Культура речи и другие науки

Учение о культуре речи тесно связано с другими науками — лингвистическими и нелингвистическими.

Среди лингвистических наук — это прежде всего курс современного русского языка, являющийся базой для синхронного изучения норм литературного языка на всех его уровнях. Опираясь на сведения данного курса, культура речи имеет дело с системой орфоэпических, акцентологических, грамматических и других норм, с их вариантностью, соблюдением, колебаниями и нарушениями в речи, с условиями, поддерживающими и ослабляющими эту систему. Одна из задач культуры речи — научить дифференцировать языковые единицы в зависимости от их соответствия / несоответствия нормам литературного языка.

Очевидна связь культуры речи с лексикологией и семасиологией. Такие коммуникативные качества речи, как точность и логичность, не могут реализоваться без последовательного описания лексических значений слов, их соотнесенности «с миром вещей и миром идей» (Б.Н. Головин). Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с точностью и логичностью речи.

Показывать исторические изменения тех или иных способов языкового выражения, тенденции их развития помогают историческая грамматика и история русского литературного языка.

Диалектология предлагает носителям языка широкий выбор разнообразных средств языкового выражения из многочисленных говоров, из неисчерпаемых источников народной речи.

Особенно тесное взаимодействие культуры речи с лексикографией. Создан ряд ортологических, специальных словарей и пособий по культурноречевой проблематике: Правильность русской речи: Словарь-справочник. 2-е изд. (М., 1965); Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка (М., 1968), Краткий словарь трудностей (М., 1968), Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста, 2-е изд. (М., 1981), Трудности словоупотребления и варианты норм русского языка (Л., 1974); Грамматическая правильность русской речи (М., 1976); Словарь трудностей русского языка (М., 1984) и др.

Тесная взаимосвязь существует между культурой речи и стилистикой. В отличие от других лингвистических наук, изучающих строй языка, культура речи и стилистика изучают функционирование языковых средств, дают оценку качественной стороны их употребления в речи.

Стилистика, определяя целесообразность употребления языковых элементов в той или иной сфере общения в соответствии с темой высказывания, ситуацией и целью общения, опирается на нормы литературного языка. Культура речи, в свою очередь, определяя нормы литературного языка, опирается на функциональную стилистику, учитывая закономерности функционирования языковых средств в различных стилях. Культура речи, таким образом, предполагает владение функциональными стилями. По справедливому замечанию Б.Н. Головина, «культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка и создавать и пересоздавать стили речи».

На функционально-стилевую дифференциацию языка, характеристику функциональных стилей опирается системное описание коммуникативных качеств речи. Закономерности отбора и организации языковых средств в каждом стиле, оказывают воздействие на коммуникативные качества, создают их стилевые варианты. Сравни, например, точность речи в официально-деловом стиле (здесь она предполагает семантическую однозначность, абсолютное исключение разночтений) и точность художественной речи, понимаемую прежде всего как верность образу и определяемую в первую очередь целевой установкой автора на создание образа. Одними стилями речевые качества (к примеру, точность, логичность или выразительность) поддерживаются, усиливаются, культивируются, другими — ослабляются, размываются.

В лингвистике популярной стала мысль о том, что культура речи шире и глубже стилистики, она включает в себя стилистику, но: 1) в аксиологическом аспекте, в плане удовлетворения той или иной речью речестилистических критериев; 2) оценивает саму «стилистическую правильность», внешнюю речестилистическую целесообразность с позиции оценки качества содержания данного речевого произведения (поступка) и качества коммуникативных намерений участников общения, 3) предмет культуры речи шире: он включает речевые виды и разновидности, непосредственно не входящие в сферу стилистики (слухи и сплетни как речедеятельностные разновидности, этико-деловая характеристика речевой деятельности в ситуациях обиходно-деловой жизни и др.).

Таким образом, задачи культуры речи и стилистики пересекаются, однако не совпадают полностью. Каждая из указанных дисциплин имеет свою специфику, свой предмет изучения.

Культура речи связана также с рядом нелингвистических дисциплин: социологией, психологией, логикой, этикой и эстетикой, литературоведением, педагогикой и др.

ТЕСТ

1. 2,3

2. 1,2,4,5

3. 1,2,5

4. 1,5

5.2,3,4.

6. 3

7. 1,4,5

8. 2,5

9. 1,4

10. 2,3

11. 1,5

12. 1,4,5

13. 1,2,3,5

14. 1,3,4,5

15. 2,5

16. 2,4

17. 2,3,4

18. 3,4,5

19. 1,2,5

20. 1,3,4

21. 1

22. 4

23. 1,5

24. 1,3

25. 1,5

26. 3

27. 3

28. 1,4,5

29. 3,5

30. 1

Варианты заданий контрольных работ

ВАРИАНТ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

6. Литературный язык, его основные признаки.

