Тема 5. ТЕХНИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
1. Техника как объект социокультурного анализа.
2. Инженерная деятельность: трансформации и перспективы.
3. Технонаука и социотехническое проектирование: социогуманитарное знание как часть инженерного профессионализма.
4. Профессиональная этика в инженерной деятельности.
1.Невозможно представить жизнь современного человека без техники. Причем не в качестве полезного дополнения к жизнедеятельности, а в качестве ее субстанциальной основы. Н.А. Бердяев говорил, что без техники невозможна культура, с ней связано само возникновение культуры как собственно человеческой формы существования [31]. Техника как орудийно-предметная деятельность человека по преобразованию пространства вокруг себя является важнейшим отличительным признаком человека культурного в отличие от чисто природного бытия.
Как менялась техника на разных этапах общественного развития, какое влияние оказывала технологическая деятельность на человека и его социальное окружение, какие возникали взаимодействия техники с другими элементами культуры – политикой, искусством, экономикой, образованием и другими – эти вопросы включается в проблемное поле изучения культурологии.
Особое значение рассмотрение техники как феномена культуры получило в ХХ веке, открывшем невиданные ранее перспективы трансформации цивилизации под влиянием техники. С одной стороны, человечество впервые получило технические средства, способные уничтожить саму жизнь на планете, а с другой, открылись беспрецедентные возможности коммуникации, освоения энергии, пространства, вплоть до выхода за пределы Земли. XXI век задает новые векторы взаимодействия техники и других элементов культуры [32]. Во-первых, появляются технологии (нано-, био-, инфо-, технологии искусственного интеллекта), которые не просто меняют социальное пространство человека, его формы мышления, но допускают возможность трансформации самой «природы человека», появления новых антропологических свойств и качеств; во-вторых, принципиально меняется взаимоотношение техники и социума, любое техническое решение может разрабатываться и использоваться только с учетом социального контекста, социокультурных последствий, в результате появляются новые социальные практики, такие как социальная оценка техники, социотехническое проектирование.
Само понимание техники в современной культуре многозначно [33]. Она рассматривается и как:
а) прикладное естествознание;
б) система средств, которые служат хозяйственному удовлетворению потребностей, облегчению и формированию нашего бытия, представляя собой совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой;
в) выражение стремления человека к эксплуатации и власти, а также желания управлять на основе соответствующих знаний;
г) бытийно-историческое раскрытие предназначения природы в удовлетворении нужд человека;
д) в христианско-платоновском толковании – как реализация идей, извлекаемых изобретателем из мира предустановленных способов решения и воплощаемых в моделях и устройствах, продолжающих дело первоначального божественного творения;
е) саморазвитие человека через его собственную деятельность, формирование действительности с помощью труда;
ж) производство вещей в качестве дополнения объективного мира, что тем самым впервые делает человека культурным существом и является для него в широком смысле необходимым;
з) эмансипация от ограничений, налагаемых органической природой, прогрессивная замена естественного мира культурным миром;
и) объективация человеческой деятельности и т.д.
Техника в современном понимании не может быть сведена к традиционному набору артефактов (машин, механизмов), а обязательно должна включать в себя процедурный аспект (способы, методы, технологии изготовления и использования машин), а также праксиологическое понимание целей и задач, решаемых с помощью данных устройств.[34] Техника в таком случае рассматривается как нечто объемлющее, во-первых, практику технических разработок и производства артефактов, во-вторых, практику использования и применения техники, в-третьих, практическую деятельность по изъятию отработавшей техники их употребления (ресайклинг, депонирование или уничтожение в качестве отходов), наконец, в-четвертых, деятельность по формированию социокультурного пространства, в котором будет функционировать техника. А это выводит нас на проблему сущности и содержания инженерной деятельности в современных условиях.
2. Проектирование и создание технических устройств называется технической деятельностью, и на первых исторических этапах она осуществлялась на основании наблюдения, обобщения опыта, применения здравого смысла. Инженерная же деятельность знаменует особый этап технической деятельности, отличающийся повышенной эффективностью, связанной с систематическим применением научных знаний для конструирования и изготовления технических объектов – машин, механизмов, сооружений, устройств и т.д. В процессе использования науки для создания техники инженер решает научные и технические задачи, вырабатывая новые знания, оказывающие обратное стимулирующее влияние на развитие науки. Это сближает деятельность инженера с деятельностью ученого-экспериментатора и отличает от работы техника-ремесленника. На первых этапах своего развития инженерная деятельность ориентируется прежде всего на естественные науки (физику, химию, математику), с течением времени начинает использовать и развивать дальше формирующиеся на стыке науки и техники технические науки (начертательную и проективную геометрию, сопротивление материалов, теорию машин и механизмов, теоретические основы электротехники и другие). В современном мире техника стала неотъемлемой составной частью социокультурного пространства, главным элементом техносферы, следовательно, нуждается для своего безопасного использования и дальнейшего развития в применении наряду с естественными и техническими науками наук социогуманитарных.
