Определение реальных изменений.

К реальным изменениям в организации клиента относятся, прежде всего, следующие:

новые возможности персонала организации; новые системы; новое поведение; новые программы; новые проекты.

Новые возможности персонала организации –это навыки и умения,

приобретенные сотрудниками организации клиента в ходе совместной работы с консультантом.

Новые системы –это внедренные консультантом системы маркетинга,бухгалтерии, информации, оценки деятельности предприятия.

Новое поведение –это изменение отношений между менеджерами иподчиненными и между персоналом.

Новые программы –это разработанные консультантами программы развитияпредприятия и продажи его продукции.

Новые проекты –это реализованные при участии консультантов инвестиции,контракты, продажи.

Все эти результаты консультант должен описать и обосновать в своем заключительном отчете, а клиент - проверить приведенные в отчете сведения.

Клиент должен постараться также объективно оценить и свою собственную деятельность в ходе работы с консультантом.

Завершающим и обобщающим моментом в оценке работы консультантов должен быть ответ клиента на два вопроса: хочу ли я снова работать с этими консультантами? Могу ли я порекомендовать их своим партнерам по бизнесу?

Экспертиза проектов

Общая оценка качества результатов оргпроектирования производится на основе экспертизы. Экспертиза проектов основывается на суждениях опытных специалистов или ученых, имеющих высокие результаты выполнения и осуществления проектов-аналогов или научных исследований в соответствующей предметной области. Заключение эксперта или группы экспертов по разным частям проекта рассматривается как одно из доказательств пригодности или непригодности документации для выпол-нения на ее основе дальнейших работ.

Экспертиза может осуществляться как на уровне качественных оценок «соответствует – не соответствует», «лучше – хуже», «допустимо – недопустимо», так

и с помощью количественных оценок различных показателей, в том числе полученных на основе статистических расчетов.

Цель экспертизы заключается в профилактике несоответствий проекта задачам развития объекта организационного проектирования и исключении экономических потерь. К дополнительным задачам экспертизы относят также снижение инвестиционных рисков и устранение отступлений от действующих стандартов, норм, правил и эталонов проектирования.

В связи с высокой стоимостью и существенной значимостью крупных проектов экспертизе придают большое значение на всех этапах и стадиях их разработки.

Экспертизу и оценку качества проектов обычно разделяют на две стадии: внутреннюю экспертизу организации-разработчика и внешнюю (государственную, вневедомственную и экспертизу инвесторов).

Внутренняя экспертизаорганизации-разработчика имеет различные способыосуществления:

- технический контроль проектной документации и её нормоконтроль;

- согласование проектных решений с главными специалистами предприятий или учреждений, для которых выполняют разработку, в том числе с экономическими службами;

- обсуждение проектных решений в коллективах, к деятельности которых относится рассматриваемый оргпроект;

- заключения по проекту научных, научно-технических и других советов, на которых обсуждается проект;

- техническая экспертиза перед утверждением проекта у заказчика или его обсуждением в инстанциях.

В каждом из этих случаев требуются подтверждения высокого уровня выполненной разработки по критериям экономической эффективности, выполнения норм и правил проектирования, высокого организационно-технического уровня разработки.

Вневедомственнаяэкспертиза обычно основывается на требованияхсогласования разработки с органами государственной инспекции: государственного, санитарного, пожарного, энергетического, экологического и других видов надзора. К другим видам вневедомственного надзора относя, при необходимости, согласование проектных решений с учреждениями, ответственными за эксплуатацию железных дорог, линий связи, морского или речного водного транспорта, с другими министерствами, ведомствами, их территориальными учреждениями, интересы которых затрагивает разрабатываемый проект.

Для повышения ответственности разработчиков за качество проектных решений

в области техники безопасности, промышленной санитарии принят порядок, при котором проекты, выполненные в полном соответствии с действующими нормами и правилами (что должно подтверждаться записью главного специалиста проекта, целевой программы либо другого руководителя разработки), согласованию по этим вопросам с органами государственного надзора могут не подлежать.