7. Текст. Важнейшие категории текста.

ТЕСТ

1. Буквы Г или К. Отметьтеслова, в которых пишется Г. 2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.
1. э_зотические растения 1. по_тасовать результаты
2. крупный мустан_ 2. о_жил свой век
3. брело_ в виде зверька 3. взял лошадь под уз_цы
4. пости_ший истину 4. возмещение убы_ков
5. фи_тивная командировка 5. оказался в цей_ноте
3. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З. 4. Буквы К или СК. Отметьте слова, в которых пишется К.
1. весенний авитамино_ 1. вяз_ое дно реки
2. пере_дача экзамена 2. не понимает по-рус_и
3. эк_пансивная натура 3. интурист_ий автобус
4. ни_провергать авторитеты 4. левац_ий загиб
5. конфи_кация имущества 5. черкес_ая национальнаяодежда
5. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А. 6. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется О.
1. отдыхал в сан_тории 1. до девяност_ процентов
2. перер_сла сестру 2. цветы в п_лисаднике
3. заск_чу на минутку 3. бурные апл_дисменты
4. молоко с приг_рью 4. изжелт_-серое лицо
5. ср_внять шероховатости 5. больному сделали карди_грамму
7.Буквы Е или И. Отметьте слова,в которых пишется И. 8.Буквы Е или И. Отметьте слова,в которых пишется Е.
1. жили на побережь_ 1. не мог об этом н_ слышать
2. соблюдать правила гиг_ены 2. н_ раз ошибался
3. ждал на протяжени_ часа 3. нет н_ стола, н_ стульев
4. досто_н лучшей участи 4. Сбре_те бороду?
5. зам_рая от страха 5. Что н_ предсказывал, все сбывалось.
9.Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова,в которых пишется У(Ю). 10.Буквы Е или А(Я). Отметьте слова,в которых пишется Е.
  1. помн_щий о деле 2. растопч_т ненароком 3. скач_щий конь 4. потащ_т чемоданы 5. сидеть на т_буретке   1. рассе_нный человек 2. пос_гнуть на независимость 3. почу_вший опасность 4. поздравить им_нинника 5. отстегнуть прив_зные ремни
11.Буквы Ы или И. Отметьте слова,в которых пишется Ы. 12.Буквы О или Ё. Отметьте слова,в которых пишется О.
1. твердые принц_пы 1. учение й_гов
2. победил в супер_гре 2. ш_в разошелся
3. произведение в стиле клас- сиц_зма 3. сундуч_к для хранения ценностей
4. сказочные дворц_ 4. дириж_р оркестра
5. занятия со спорт_нструктором 5. приглаш_н на свадьбу
13. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова,в которых пишется двойная согласная. 14. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова,в которых пишется одна согласная.
1.иску(с,сс)ныймассажист 1. кова(н,нн)ые ворота
2. побочный э(ф,фф)ект 2. места забронирова(н,нн)ы
3. э(л,лл)астичная резина 3. числе(н,нн)ость населения
4. а(н,нн)улировать результаты экзамена 4. беспошли(н,нн)ый ввоз товаров
5. жертва манипу(л,лл)яций 5. фасоль, туше(н,нн)ая с мясом
15.Ь или его отсутствие. Отметьте слова,в которых пишется мягкий знак. 16.Ъ, Ь или их отсутствие. Отметьте слова,в которых пишется твердый знак.
1. каплет с крыш_ 1. должность под_ячего
2. гуляш_ из говядины 2. решение супер_арбитра
3. разжеч_ костер 3. пред_явить удостоверение
4. чувствуется фал_шь 4. смотрит исподлоб_я
5. ознаком_тесь с постановлением 5. транс_европейская воздушная линия
17.Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова,которые пишутся раздельно. 18.Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова,которые пишутся слитно.
1. ничуть (не)вредный напиток 1. (в)виде змейки
2. совершенно (не)замечая усталости 2. (на)прямую зависит от прибыли
3. дом (не)достроен 3. (холодо)стойкий материал
4. (не)взлюбить падчерицу 4. спросил (не)подумав
5. (не)меняющийся курс корабля 5. поссорились, (за)тем помирились
19.Слитное, раздельное или дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис. 20. Наличие или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется.
1. как(только) рассветет 1. сим_томы болезни
2. объехал (пол)Италии 2. уч_редитель газеты
3. (технически)оснащенный офис 3. равнобедренныйтре_угольник
4. салон(магазин) «Ткани» 4. дилетан_ский взгляд
5. если(бы) не дождь 5. коэффиц_ент полезного действия

Наши рекомендации