В деятельности по созданию техники ученые выделяют несколько этапов [35]. Нулевой цикл (первобытное общество) характеризовался созданием простейших орудий и сооружений, основанным на устной передаче технического опыта, использованием силы домашних животных, сакрально-анимистическими сценариями осмысления техники. Появление техники в древних государствах (Египет, Шумер, Вавилон), использующей впервые силы природы для выполнения работы, сохраняющей опыт с помощью письменности и специфических знаковых средствах (чисел, чертежей, расчетов). Это позволило создать достаточно сложные технические сооружения (ирригационные системы, дворцы, пирамиды, большие корабли, древнюю металлургию и т.д.), а также более совершенное оружие и орудия труда. Меняются и сакральные сценарии осмысления техники. Развитие техники в античности и средние века знаменовало впервые использование знаний при конструировании машин (построение планов, схем, расчетов отдельных элементов).
Конечно, это были еще не научные знания, основанные на строго эмпирических исследованиях, а в большей степени умозрительные догадки, но они позволили создать особый тип инструментального отношения к миру, а также модель рационального осмысления деятельности и технического творчества. Появление инженерного этапа развития техники сопровождалось ростом естественнонаучного и технического знания, используемого при конструировании и изготовлении технических устройств, спровоцировавшего бурный рост изобретательства и формирование научной рациональности, приведшей к целенаправленному изучению природы и обоснованию порядка действий (технологии) при изготовлении машин и механизмов. Промышленный этап привел к формированию производственных комплексов, промышленности и сферы массового потребления на основе достижений инженерии и новых форм организации труда.
Современный этап конструирования и создания техники справедливо называют технологической революцией. До определенного времени технология рассматривалась лишь как одна из сторон организации производства наряду с ресурсной, материально-технической, управленческой и т.д. Но реализация в последние десятилетия крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать новый характер взаимоотношений между технологическими процессами, операциями, принципами и характером развития науки, техники, инженерии, производства в конкретном обществе. А они, в свою очередь, зависят от социально-политических и культурных особенностей стран и регионов. Разработка и производство полупроводников, компьютерной или ракетной техники, нано и биотехнологий, других высокотехнологичных систем оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня научных исследований, инженерных разработок, проектирования, равно как и от способов организации труда, квалификации и образования трудовых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества продукции и многих других социокультурных факторов. Технология предстала как совокупность принципов гармоничного сочетания технических, социальных и культурных факторов, обеспечивающих инновационное развитие техносферы.
С развитием общества происходит дифференциация и усложнение инженерной деятельности, которая на первых этапах включала в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением и совершенствованием технических наук к ним добавляются еще инженерные исследования и проектирование, затем создание социотехнических систем и человеко-машинных комплексов. А со становлением технологического этапа можно констатировать общественную потребность в таких видах инженерной практики как организация и управление социотехническими проектами, оценка рисков технического развития, комплексная экспертиза последствий и перспектив создания и применения новых технологий, мониторинг эксплуатации, функционирования и ликвидации инновационных продуктов.
3. Новые задачи перед инженерной деятельностью, связанные с созданием техники, включенной в социокультурные контексты, приводят к необходимости изучения новых связей между естественными, техническими и социогуманитарными науками в их отношении к технике. Современные наукоемкие технологии, называемые NBIC (нано, био, инфо, когито, т.е. мыслительные)-технологии, могут развиваться только в неразрывном единстве между собой, опираясь на постоянно совершенствующуюся под их влиянием технику, сами оказывают непосредственное воздействие на социальные процессы (бизнес, образование, политику), получая импульсы от социокультурной среды. В последнее время их уже называют NBICS-технологии (нано, био, инфо, согито, социальные), потому что возникают и развиваются в результате непрерывного взаимодействия образования, науки и экономики, зависят от статусных и функциональных ролей и ценностных ориентаций субъектов, участвующих в их создании, распространении и применении.[36]
Формируется феномен технонауки, имплицитно включающий в себя социальные аспекты получения и внедрения высокотехнологичных знаний. Инновационные технологии базируются на технонауке, которая рождает новые формы взаимодействия ученого, инженера и практика. В отличие от традиционной линейной последовательности распространения нововведений от фундаментальных исследований к прикладным, от научных исследований и опытных конструкторских разработок через опытное производство к серийному и затем реализации продукта заинтересованному потребителю, технонаука предполагает непрерывное и многомерное сетевое взаимодействие производителя знаний и технологий с венчурными фирмами и корпорациями, реализующими новые технологические достижения в конкретных социокультурных условиях.
