Культура речи и другие науки
Учение о культуре речи тесно связано с другими науками — лингвистическими и нелингвистическими.
Среди лингвистических наук — это прежде всего курс современного русского языка, являющийся базой для синхронного изучения норм литературного языка на всех его уровнях. Опираясь на сведения данного курса, культура речи имеет дело с системой орфоэпических, акцентологических, грамматических и других норм, с их вариантностью, соблюдением, колебаниями и нарушениями в речи, с условиями, поддерживающими и ослабляющими эту систему. Одна из задач культуры речи — научить дифференцировать языковые единицы в зависимости от их соответствия / несоответствия нормам литературного языка.
Очевидна связь культуры речи с лексикологией и семасиологией. Такие коммуникативные качества речи, как точность и логичность, не могут реализоваться без последовательного описания лексических значений слов, их соотнесенности «с миром вещей и миром идей» (Б.Н. Головин). Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с точностью и логичностью речи.
Показывать исторические изменения тех или иных способов языкового выражения, тенденции их развития помогают историческая грамматика и история русского литературного языка.
Диалектология предлагает носителям языка широкий выбор разнообразных средств языкового выражения из многочисленных говоров, из неисчерпаемых источников народной речи.
Особенно тесное взаимодействие культуры речи с лексикографией. Создан ряд ортологических, специальных словарей и пособий по культурноречевой проблематике: Правильность русской речи: Словарь-справочник. 2-е изд. (М., 1965); Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка (М., 1968), Краткий словарь трудностей (М., 1968), Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста, 2-е изд. (М., 1981), Трудности словоупотребления и варианты норм русского языка (Л., 1974); Грамматическая правильность русской речи (М., 1976); Словарь трудностей русского языка (М., 1984) и др.
Тесная взаимосвязь существует между культурой речи и стилистикой. В отличие от других лингвистических наук, изучающих строй языка, культура речи и стилистика изучают функционирование языковых средств, дают оценку качественной стороны их употребления в речи.
Стилистика, определяя целесообразность употребления языковых элементов в той или иной сфере общения в соответствии с темой высказывания, ситуацией и целью общения, опирается на нормы литературного языка. Культура речи, в свою очередь, определяя нормы литературного языка, опирается на функциональную стилистику, учитывая закономерности функционирования языковых средств в различных стилях. Культура речи, таким образом, предполагает владение функциональными стилями. По справедливому замечанию Б.Н. Головина, «культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка и создавать и пересоздавать стили речи».
На функционально-стилевую дифференциацию языка, характеристику функциональных стилей опирается системное описание коммуникативных качеств речи. Закономерности отбора и организации языковых средств в каждом стиле, оказывают воздействие на коммуникативные качества, создают их стилевые варианты. Сравни, например, точность речи в официально-деловом стиле (здесь она предполагает семантическую однозначность, абсолютное исключение разночтений) и точность художественной речи, понимаемую прежде всего как верность образу и определяемую в первую очередь целевой установкой автора на создание образа. Одними стилями речевые качества (к примеру, точность, логичность или выразительность) поддерживаются, усиливаются, культивируются, другими — ослабляются, размываются.
В лингвистике популярной стала мысль о том, что культура речи шире и глубже стилистики, она включает в себя стилистику, но: 1) в аксиологическом аспекте, в плане удовлетворения той или иной речью речестилистических критериев; 2) оценивает саму «стилистическую правильность», внешнюю речестилистическую целесообразность с позиции оценки качества содержания данного речевого произведения (поступка) и качества коммуникативных намерений участников общения, 3) предмет культуры речи шире: он включает речевые виды и разновидности, непосредственно не входящие в сферу стилистики (слухи и сплетни как речедеятельностные разновидности, этико-деловая характеристика речевой деятельности в ситуациях обиходно-деловой жизни и др.).
Таким образом, задачи культуры речи и стилистики пересекаются, однако не совпадают полностью. Каждая из указанных дисциплин имеет свою специфику, свой предмет изучения.
Культура речи связана также с рядом нелингвистических дисциплин: социологией, психологией, логикой, этикой и эстетикой, литературоведением, педагогикой и др.
ТЕСТ
1. 2,3
2. 1,2,4,5
3. 1,2,5
4. 1,5
5.2,3,4.
6. 3
7. 1,4,5
8. 2,5
9. 1,4
10. 2,3
11. 1,5
12. 1,4,5
13. 1,2,3,5
14. 1,3,4,5
15. 2,5
16. 2,4
17. 2,3,4
18. 3,4,5
19. 1,2,5
20. 1,3,4
21. 1
22. 4
23. 1,5
24. 1,3
25. 1,5
26. 3
27. 3
28. 1,4,5
29. 3,5
30. 1
Варианты заданий контрольных работ
ВАРИАНТ № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
6. Литературный язык, его основные признаки.