Содержание экспертизы проекта инвестором определяется в настоящее время методикой, которая предусматривает необходимость расчета и анализа показателей:

- коммерческойэффективности,учитывающей финансовые последствияреализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетнойэффективности,отражающей финансовые последствияосуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

- экономическойэффективности,учитывающей затраты и результаты,связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

Кроме того, для вневедомственной экспертизы проекта методика рекомендует обосновывать его социальные и экологические последствия.

Для комплексной, технической, экономической экспертиз проектов важно знать теоретические соотношения и взаимосвязи критериев оценки, которые раскрывают моделирование и системный анализ организационных систем.

Рассмотрим данную теоретическую модель в плане решения конкретных задач экспертизы проекта более подробно. Вначале определим соотношения параметров целевой функции – F1 и состояния объекта – ф3. Параметры состояния объекта часто

называют технико-экономическим, организационно-техническим или техническим уровнем. В практике технического контроля проектной документации чаще используют критерий технического уровня проекта. Результаты расчета этого критерия сводят в таблицу технико-экономических показателей, которую используют как для внутренней, так и для внешней экспертизы.

В практике проектирования как в нашей стране, так и за рубежом применяют большое число показателей для оценки технического уровня проекта. Теоретическое обобщение методик расчета параметров данного критерия в виде модели необходимо для решения экспертной задачи о неиспользованных возможностях интенсификации производственного процесса и ресурсосбережения в проекте по параметрам F1 => max, ф1 => min (при анализе возможностей интенсификации производственного процесса в обеспечение увеличения объёмов выпуска продукции {F1 = V(t)} приняты условия

сокращения следующих производственных ресурсов ф1: площадей {П ≤ Ппроектное}, численности работающих {Р ≤ Рпроектное}, инвестиций {К ≤ Кпроектное}, уменьшение потребления других ресурсов).

Для ответа на вопрос о показателях ресурсосбережения в проекте можно воспользоваться прямыми расчетами экономии производственных ресурсов, что весьма часто выполняют в технико-экономической части проекта, в таблице абсолютных значений ресурсопотребления и экономии производственных ресурсов по проекту в натуральном измерении:

- Q-массы потребляемых материалови их экономии(-∆Q);

- П–используемыхи высвобождаемыхплощадей(-∆П);

- Sj–используемогои высвобождаемогооборудования(-∆Sj);

- К - требуемых для проекта инвестиций (капиталовложений)и выручки отпродажи высвобожденного оборудования (-∆К);

- Р-численность производственных рабочихи высвобождаемую численностьпроизводственного персонала (-∆ Р);

- Е–энергопотреблениеи экономию топливноэнергетических ресурсов(-∆Е);

- I-использованные информационные ресурсыв виде пакетов программ для:

ПК, оборудования с программным управлением, промышленных роботов, АСУ – автоматизированных систем управления, АСУП – автоматизированных систем управления производством, АСУТП – автоматизированных систем управления технологическими процессами, САПР – систем автоматизированного проектирования АСНИ - автоматизированных систем научных исследований и т. д.

Такой способ обобщения данных о ресурсосбережении, демонстрируя достижения проекта, вместе с тем оставляет открытым вопрос о других, неиспользованных резервах интенсификации, которые необходимо выявить эксперту.

Ответы на вопросы эксперта о дополнительных возможностях интенсификации дают показатели технического уровня проекта, так как они функционально связаны с показателями ресурсосбережения в обеспечение достижения целей проекта. Для определения минимально необходимого перечня показателей технического уровня рассмотрим логические взаимосвязи объемов выпуска изделий с основными факторами:

- внешней среды F <=> ф2 {Тсрок; q; F; Ф; Бст}. Здесь Тсрок - заданные ограничения по срокам выполнения проекта; q - заданная в технической документации масса одного изделия: Р., - номинальный годовой фонд времени работы единицы оборудования для односменного режима работы; Ф - годовой фонд времени одного рабочего; Бст - стоимость приобретаемого оборудования;

- параметров состояния объекта, которые определяют основную декомпозицию

критерия технического уровня F <=> ф3 {kпр; kсм; kим; ηти; η3; Пт; Yп; dт; ауд;... } и входных переменных производственных ресурсов F <=> ф1 {Q; П; St; К; Р; Е; I}

Перечисленные показатели технического уровня имеют следующие обозначения:

кпр - коэффициент производственных потерь(от брака или ликвидациизаделов при извещениях об изменении технической документации, которые вызваны недостатками технической, в том числе организационной подготовки производства):

ксм-коэффициент сменности работы оборудования;ким-коэффициент использования материалов;

ηти-коэффициент технического использования оборудования(основнаяхарактеристика его надежности);

η3-коэффициент загрузки оборудования;

Пт-показатель уровня производительности оборудования(обратная величинаtшт - штучного времени);

Yn-удельный вес прогрессивного оборудования;dT-уровень механизации и автоматизации труда;

ауд-удельная площадь под оборудование.Важно при этом заметить дваобстоятельства:

- во-первых, что часть перечисленных параметров технического уровня прямо влияет на его повышение – это kсм; kим; ηти; η3;Пт; Yп; dт; другая часть параметров связана

с техническим уровнем в обратной пропорции – это kпр; и ауд;;

- во-вторых, перечень показателей технического уровня может быть расширен – на основе более подробной декомпозиции можно получить дополнительные параметры в виде энерговооруженности труда, коэффициентов сменности работы рабочих и другие. Рассмотрим некоторые возможности повышения технического уровня проекта на стадии его экспертизы. В большинстве случаев наибольшие возможности для интенсификации процессов, используемых в проектах, дает анализ уровня производительности оборудования. Исходным параметром для оценки этой величины является штучное время – tшт (Пт =1/ tшт). Всем известно, что штучное время является основным параметром для определения количества единиц оборудования и численности рабочих. На основании расчетов численности рабочих и потребности в оборудовании, в свою очередь, определяют необходимые площади и капиталовложения. В этой связи при выполнении экспертизы проектов уделяют повышенное внимание технической обоснованности норм штучного времени.

В расчетах для устранения возможных отклонений расчетных норм времени от их ожидаемых фактических значений применяют:

- коэффициенты ужесточения норм времени по условиям проведения организационно-технических мероприятий в проекте в сравнении с действующим производством;

- поправочные коэффициенты в виде коэффициентов выполнения норм, которые показывают на возможности превышения рабочими технически обоснованных норм выработки;

- закономерности снижения трудоемкости при освоении производственных мощностей в период постановки новых изделий на производство.

Недостаточное использование в проекте этих закономерностей и возможностей, низкий удельный вес применения технически обоснованных норм времени, возможные ошибки в расчетах, вызванные неиспользованием информационных технологий для обоснования норм времени, отсутствие данных о хронометражных наблюдениях и

фотографии рабочего дня, как правило, являются свидетельствами недостаточно высокого технического уровня проекта.

К следующей группе показателей технического уровня, которые наиболее существенно сказываются на росте показателей уровня производительности и выпуска продукции, относят: уровень механизации и автоматизации труда, коэффициент использования материалов и удельный вес прогрессивного оборудования. Отраслевые данные свидетельствуют о тесных регрессионных зависимостях уровня производительности от названных показателей. В этой связи при технической экспертизе проектов необходимо обращать особое внимание:

- на экономически оптимальные припуски для обработки и использования отходов производства в качестве вторичных ресурсов;

- на анализ парка оборудования и других средств технологического оснащения по состоянию механизации и автоматизации;

- на возможности концентрированного применения многоинстру-ментальных наладок, многоместных приспособлений, многостаночного обслуживания, многооперационного оборудования и других прогрессивных средств и способов труда.

На интенсификацию производственного процесса существенно влияют также показатели технического уровня, которые определяют эффективное использование оборудования во времени. Это коэффициенты сменности, загрузки и технического использования оборудования. Чем ниже уровень этих показателей по отношению к их предельному значению, тем больше потери в объемах выпуска продукции по проекту.

Для экспертизы технического уровня в практике проектного дела принято заполнять специальные таблицы технико-экономических показателей проекта. В

них выделяют два раздела:

- абсолютных показателей, характеризующих объемы выпуска, производственную мощность, потребление ресурсов:

- относительные показатели, которые позволяют выполнить анализ технического уровня и экспертизу возможностей дополнительного повышения эффективности проекта по параметрам ресурсосбережения и интенсификации производственного процесса.