Инженер становится ключевой фигурой инновационного развития общества, обеспечивая непрерывное порождение идей, их техническую модификацию, оценку социокультурной состоятельности и перспективы, внедрение и реализацию в социотехнической среде. Для его успешной самореализации недостаточно только технических и естественнонаучных знаний. Совершенно необходимыми становятся социальные и гуманитарные компетенции, обеспечивающие практическую возможность внедрения новых технологий, коммуникации с широкими слоями заинтересованных пользователей, трансформации социального пространства с целью эффективного и безопасного применения новых технологических решений, оценки социокультурных последствий создания социотехнических комплексов.
Основной стратегией современной инженерной деятельности становится социотехническое проектирование. Создание сложных технических систем предполагает предварительную социальную «привязку», оценку последствий для человека и общества, проектирование социальной среды и инфраструктуры использования техники. Проектирование занимает важное место в структуре инженерной деятельности, поскольку предполагает всестороннюю интеллектуальную проработку предполагаемой конструкции, использование научных знаний для создания оптимальных и эффективных решений еще на этапе планирования. Если в первых проектах инженеры использовали только знание о природе и ее силах, с ростом представлений о наиболее предпочтительных и рациональных вариантах решения технических проблем начинают использовать данные технических наук, то в высокотехнологичном обществе для обеспечения развития бесконфликтного развития техники необходимо включать в поле рассмотрения социальные условия и социокультурные последствия. Техника создается как часть социокультурного пространства, служащего совершенствованию общества и развитию человека. Системотехника, дополнившая традиционное инженерное проектирование, продемонстрировала, что не все процессы задаются и рассчитываются на основе естественных наук. При проектировании автомашин, самолетов, ракет необходимо учитывать и использовать при принятии решения такие факторы как загрязнение окружающей среды, тепловые выбросы, уровень шума, необходимую инфраструктуру (города, дороги, квалификацию пользователей). Дальнейшее развитие проектного мышления и социальной практики заставляет инженеров мыслить социотехнически, принимать во внимание потребности и интересы, ценностные установки и идеалы социума, в котором планируется реализация технической системы, уровень экономического развития и технологических достижений, особенности образования и коммуникации, социальный состав общества и менталитет. Не менее важным является максимально полная экспертиза возможных социальных последствий внедрения тех или иных технических проектов – какие трансформации произойдут в социальной структуре общества, человеческих мотивациях и мышлении, возможностях и потребностях, какие поведенческие стереотипы и стили жизни будут востребованы, как изменятся политические структуры, образование, здравоохранение и другие сферы общественной жизни. Учет и оценка социокультурных последствий технического развития становятся неотъемлемой частью инженерной деятельности.
Можно восхититься прозорливостью знаменитого выпускника Московского императорского технического училища П.К. Энгельмейера, который еще в начале ХХ века увидел данную тенденцию: «Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом». [37]
Задача современного инженера – не просто создание технического устройства, а прежде всего обеспечение его нормального функционирования в обществе (включая социокультурные последствия). Недостаточно сконструировать техническую систему, необходимо уметь организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для общества и человека. Задачей социотехнического проектирования становится целенаправленное изменение социально-организационных и ценностно-нормативных структур, фактически – проектирование систем деятельности, при котором главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а социальным, психологическим и культурологическим проблемам. Современная инженерная деятельность выходит за пределы традиционного представления наука-инженерия-производство, распространяется на изменение техносферы и параметров ее функционирования, а также социокультурного пространства в целом. Поэтому неизбежно включает в себя гуманитарное начало. Социотехническое проектирование – проектирование без прототипов, принципиально инновационная деятельность, оно ориентируется на реализацию идеалов, которые хотелось бы реализовать в обществе. Для этого инженер должен обладать особого рода социокультурными компетенциями, представляющими составную часть его профессиональной культуры. Становлению социально ориентированного профессионализма способствуют социогуманитарные дисциплины, в частности важную роль в гуманизации инженерии играет инженерная этика.
