Количество часов в неделю: 2ч

Количество часов в неделю: 2ч

Количество часов в год: 33ч

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа разработана с учетом:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
  • примерной образовательной программы по русскому языку;
  • учебного плана МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
  • календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2017-2018учебный год;
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предмет родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Цели обучения родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке в основной школе:

1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе, а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

Сроки реализации программы: 2 полугодие 2017-2018 учебного года

Формы и методы, технологии обучения.

Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке»изучается с 1 класса. Предмет «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке»в 1 классе составляет 33 часа (2 часа в неделю).

Примерная программа рассчитана на 2 часа в неделю (33 ч.). Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчётом 2 часа в неделю (33 ч.) и отличий от примерной программы не имеет.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

– учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно ­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно ­ познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родного (русского) языка и литературного чтения на русском языке» (33 ч)

Вводный урок. -1ч

Великий, могучий и прекрасный русский язык – родной язык русского народа.

Мир общения. -1ч

Устная речь. Традиции и обычаи русского народа.

Культура речи. -1ч.

Обычаи и традиции семьи.

Роль речи в организации совместной деятельности (диалог). Составление диалогов. –

Ч.

Практическое овладение диалогической формой речи.

Старинные азбуки.-1ч.

Знакомство со старинными азбуками.

Образование слов при помощи приставок.-1ч.

Образование новых слов при помощи приставок.

Текст. -6 ч.

Составление плана по готовому тексту. Составление рассказа по картине. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом.

Занимательная азбука-2ч

Знакомимся с анаграммами. Знакомимся с фразеологизмами.

Чудеса в стране Слов. -1ч.

Разгадывание ребусов.

Итоговый урок. -1ч.

Игра «Счастливый случай»

Раздел 3. Тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке

  Тема Кол-во часов Дата Примечание
1. Вводный урок. Великий, могучий и прекрасный русский язык – родной язык русского народа. 1 ч    
2. Мир общения. Устная речь. Традиции и обычаи русского народа. 1ч.    
3. Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”    
4. Устное народное творчество. Потешки. Заклички. Поговорки. Пословицы.    
5. Русские богатырские сказки.    
6. Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя)    
7. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.    
8. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”    
9. Играем в загадки.    
10. Игра – сказка “Пропавшие имена”.    
11. Лексическое значение слов.    
12. Культура речи. Обычаи и традиции семьи.    
13. Роль речи в организации совместной деятельности (диалог).    
14. Составление диалогов.    
15. Употребление различных слов приветствия в зависимости от адресата.    
Мир общения. Письменная речь. Из истории письменности русского народа.    
17. Старинные азбуки.    
18. Упражнение в определении разных групп слов (слова-предметы, слова – признаки, слова – действия)    
19. Образование слов при помощи приставок.    
Текст. Составление плана по готовому тексту.    
21. Текст. Составление рассказа по картине.    
22.-23 Составление рассказа по сюжетным картинкам.    
24-25 Работа с деформированным текстом.    
Занимательная азбука. Знакомимся с анаграммами    
Занимательная азбука. Знакомимся с фразеологизмами.    
28-29 Прослушивание сказок и стихов о волшебных словах. Сценка «Когда слова теряют свою волшебную силу».    
Чудеса в стране Слов. Разгадывание ребусов.    
31. Слова-родственники. Почему их так назвали? Подбор родственных слов.    
32. Толковый и орфографический словари. Работа со словарем.    
33. Итоговый урок. Игра «Счастливый случай»      

Количество часов в неделю: 2ч

Количество часов в год: 33ч

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа разработана с учетом:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
  • примерной образовательной программы по русскому языку;
  • учебного плана МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары;
  • календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2017-2018учебный год;
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предмет родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Цели обучения родному (русскому) языку и литературному чтению на русском языке в основной школе:

1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на русском языке» в начальной школе, а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

Наши рекомендации