Процедуры технологии решения проблем
Рисунок 5. Процедура технологии решения проблем
Ориентирующие процедурыслужат для определения основного направлениядействий по выработке решений. Они предполагают раскрытие таких сторон, свойств и механизмов ситуации, которые были скрыты от участников поставленной перед группой первичной задачей. Ориентирующие процедуры создают возможность появления нетривиальных точек зрения на задачу и проблему, нахождения их действительных причин, верного видения и понимания ситуации.
Разрешающие процедурыпозволяют найти решения проблемы исформулировать задачи, связать эти решения с существующими организационными формами, структурами, определить пути и средства реализации найденных решений.
В самой схеме технологии группового решения проблем можно наметить ряд важных соответствий. Так, блоку «Диагностика задачи» соответствует процедура «Организация решения», направленная на разрешение либо снятие этой задачи. Процедуре «Диагностика ситуации» соответствует процедура «Разработка программы реализации», предписывающая определенные действия в этой ситуации. Процедуре «Диагностика и постановка проблем» – процедура «Разработка проекта», определяющая состояние системы, в которой данная проблема решена. И, наконец, процедуре «Определение целей» – процедура «Выработка решений», определяющая конкретные средства и действия по достижению поставленных целей.
Технология решения проблем представлена здесь как этапная последовательность процедур. Однако, поскольку творческий процесс не может быть линейным, ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном порядке. Более того, определенные процедуры могут меняться местами (например, процедура «Определение целей» может предшествовать всей работе либо завершать ее). Технически это позволяет сделать модульная организация работы.
Назначение.Технология решения проблем используется как логикасодержательного движения в процессе решения проблем. Она может выступать в качестве практического руководства для решения проблем различного типа, а также как учебный материал для освоения соответствующих средств.
Технология может быть использована консультантами по управлению в ходе работы с руководителями и специалистами для решения конкретных практических проблем.
В качестве учебного материала технология может быть использована в системе повышения квалификации, в работе с резервом на выдвижение, для целей самообразования.
Излагаемая ниже технология решения проблем ориентирована на применение в групповой работе. Однако с некоторыми упрощениями она может быть использована и
в индивидуальной работе.
Процедура 1. Диагностика задачи.В практической работе руководителей испециалистов ежедневно возникает множество самых разнообразных задач. Одни задачи для своего решения требуют длительных организационных усилий больших коллективов. Другие выходят далеко за рамки конкретной организации. Третьи выполняют мобилизующую функцию и не требуют немедленных практических действии. Для того чтобы эффективно строить свою деятельность, человек должен владеть средствами диагностики всех этих задач, определения их важности, актуальности, масштаба, новизны и т.д. Назначением диагностики задачи являются определение и анализ основных характеристик задачи, а также степени необходимости
ее решения. Результаты всех операций и процедур в обязательном порядке фиксируются в схемах и/или текстах.
Процедура 2. Диагностика ситуации.Для диагностики конкретной ситуациинеобходимо, отталкиваясь от первичной задачи, определить наиболее существенные с точки зрения этой задачи особенности и факторы ситуации. При этом нужно постоянно «держать в уме» формулировку задачи, поскольку довольно часто в ходе аналитической работы задача либо подменяется, либо искажается.
Под ситуацией здесь понимается конфигурация (взаимное расположение, «рисунок») значимых элементов системы в определенный момент ее функционирования и развития. Понятие «конфигурация» отражает три стороны ситуации: состав ее компонентов; способ их взаимосвязи, взаимодействия; их значение для участников ситуации. Понятия «система» и «ситуация» могут относиться к одному и тому же фрагменту жизнедеятельности организации, но отражают этот фрагмент на разных уровнях. Когда мы говорим о некоторой ситуации, речь идет о множестве людей, предметов, отношений, качеств, процессов, действий, а также об отражении всех составляющих в сознании участников. Когда речь идет о системе, мы говорим о механизме порождения ситуации, действующем как единое целое. С этой точки зрения система всегда проявляется во множестве ситуаций, по которым мы ее и распознаем.