7. Текст. Важнейшие категории текста.
ТЕСТ
1. Буквы Г или К. Отметьтеслова, в которых пишется Г. | 2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д. |
1. э_зотические растения | 1. по_тасовать результаты |
2. крупный мустан_ | 2. о_жил свой век |
3. брело_ в виде зверька | 3. взял лошадь под уз_цы |
4. пости_ший истину | 4. возмещение убы_ков |
5. фи_тивная командировка | 5. оказался в цей_ноте |
3. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З. | 4. Буквы К или СК. Отметьте слова, в которых пишется К. |
1. весенний авитамино_ | 1. вяз_ое дно реки |
2. пере_дача экзамена | 2. не понимает по-рус_и |
3. эк_пансивная натура | 3. интурист_ий автобус |
4. ни_провергать авторитеты | 4. левац_ий загиб |
5. конфи_кация имущества | 5. черкес_ая национальнаяодежда |
5. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А. | 6. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется О. |
1. отдыхал в сан_тории | 1. до девяност_ процентов |
2. перер_сла сестру | 2. цветы в п_лисаднике |
3. заск_чу на минутку | 3. бурные апл_дисменты |
4. молоко с приг_рью | 4. изжелт_-серое лицо |
5. ср_внять шероховатости | 5. больному сделали карди_грамму |
7.Буквы Е или И. Отметьте слова,в которых пишется И. | 8.Буквы Е или И. Отметьте слова,в которых пишется Е. |
1. жили на побережь_ | 1. не мог об этом н_ слышать |
2. соблюдать правила гиг_ены | 2. н_ раз ошибался |
3. ждал на протяжени_ часа | 3. нет н_ стола, н_ стульев |
4. досто_н лучшей участи | 4. Сбре_те бороду? |
5. зам_рая от страха | 5. Что н_ предсказывал, все сбывалось. |
9.Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова,в которых пишется У(Ю). | 10.Буквы Е или А(Я). Отметьте слова,в которых пишется Е. |
1. помн_щий о деле 2. растопч_т ненароком 3. скач_щий конь 4. потащ_т чемоданы 5. сидеть на т_буретке | 1. рассе_нный человек 2. пос_гнуть на независимость 3. почу_вший опасность 4. поздравить им_нинника 5. отстегнуть прив_зные ремни |
11.Буквы Ы или И. Отметьте слова,в которых пишется Ы. | 12.Буквы О или Ё. Отметьте слова,в которых пишется О. |
1. твердые принц_пы | 1. учение й_гов |
2. победил в супер_гре | 2. ш_в разошелся |
3. произведение в стиле клас- сиц_зма | 3. сундуч_к для хранения ценностей |
4. сказочные дворц_ | 4. дириж_р оркестра |
5. занятия со спорт_нструктором | 5. приглаш_н на свадьбу |
13. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова,в которых пишется двойная согласная. | 14. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова,в которых пишется одна согласная. |
1.иску(с,сс)ныймассажист | 1. кова(н,нн)ые ворота |
2. побочный э(ф,фф)ект | 2. места забронирова(н,нн)ы |
3. э(л,лл)астичная резина | 3. числе(н,нн)ость населения |
4. а(н,нн)улировать результаты экзамена | 4. беспошли(н,нн)ый ввоз товаров |
5. жертва манипу(л,лл)яций | 5. фасоль, туше(н,нн)ая с мясом |
15.Ь или его отсутствие. Отметьте слова,в которых пишется мягкий знак. | 16.Ъ, Ь или их отсутствие. Отметьте слова,в которых пишется твердый знак. |
1. каплет с крыш_ | 1. должность под_ячего |
2. гуляш_ из говядины | 2. решение супер_арбитра |
3. разжеч_ костер | 3. пред_явить удостоверение |
4. чувствуется фал_шь | 4. смотрит исподлоб_я |
5. ознаком_тесь с постановлением | 5. транс_европейская воздушная линия |
17.Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова,которые пишутся раздельно. | 18.Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова,которые пишутся слитно. |
1. ничуть (не)вредный напиток | 1. (в)виде змейки |
2. совершенно (не)замечая усталости | 2. (на)прямую зависит от прибыли |
3. дом (не)достроен | 3. (холодо)стойкий материал |
4. (не)взлюбить падчерицу | 4. спросил (не)подумав |
5. (не)меняющийся курс корабля | 5. поссорились, (за)тем помирились |
19.Слитное, раздельное или дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис. | 20. Наличие или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется. |
1. как(только) рассветет | 1. сим_томы болезни |
2. объехал (пол)Италии | 2. уч_редитель газеты |
3. (технически)оснащенный офис | 3. равнобедренныйтре_угольник |
4. салон(магазин) «Ткани» | 4. дилетан_ский взгляд |
5. если(бы) не дождь | 5. коэффиц_ент полезного действия |