В перечне абсолютных показателей вначале обычно приводят данные по объемам выпуска изделий(трудоемкость одного изделия,производственнуюпрограмму в натуральном измерении в штуках, приведенную программу, выпуск запчастей и другие данные по производственной программе). Далее в перечне абсолютных показателей приводят параметры, которые характеризуют потребление производственных ресурсов объектом проектирования.

В начале данного раздела обычно дают численную характеристику промышленного персонала(указывают общее число работающих,в том числепроизводственных рабочих, вспомогательных рабочих, численность инженерно-технического персонала, младшего обслуживающего персонала, средние разряды работников).

Далее приводят абсолютные данные по применяемому в проекте оборудованию(в том числе указывают применение универсального,специализированного и специального оборудования, приводят данные по использованию автоматического и автоматизированного оборудования, сведения по применению конвейеров, автоматических транспортно-складских систем, промышленных роботов, оборудования с программным управлением и других типов прогрессивного технологического оборудования). Перечень оборудования позволяет рассчитать годовые расходы энергии по проекту (установленную мощность и потребление электроэнергии, сжатого воздуха, газов, воды, тепла).

Кроме того, в перечне абсолютных показателей приводят численные характеристики используемых площадей (производственных, вспомогательных, подсобных, служебных и площади бытовых помещений). В итоге в данном разделе проставляют значения капитальных вложений и стоимости основных средств (зданий, сооружений, оборудования, запасов инструмента и инвентаря).

Во втором разделе – в перечне относительных показателей проставляют численные значения параметров технического уровня. Этот раздел позволяет выполнить сопоставления разрабатываемого проекта как с данными по лучшим проектам-аналогам, так и с действующим производством. Сведения сопоставительного анализа технического уровня, в случае выявления несоответствий с эталонными значениями , позволяют сделать выводы о качестве проекта и неиспользованных внутренних резервах интенсификации производственного процесса на основе зависимостей.

Расчет и анализ показателей технического уровня не исчерпывает собой всех задач технической экспертизы проекта. В качестве дополнительных экспертных оценок применяют нормоконтроль проектной документации. Он предусматривает обеспечение соответствия комплекта документации проекта действующим:

- стандартам, в том числе международным, государственным, отраслевым, стандартам предприятий;

- нормам проектирования, в том числе строительным нормам и правилам, расценкам сметной стоимости, методическим указаниям и рекомендациям;

- утвержденным эталонам проектов;

- типовым нормативам времени, расхода, запасов и другим нормативным документам, действующим в обеспечение унификации наиболее рациональных проектных решений.

Важным разделом как внутренней, так и внешней экспертизы является не только оценка возможностей ресурсосбережения и технического уровня, но и экспертиза экономической эффективности инвестиционного проекта организации или реорганизации объекта.

Выше было отмечено, что целью организации в наиболее общем случае является не только выпуск продукции, что относится к производственным предприятиям, но и получение прибыли – этой главной целевой функции организации предпринимательских структур. Рассмотрим более подробно возможности экономической экспертизы проектовпо целевой функции в виде прибыли и другихэкономических результатов на основании данных теоретической модели.

В этой схеме понятием источники финансирования проекта объединены собственный и заемный капиталы организации:

1) собственные финансовые средства–к ним относят отчисления от прибыли,накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб;

2) активы организации–это основные фонды,земельные участки,промышленная собственность;

3) привлеченные средства(средства от продажи акций,благотворительные ииные взносы, средства, выделяемые вышестоящими объединениями, союзами или ассоциациями на безвозмездной основе;

4) ассигнованияиз федерального,региональных,местныхбюджетовивнебюджетных фондов научного и технологического развития, поддержки предпринимательства;

5) иностранные инвестиции,предоставляемые в форме финансового или иногоучастия в уставном капитале совместных предприятий;

6) заемные средства,в том числе кредиты,предоставляемые иностраннымиинвесторами, облигационные займы, кредиты банков и других инвесторов.

Названные финансовые средства на основании проектов могут быть использованы для развития объекта организационного проектирования по схемам простого, расширенного или интенсивного типа расширенного воспроизводства. Приняты следующие условные обозначения структуры рабочих мест: Ч– Cm - Пт. Здесь Ч-множество людей, занятых в производственном процессе (рабочих, инженерно-технических работников, служащих); Cm - множество средств труда (с - действующего производства и н - новых, приобретаемых согласно проекту: оборудования, запасов инструментов, приспособлений, средств технического контроля

и испытаний, средств автоматизации, организационно-технической оснастки, инвентаря); Пт - множество предметов труда (материалов, заготовок, деталей, комплектующих, сборочных единиц, изделий и других объектов товарного производства).