Для того чтобы верно диагностировать данную ситуацию, необходимо ввести в
анализ все богатство индивидуального и группового опыта и с этой точки зрения описывать ситуацию.
Процедура 3. Диагностика и постановка проблем.Диагностика проблемсостоит в поиске глубинных причин неблагополучия данной ситуации и задачи, которая в ней возникла. Под проблемой здесь имеется в виду сложный вопрос, на который нет ответа, указание на отсутствие каких-то важных компонентов деятельности, как правило, средств деятельности; на разрыв в деятельности; на препятствия, не позволяющие эффективно работать для достижения некоторого эталонного состояния. Однако довольно часто правильно определить проблему трудно, для этого нужна специальная работа. Данная процедура содержит описание основных операций, позволяющих как диагностировать, так и поставить проблему.
Процедура 4. Определение целей.Если проблема заключается в решении либоснятии первичной задачи, то цель понимается здесь как описание результата, на который должна быть ориентирована дальнейшая работа. Результатом может быть наряду с решением проблем частичное решение, нейтрализация, обход, разработка направлений средств решения и т. д. Таким образом, цель рассматривается как
конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Заметим, что в соответствии с модульным принципом определение целей может осуществляться на каждом этапе работы по решению первичной задачи.
Процедура 5. Выработка решений.В данной процедуре определяютсяконкретные средства (действия, мероприятия, связи и т.п.) достижения целей и решения проблем.
Процедура 6. Разработка проекта. Реализуется не отдельное решение,апроект, отражающий целевое состояние системы, которой касаются проблема и задача. Такой системой может быть подразделение. Подобный взгляд основывается на том, что
в социально-производственных системах нельзя менять какие-то отдельные элементы, поскольку это может привести к ухудшению состояния целого. Меняя часть мы всегда меняем целое. Это и делает необходимой разработку проекта.
Процедура 7. Разработка программы реализации проекта.Проект,даже еслион имеет высокое качество, без детально продуманной и проработанной стратегии и тактики реализации может остаться на бумаге. Реализация – это уже действие, изменяющее что-то в практической жизни людей, а значит, оно затрагивает интересы и нормы деятельности конкретных работников. Кроме того, при достаточно серьезных решениях должны меняться документация, организационные формы и способы взаимодействия людей, подразделений организации. Успешное проведение всех этих изменений требует кропотливой работы по разъяснению содержания предлагаемых решений, убеждения работников в их необходимости и т. д. Вся эта работа предполагает следующие операции.
Вопросы для самопроверки:
1. Опишите специфику экспертного консультирования. Какие методы использует консультант в данной форме?
2. Какие факторы определяют успех проекта при экспертном консультировании?
3. В чём заключается содержание процессного консультирования. Какие методы эффективны в процессном консультировании?
4. Что входит в содержание обучающего консультирования?
5. Назовите виды лабораторного обучения.
6. Какие этапы включает лабораторный метод? Опишите методику применения лабораторного метода?
7. Что способствует обучению клиента и консультанта в процессе обучающего консультирования?
8. Какой подход является преимуществом консультирования, почему?
9. Совокупность каких методов составляет организационную диагностику?
10. Какие мероприятия предполагает организационная интервенция? Какие приёмы может использовать консультант?
11. Определите основные цели сессии стратегического планирования? Какую роль играет консультант в данном мероприятии?
12. Какие условия следует выполнить для успешного применения методов процессного консультирования?
13. Каковы различия между экспертным, процессным и обучающим консультированием?
14. Дайте характеристику интегративного (интегрального) консультирования.
15. В чём заключается Т-образный профиль современного консультирования?
16. На какие основные группы подразделяют методы работы консультанта?
17. Опишите технологию мышления консультанта разработанную В. С. Дудченко.
18. Дайте характеристику «позитивным и нейтральным техникам» мышления.
19. Опишите специфику «разрушающей технике» мышления. Какие способы применяются в разрушающей технике.
20. Дайте общую характеристику и опишите процедуры технологии «группового решения проблем».