Ознакомление детей с устным народным творчеством
Ознакомление детей с устным народным творчеством включает в себя ознакомление с разными жанрами фольклора. Под фольклором подразумевается народная духовная культура в комплексе словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества. Зародившись в глубокой древности, фольклор сопровождал человечество на протяжении всей его истории, он продолжает жить и в наши дни.
В условиях семьи приобщить детей к фольклору можно разными способами:
• сознательной передачей взрослыми детям;
• стихийным перениманием от взрослых, сверстников или старших детей.
Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп, для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В детском фольклоре сочетаются разные функции: унитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая.
Он прививает ребенку навыки поведения в коллективе, а также естественно приобщает детей к национальным традициям, способствует развитию этнической идентичности ребенка.
Формы детского фольклора,рекомендуемые для ознакомления в семье:
• Заклички
Самые древние формы детского фольклора - это заклички и приговорки. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы для того, чтобы с помощью слова вызвать благоприятное действие природных стихий или предупредить их губительную силу.
Закличка (от слова закликать - звать, приглашать, обращаться) это небольшая песенка для распевания чаще всего группой детей, сопровождающаяся игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички связаны с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям. Они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене труда вслед за годовым круговоротом солнца. Все явления и силы природы (солнце, радуга, гром, дождь, ветер), а также времена года (весна, лето, осень, зима) живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает в ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу - «перебить дождя»; гром - пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок - сварить борщик, дать огурчик. Все это учит ребенка жить и взаимодействовать в социуме, развивает важные социальные умения и навыки:
- умение вступать в контакт, обращаясь по имени (известно, что все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена: солнышко-колоколнышко, золотое донышко; весна-красна; красное летечко и т.д.);
- умение обращаться с просьбой;
- умение благодарить словом и делом.
Заклички способствуют эмоциональному развитию детей. В закличках, выраженная в слове, ритме, интонации, присутствует гамма чувств-переживаний восхищения, нежности, восторга Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок - просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова («Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Уж как дождь-дождем, мы давно тебя ждем... »).
Закличка рождает в ребенке чувство общности с другими детьми (возможно, и взрослыми), чувство социального единства, так как заклички исполняются всегда с другими детьми (мы на нивку идем, мы серпочки несем; чтобы год от года давала нам погода и др.).
• Приговорки
Приговорки - интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, словесным строем и оформлением уважительно настраивает ребенка по отношению к каждому растению в лесу, поле, огороде: матушка-репка, уродись крепка; капуста виласта, будь пудаста и пр. В звуковом подобии слов (репка-крепка, капуста-виласта-пудаста), предмет объединяется с его необходимыми и желанными признаками. Это позволяет ребенку видеть назначение растения, его здоровую, живую красоту и в определенной степени является профилактикой неразумных, истребительских действий детей в природе. Обращаясь в приговорках к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.
Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия по правилам, строго соблюдать правила.
• Кричалки (тараторка у С. Маршака, Е. Благининой; звенелка, веселка у И. Токмаковой, неумелка, ворчалка у Б. Заходера)
В кричалках, веселках, звенелках, тараторках объектом неосознанного внимания становится сам ребенок. Это новая ступень в познании ребенком мира. В сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление и многие другие возвышенные чувства.
В кричалках отражены эмоции и переживания, уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т.д., к священному для детей ритуалу игры. Таким образом, они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка. Кричалки нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать в соответствии с их бойким, звонким ритмом. В талантливых авторских кричалках можно обнаружить и дополнительный смысл.
• Прибаутки
Фольклорная прибаутка - небольшое стихотворение из двух-четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:
Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козел, коза, кот, собака), даже насекомые (комары, мухи, тараканы), их повадки, внешний вид - все является предметом внимания. Ко всему живому - уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище: котишко-мурлышко, курочка-рябушечка, гуля-голубок, паучок - тоненькие ножки.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус.
Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть-чуть нелепы.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове.
Юмор - неотъемлемая часть этноса. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений - стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность ребенку самому разобраться, смешно ему или нет.
• Перевертыши(небылицы, нелепицы, чепуха, небывальщина).
Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу - перевертышу. Когда ребенок прочно усвоил внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними, он позволяет себе произвольное обращение с тем, что уже стало достоянием его умственной жизни. Детская игра в перевертыши - это проверочное испытание на прочность знаний.
Нелепицы, чепуха, небывальщина -прекрасное средство для воспитания этнической идентичности, для развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости.
• Считалки
Самый распространенный вид народных считалок предназначен для расчета играющих. Если нужно определить, кто водит во время игры в прятки, в салочки, то считают.
Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе существуют бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и звуко- и словосочетанием.
Следующая группа считалок - игровая - предназначена одновременно и для расчета, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.
Известно, что считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Распределением ролей распоряжается не авторитет взрослого или заводилы-ребенка, а как бы сама судьба. И выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.
Умение услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, чем желаннее для ребенка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдаются правила справедливости.