В результате осуществления проекта на основе инвестирования высвобождаются: производственные площади (∆ П), орудия труда (∆ От); производственные рабочие (∆ Ч), материалы и комплектующие (∆ Пт) и другие производственные ресурсы. Такое перераспределение позволяет получить дополнительные результаты (эффекты) - Эj.

∆ Ч - обеспечивает рост выпуска продукции (V1), коэффициента сменности и соответствующего увеличения прибыли Эj по тем рабочим местам, которые в смежных производствах были незагружены из-за ограниченности соответствующих трудовых ресурсов;

∆ От - высвобождение орудий труда, например лимитирующего для смежных производств оборудования, позволяет обеспечить дополнительный выпуск продукции (V2) и прибыль (Э2);

∆ П-перераспределение высвобожденных площадей позволяет включить впроизводственный процесс неустановленное ранее оборудование, создать дополнительные рабочие места и обеспечить тем самым дополнительный выпуск продукции (V4) и прибыль (Э4);

∆ Пт - высвобождение ресурсов предметов труда, например в результате использования более эффективной технологии согласно проекту, также позволяет получить аналогичные результаты по дополнительному предоставлению услуг (V5) и прибыли (Э5). По той же схеме можно учесть высвобождение и других ресурсов.

В результате изложенной процедуры на «выходе» организационной системы формируется дополнительный выпуск продукции и прибыль, которые вызваны инвестициями на «входе» системы. Таким образом, можно рассматривать соотношение

«затраты – результаты» в виде показателей общей (абсолютной) эффективности:

прироста выпуска (Σvi) / К на рубль инвестиций и прироста прибыли (Σэi) / К на рубль инвестиций.

Кроме названных показателей общей (абсолютной) эффективности в зависимости от масштабов проекта (инвестиционного проекта) рассматривают: отношение годового прироста произведенного национального дохода на рубль инвестиций или отношение прироста продукции на рубль инвестиций, а также отношение тех же величин к стоимости среднегодовых производственных фондов.

Инвестиции, которые обеспечивают выполнение проекта, возвращаются инвестору не мгновенно. Длительность инвестиционного цикла определяется по сетевому графику, графику Гантта и другим разработкам организационного процесса во времени. Задержка возврата инвестиций во времени определяет срок окупаемости

капиталовложений–Tок, Способ графического интегрированияпредполагаетиспользование следующей формулы:

Где К(t) - функция изменения во времени инвестиций (затрат); Э(t) - функция изменения во времени результатов (прибыли), полученных в результате инвестиций в развитие объекта.

Как правило, функции K(t) и Э(t) строго аналитически не описывают, в связи с чем для укрупненного определения срока окупаемости капиталовложений (инвестиций, затрат) можно воспользоваться методом графического интегрирования. Его сущность состоит в следующем. Для приближенного построения графика первообразных функций K(t) и Э(t) разбиваем площадь соответствующей криволинейной трапеции, ограниченной названными функциями , на вертикальные полоски с помощью линий, проведенных из точек t0, t1,t2. Каждую из таких полосок заменяем прямоугольником с тем же основанием. Выберем полюс - Р с расстоянием ОР=1 и проведем лучи РК1; РК2........ и соответственно РЭ1; РЭ2; РЭ3...... Искомую линию приближенно можно

заменить ломаной, звенья которой последовательно будут параллельны лучам, исходящим из полюса Р. Точка пересечения ломаных линий по искомым функциям K(t); Э(t) позволяет укрупненно определить срок окупаемости-Ток.

Срок окупаемости – это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Из графика видно, что инвестиции, равно как и результаты от их использования, могут быть рассредоточены по шкале времени . По этой причине экономические последствия выполнения проектов принято рассматривать как результаты многошаговогоto-t1;t1-t2;t2-t3... процесса инвестирования реципиента (организации, использующей инвестиции).

