами. Знакомимся с фразеологизмами.
Чудеса в стране Слов. -1ч.
Разгадывание ребусов.
Итоговый урок. -1ч.
Игра «Счастливый случай»
Раздел 3. Тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке
Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
1. | Вводный урок. Великий, могучий и прекрасный русский язык – родной язык русского народа. | 1 ч | ||
2. | Мир общения. Устная речь. Традиции и обычаи русского народа. | 1ч. | ||
3. | Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” | 1ч | ||
4. | Устное народное творчество. Потешки. Заклички. Поговорки. Пословицы. | 1ч | ||
5. | Русские богатырские сказки. | 1ч | ||
6. | Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя) | 1ч | ||
7. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 1ч | ||
8. | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …” | 1ч | ||
9. | Играем в загадки. | 1ч | ||
10. | Игра – сказка “Пропавшие имена”. | 1ч | ||
11. | Лексическое значение слов. | 1ч | ||
12. | Культура речи. Обычаи и традиции семьи. | 1ч | ||
13. | Роль речи в организации совместной деятельности (диалог). | 1ч | ||
14. | Составление диалогов. | 1ч | ||
15. | Употребление различных слов приветствия в зависимости от адресата. | 1ч | ||
Мир общения. Письменная речь. Из истории письменности русского народа. | 1ч | |||
17. | Старинные азбуки. | 1ч | ||
18. | Упражнение в определении разных групп слов (слова-предметы, слова – признаки, слова – действия) | 1ч | ||
19. | Образование слов при помощи приставок. | 1ч | ||
Текст. Составление плана по готовому тексту. | 1ч | |||
21. | Текст. Составление рассказа по картине. | 1ч | ||
22.-23 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 2ч | ||
24-25 | Работа с деформированным текстом. | 2ч | ||
Занимательная азбука. Знакомимся с анаграммами | 1ч | |||
Занимательная азбука. Знакомимся с фразеологизмами. | 1ч | |||
28-29 | Прослушивание сказок и стихов о волшебных словах. Сценка «Когда слова теряют свою волшебную силу». | 2ч | ||
Чудеса в стране Слов. Разгадывание ребусов. | 1ч | |||
31. | Слова-родственники. Почему их так назвали? Подбор родственных слов. | 1ч | ||
32. | Толковый и орфографический словари. Работа со словарем. | 1ч | ||
33. | Итоговый урок. Игра «Счастливый случай» | 1ч |
Количество часов в неделю: 2ч
Количество часов в год: 33ч
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
- примерной образовательной программы по русскому языку;
- учебного плана МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
- календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2017-2018учебный год;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Предмет родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Цели обучения родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке в основной школе:
1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2. формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе, а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.