Литературные авторские считалки предназначены большей частью для чтения (рассказывания), а не для расчета. Они предлагают и ребенку и взрослому интеллектуальную игру - узнать в авторской считалке ее народный прообраз, уловить черты сходства и различия, отличить обыгрыш, лукавство, иронию автора от фольклорного образца.
Авторские считалки всегда остросюжетны, динамичны, полны сменяющих друг друга ярких картинок и этим похожи на потешки, перевертыши.
• Скороговорки
Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
Скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришъ». Одновременно это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова и - баловство, любимая игра в словотворчество.
Скороговорка заставляет ребенка задуматься над удивительным свойством русского языка одними и теми же звуками передавать разный смысл.
Простая скороговорка «Пошла Поля полоть в поле» способствует усвоению ребенком сложнейших смысловых оттенков языка, его структурных единиц уже в дошкольном возрасте, задолго до изучения падежных окончаний, временных глагольных форм, нарицательных и собственных имен существительных.
В скороговорках нет «чепухи», нет абсурдных словосочетаний в отличие от нелепиц, перевертышей и считалок. Скороговорка чаще всего представляет картину знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл.
Удивительной способностью скороговорок является их сложная ритмика, у каждой звук, звукосочетание и слово подчиняются ритму и создают ритм.
Скороговорка помогает ребенку усвоить родную речь, увидеть красоту, неповторимость звучания, игру слов и звуковых сближений, постичь глубинные законы народной поэзии, уходящие корнями в народный фольклор.
• Пестушки и потемки
«Пестовать», тешить - означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, «носить на руках». Термин «пестун» равнозначен слову «воспитатель», он встречается на страницах летописей.
Пестушки и потешки - короткие стихотворные приговоры, сопровождающие ребенка чаще всего в первые месяцы и годы жизни. Их главные особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей; протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием и др.
Пестушки несут радость и удовольствие детям, содержат в себе «уроки» жизни», ненавязчивые, простые, занимательные и интересные, активизируют чувства и эмоции детей способствуют усвоению правил поведения, развитию эмоциональности, отзывчивости.
• Дразнилки (насмешки, уловки)
Детская дразнилка - одна из разновидностей игрового детского фольклора. Наряду с радостными, бурными, веселыми и счастливыми переживаниями детям свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Свои отрицательные эмоции дети выражают в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движения, прыжки, гримасах - дразнилках. Наличие дразнилок, их разнообразные и цензурный характер - говорит о здоровых отношениях, складывающихся в детском коллективе, где дети умеют постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы, драки. Дразнилка помогает поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Она вносит в жизнь ребенка особый вкус, воспитывает справедливость. Обидная дразнилка обычно раздается вслед удерживающему неприятелю, многократно и надоедливо повторяется, она склонна к преувеличению или преуменьшению, к чепухе, нелепости, перевертышу, придающих ей одновременно смешной и обидный характер. Дразнилки высмеивают дурные наклонности и поступки. Дети, использующие готовую дразнилку или придуманную свою, предупреждают сверстника о совершенном им промахе в игре, в дурном поступке. Дразнилка позволяет видеть ту черту, за которой оканчивается предупреждение и насмешка и начинается издевательство. Дразнилки учат детей подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, они учат слышать слова, подбирать их по смыслу и звучанию. Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - это и профилактика душевного здоровья, умение выразить свои отрицательные эмоции через осмеяние и разоблачение порока. Кроме народных, существуют также и литературные, авторские дразнилки. В них можно увидеть детям выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек и сравнить с собой в полной уверенности, что сам-то он совсем не похож на подобных героев. Характерной чертой дразнилок является запрет на осмеяние действительных физических недостатков человека.
• Народные загадки
Народны загадки способствуют умственному развитию детей, развивают сообразительность, способность подмечать признаки, качества, свойства предметов и явлений.
Загадка - игра в узнавание, отгадывании, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. В народной загадке заключена особая захватывающая прелесть - доля гаданий, сверхусилий, озарения. В старинных народных загадках предмет не описывается, не сравнивается с похожим, а замещается иным. Ребенок должен сообразить, что общего у загадки, с отгадкой. Отгадка часто рифмуется с загадкой.
Многие загадки современные дети не могут отгадать, так как ушли из жизни вещи, формы и орудия труда, бывшие предметом загадывания.
Образность, неожиданному сопоставлению, нестандартности мышления учат детей загадки, они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство, так как образами народных загадок пронизана русская поэзия. Загадки, представляющие собой краткие художественные произведения построенные на иносказании, метафоре, аллегории, несут в себе закодированную информацию, требующую расшифровки Они развивают одновременно и образное и логическое мышление ребенка.
• Сказки-шутки, сказки-потешки.
Короткие шутливые пародии на сказки, которые рассказывались детям в ответ на бесконечные просьбы «рассказать сказочку».
· Небылицы (нескладухи)
Стихотворения или короткие прозаические произведения, в которых действительность предстает как череда нелепостей, несообразностей, как нечто вывернутое на изнанку.
· Сказки
В условиях семьи необходимо знакомить детей со сказками. Известно, что сказки обладают национальными особенностями, отражают исторические и природные условия жизни народа, формируют у ребенка сознание этнической идентичности.