Основными показателями экономической эффективности проекта, кроме срока окупаемости – Ток, рассматривают чистый дисконтированный доход (интегральный эффект – ЧДД); индекс доходности (прибыльности – ИД); внутреннюю норму доходности (внутренняя норма прибыли, рентабельности, возврата инвестиций ВИД). При использовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.

Чистый дисконтированныйдоход(ЧДД)определяют как сумму текущихэффектов за весь расчетный период, приведенную к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику мониторинга как контроля качества выполнения проекта со стороны клиента и консультанта.

2. Какими методами осуществляется оценка работы консультантов?

3. Опишите процедуры сравнения реального выполнения проекта с намеченным результатом.

4. Каким образом можно определить вклад консультанта в повышение экономической эффективности предприятия?

5. Как осуществляется определение реальных изменений в организации?

6. Дайте характеристику оценке результатов оргпроектирования на основе экспертизы.

7. В чём выражается содержание внутренней экспертизы организации разработчика?

8. Назовите способы осуществления внутренней экспертизы.

9. Какие требования определяются ведомственной экспертизой?

10. Опишите методику экспертизы проекта инвестором, предусматривающую расчёт анализа и показателей.

11. Опишите применения в экспертизе теоретической модели соотношения и взаимосвязи критериев оценки.

12. Какие показатели используются для оценки технического уровня проекта?

13. Как определяются показатели ресурсосбережения в проекте прямыми расчётами экономии производственных ресурсов?

14. Какие показатели наиболее существенно сказываются на росте уровня производительности и выпуска продукции?

15. На что следует обратить внимание при технической экспертизе?

16. Какие показатели влияют на интенсификацию производственного процесса?

17. Составьте таблицу технико-экономических показателей проекта.

18. Какие документы, нормативные показатели и т.п. содержит нормоконтроль проектной документации?

19. Какие показатели общей (абсолютной) эффективности в зависимости от масштабов проекта (инвестиционного проекта)?

20. В каких ситуациях применяется способ графического интегрирования? Объясните его формулу.

Тема 13. Экспертиза социально-культурной деятельности (проектов)

Формирующие оценкипредоставляют информацию для улучшения продуктаили процесса. Формирующая оценка новых социально-культурных материалов в идеале должна проводиться с участием экспертов и отдельных членов целевой аудитории до факта полномасштабной реализации. Экспертиза содержания социально-культурных проектов или их предмета может дать полезную информацию для изменения или пересмотра выбранной стратегии.

Суммарная оценкаобеспечивает краткосрочную эффективность илидолгосрочное воздействие через информацию, позволяя решить, следует ли реализовывать социально-культурный продукт или процесс. Суммарная оценка может произойти только после того, как новые материалы были апробированы в полном объеме (например, через оценку эффективности ), или нескольких месяцев до нескольких лет после того, как проект был выполнен в полном объеме (например, через оценку воздействия). Важно указать, какие решения будут приняты в результате оценки, а затем подготовить список вопросов, на которые должна ответить оценка. Данные могут включать в себя количественные результаты инноваций, включая критерии ссылками оценки для определения того, насколько хорошо потребители встретили указанные цели. Данные могут также включать качественные интервью, наблюдений и анализов данных.

Модели общей оценки:

· Connoisseurship оценки (Эйснер)предполагает оценку экспертом вобласти исследования оценки стоимости новых социально-культурных продуктов.

· Goals-Oriented/Objectives-Based (Tyler, 1949)описывает соответствиецелей результатам информирования, как обращаться с новой социально-культурной стратегией (т. е. корректировка, принятие, отклонение). Одним из недостатков является то, что оценщик может пропустить неожиданные результаты или выгоды социально-культурного продукта за пределами первоначальных целей.

· Цели-Free оценки (Скривен) дополняет слабые места цели-

ориентированного подхода путем предоставления объективной точки зрения происходящих событий.

· Судебный / Оценка противникафокусируется на сравнении илиописании всех сторон инновации, как положительных, так и отрицательных (по аналогии с защитой и обвинением из зала суда).

Причины оценки

Существуют различные причины или цели реализации процесса оценки. Предложение изменений соотносится с их субъектом и сформулированными им выводами. Целью оценки может быть одно или несколько из следующих действий:

1) подтверждение наличия соответствующей потребности;

2) мобилизация целевого сегмента, которое может инициировать мотивационный ответ;

3) документирование результатов социально-культурной деятельности, наиболее используемых подходов к оценке, что может означать изменение, произошедшее отчасти из-за реализации проекта;

4) определение необходимых изменений в социально-культурном процессе, которые могут быть использованы для перенаправления социально-культурного проекта с учетом потребностей и интересов заинтересованных сторон и, в то же время, достижение ранее поставленных целей;

5) взаимодействие со спонсорами, администраторами и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите процедуру экспертизы социально-культурной деятельности (проектов). Из каких оценок складывается экспертиза?

2. Дайте характеристику модели общей оценки.

3. Какие существуют причины или цели реализации процесса оценки?

Тема 14. Шесть моделей общей оценки / Frameworks:

1. Целеориентированная: акцент делается на определении целей и задач и определении желательной степени достижения.

2. Ориентированная на управление: главная задача - выявление и удовлетворение информационных потребностей специалистов, реализующих проект.

3. Ориентированная на потребителя: центральным вопросом является разработка оценочной информации о социально-культурных «продуктах» в широком смысле, для удовлетворения социально-культурных потребностей в выборе между конкурирующими программами, продуктами и т. п.

4. Экспертно-ориентированная: зависят от прямого применения профессиональных знаний для оценки качества социально-культурных начинаний.

5. Ориентированная на противника: запланированная оппозиция в точках зрения разных оценщиков (за и против) как центральный объект оценки.

6. Натуралистическая и участник-ориентированная: натуралистические исследования и привлечения участников (заинтересованных сторон в том, что оценивается) играют центральную роль в определении ценностей, критериев, потребностей и данных для оценки.

Оценка представляет собой непрерывный процесс, который должен включать все заинтересованные стороны, то есть, планирование программ, потребителей, администраторов, специалистов-реализаторов и спонсоров. Успешный процесс оценки должен быть реализован на начальном этапе развития, в ходе реализации и по завершении деятельности в целях демонстрации или предложения изменений. Реальная проблема состоит в том, когда начать сбор итоговой информации. Предполагается, что сбор информации для оценочных целей целесообразно проводить на следующих стадиях.

Дизайн проекта: Наиболее частая форма оценки - оценка потребностей. Социально-культурный проект может быть разработан под влиянием потребностей участников.

Ресурс развития: включает в себя проверку материалов и стратегий до начала реализации программы.

Программа запуска: установление базовых изменений в уровне удовлетворения социально-культурных потребностей участников. Другая причина заключается в оценке адекватности освоения имеющихся ресурсов.

В развитии: для контроля фактического состояния в случае необходимости корректировки и для подготовки к итоговой оценке.

Итоговая программа: исследует реакцию на реализацию социально-культурной программы при условии достижения целей.

В идеале оценка должна начаться на начальных стадиях проектирования, что позволяет предположить связь со всеми заинтересованными сторонами. Собранная информация может также продемонстрировать исходные тренды, от которых можно проводить сравнение и делать итоговую оценку или вносить изменения по мере развития проекта и делать соответствующие выводы.

Возможен следующий элементарный подход к проектированию оценки. Вопросы также привести к выбору из этапов оценки:

1. Определите цели и индикаторы результатов.

2. Проведите обзор целей с заинтересованными сторонами.

3. Определите, какие необходимые данные должны быть собраны.

4. Выберите методы сбора данных.

5. Выберите целевой сегмент.

6. Разработайте инструменты сбора данных.

7. Соберите данные.

8. Проанализируйте и обобщите результаты.

9. Представьте информацию.

Каждый из перечисленных шагов является процессом его собственной. Много времени и усилий должно быть оказано на каждом шагу в целях достижения жизнеспособности оценочных усилий. Привлечение всех заинтересованных сторон по всему оценочному процессу.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите шесть моделей общей оценки / Frameworks.

2. Раскройте содержание оценки как непрерывного процесса, в котором участвуют все заинтересованные стороны.

3. Опишите дизайн проекта как форму оценки.

4. Что входит в содержания ресурса развития и программы запуска?

5. Назовите этапы проектирования оценки.

Наши рекомендации