Сказка является одним из элементов культуры. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Сказка является продуктом творчества определенного народа. В ней отражены сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса, имена действующих лиц, названия животных и растений, особенности места действия и др. элементы, переходящие из сказки в сказку, от сказителя к сказителю, от этноса к этносу. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, топографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Эти функции выявляются при использовании сказок в повседневной обыденно-бытовой жизни, в педагогической деятельности, в художественных и театрализованных постановках.
Учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, выделяют культурно-этническую функцию сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно ребенок, усваивает все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка является своего рода социальной памятью этноса. В ней аккумулирована многовековая этническая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д.
Велика роль сказки в социализации ребенка, т.е. в приобщении его к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка раздвигает границы индивидуального жизненного опыта ребенка, подключает к его личному опыту весь опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказки.
Вариативная природа сказки побуждает ребенка к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в своеобразном стиле изложения сказки и т.д.
Родителям необходимо помнить, что сказку лучше всего рассказывать ребенку, а не читать. Разумеется, это потребует от рассказчика уникальных способностей, освобождения от резонерско-менторского стиля, от стандартных подходов. Рассказчик должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать ее индивидуальное восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
1.Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои силы.
2.Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3.Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д.
Ассоциируя себя с героем сказки, ребенок проявляет тем самым свою этническую идентичность. Результатом удовлетворения названных потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении, социальная компетентность.
Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.
Существуют разные жанровые формы сказки: классические фольклорные (сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и новеллистические, авантюрные, богатырские, солдатские и др.), а также литературные (стихотворные и прозаические).
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами
Ремесло, как и народное искусство в целом, многофункционально по своему назначению. Являясь элементом культуры народа, связанным с его историей и имеющим многовековой путь развития, ремесло выполняло социальные, религиозные, родовые, обрядовые и другие функции, в том числе педагогические.
Национальная психология мировосприятия, видение, формировавшееся веками и живущее в глубинах подсознания русского человека, проявляются в творчестве народных мастеров и мастериц, в изделиях мастеров-игрушечников.
Народные игрушки многообразны по типам и художественным формам, но несмотря на это, хранят живое дыхание традиции и значительны по своей воспитательной роли.
Среди игрушек, изготовленных мастерами-игрушечниками, не было случайных поделок. Все они активно готовили детей к жизни в деревне, развивали их духовно и физически, соответственно возрасту. Игрушки использовались в соответствии с особенностями детского развития: колыбель обвешивали «побрякушками», пестрыми лоскутиками, колокольчиками, для маленьких детей предназначались занимательные игрушки со звуком и яркой окраской: подвески с шумом трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а вовнутрь клали камешки или горох. Для детей, начинающих ходить, изготавливались каталки на палочке. Эта универсальная игрушка широко используется и в настоящее время. Она оживает в движении: вертятся быстрые «меленки», крутятся расписные чашки, ритмично стучат барабанчики, мелькает узор на колесах. Каталка завораживает, увлекает за собой и, таким образом, помогает ребенку учиться ходить. В движениях, в действиях с игрушками у детей формируются механизмы сенсомоторного восприятия, обеспечивается восприятие тактильных, слуховых, зрительных стимулов, обеспечивается формирование двигательного навыка - умения ходить, развивается ориентировка в пространстве, т.е. системно реализуются нейропсихофизиологические структуры ребенка
Следует отметить, что психофизиологический аспект влияния изделий русских ремесленников на развитие и становление ребенка, использование их в детской жизни в качестве полноценного познавательного материала требует применения широкого спектра самых разнообразных психолого-педагогических исследований.
Сохранившиеся традиционные образы народных игрушек (кукол, коней, птиц, животных и др.) передают ребенку гармонично ощущение радости труда и красоты. Народные мастера мастерили игрушку из разных материалов: из мха, шишек, бересты, прутьев, лыка, мочала, тряпок, соломы и т.д. Обследование и дальнейшее использование в игровой деятельности игрушек, изготовленных из натуральных природных материалов, способствует развитию кинестетической основы движений: чувствительности кожи ладоней, мышечных ощущений кисти и пальцев, развитию зрительномоторной координации, включает в себя также здоровьесберегающий аспект.
Мастера-игрушечники делали игрушки серьезно, с душой, заботясь о будущем поколении. При этом они не делали никаких сложных украшений, избегали подробностей, обыденности и повседневности в образах, а значит, создавали праздничность, сохраняли красоту материала, вкладывали в игрушку здравый смысл, что заложен в каждой вещи крестьянского быта.
Изделия русских ремесленников многообразны: расписная древняя икона или фреска, народный лубок, роспись по дереву, печатные пряники, шитье и керамика, игрушка и др. каждая вещь и по сей день имеет определенное жизненное и художественно-эстетическое значение, выполняет воспитательную функцию, сохраняя связь веков. Несомненно, велик педагогический потенциал каждого отдельно взятого русского ремесла и каждого изделия мастеров-ремесленников. Самое важное, непреходящее в народном искусстве - его общечеловеческий, гуманистический смысл, мечта о вечности жизни, о красоте ее, о победе светлого и доброго