4. Современный инженерный профессионализм предполагает не только освоение научных основ проектирования техники, но и осознание целей, смыслов и задач инженерии в целом, ее место в культуре XXI века. Большое значение имеет понимание социальной ответственности инженерии за преобразование природного и социального пространства, необходимость соизмерять преобразовательные усилия с контролирующими возможностями человека. Инженерная этика, устанавливающая соответствие инженерной деятельности критериям социальной эффективности, приемлемости и безопасности, становится частью профессиональной культуры инженера. В сферу моральной регуляции включены новые типы взаимодействия: техники и социума, техники и человека, техники и природы, техники и глобального развития человечества. Обсуждаются социокультурные последствия реализации технических решений, находящие отражение в этических кодексах профессиональных сообществ. Основными темами этических кодексов являются[38]: 1) нормы и стандарты социально ориентированной инженерной деятельности, 2) технологические алгоритмы, максимизирующие позитивные и минимизирующие негативные последствия воздействия техники на природное и искусственное окружение, 3) социальная компетентность инженера как часть профессиональной культуры, прежде всего социальная ответственность за свою деятельность. Понимание профессионализма как в научной литературе, так и регулятивных кодексах включает наряду с профессиональной компетентностью социальную ответственность и личностную зрелость, предполагающую осознанное следование нормам этических кодексов, способность рассматривать проблему или ситуацию в перспективе с учетом всех ее социальных, экологических и иных последствий для общества, умение выделять в инженерных задачах и проектах, которые представляются на первый взгляд исключительно техническими, гражданские и этические аспекты.[39]
Инженерная деятельность предполагает регулярное и систематическое применение научных знаний для создания искусственных (технических) систем машин, устройств и т.п. В этом ее отличие от просто технической деятельности, опирающейся больше на опыт, догадку, здравый смысл. Первый этап развития инженерной деятельности (называемый классическим) включает в себя формирование нового класса профессионалов, получивших серьезную естественнонаучную подготовку и навыки применения ее для создания и конструирования техники. Рациональное осмысление своей деятельности, понимание ее ответственности и широкого социального влияния привело к созданию на этом этапе первых этических кодексов, выразивших общественные опасения и ожидания. На этом этапе инженерная этика в лице создателей первых инженерных обществ[40] формировала, опираясь на философию техники (Э. Капп, Ф. Дессауэр, П.К. Энгельмейер), представление о социальном служении техники, оценивала влияние техники на общественное развитие и человеческие характеристики. Складывались нормы ответственного поведения инженера, влияющего на изменения природы и общества. Но реальные механизмы общественного мнения, которые могли бы воздействовать на конкретные процедуры проектирования и использования технических устройств, еще не сложились. Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, возможным только путем обращения ко всему комплексу естественных, технических, а также социальных и гуманитарных наук. В информационном обществе формируются новые формы инженерной и проектной культуры, новые системные и методологические ориентации, использующие совместно с техническими приемами и навыками гуманитарные методы познания и преобразования действительности. Это существенно меняет процедуры этической регуляции инженерной деятельности. Рассуждать исключительно в контексте социальной ответственности становится недостаточно. Реализация сложнейших социотехнических проектов не может зависеть от личных добродетелей исполнителей, а должна осуществляться в рамках обязательной социокультурной экспертизы, включающей и моральную оценку. Конечно, личное понимание социальных последствий своей деятельности и желание действовать максимально безопасным образом тоже важно, но они являются необходимыми, но не достаточными условиями социально эффективной инженерной деятельности. Понятие эффективности включает наряду с предотвращением опасных последствий понимание путей позитивного развития общества. Этические принципы регуляции вмещают не только запреты на социально опасные действия, но и нормы развития, ориентирующие на переустройство общества на более справедливых основаниях.
Меняется понимание инженерного труда. В современном мире это не просто конструирование технических устройств, а деятельность по проектированию социального пространства, которая должна быть экологически и социально безопасной, совместимой с общественными запросами и возможностями. Соответственно должна трансформироваться этическая среда обсуждения технических проектов. В инновационном обществе предсказать последствия реализации того или иного проекта крайне затруднительно, ибо любая инновация сопряжена с риском, с непредсказуемостью последствий. Особенно наглядно это видно в развитии нанотехнологий.[41] Стандартные этические кодексы не достаточны для действий в ситуации неопределенности. Инженер может принимать решение, только опираясь на общие моральные принципы социальной эффективности как единственно надежный компас в бушующем океане социальных рисков. Моральные нормы должны быть им осознаны, приняты, актуализированы и вербализированы в профессиональном общении. Моральные принципы служат надежной основой для деятельности в ситуации неопределенности. Поэтому значение инженерной этики в обществе риска возрастает. Для ее развития и совершенствования необходима этическая среда, формировать которую в современных условиях должен технический университет.
В индустриальную эпоху инженерная этика сводилась к ответственности инженера за социальные последствия технического проекта и необходимости отстаивать свою точку зрения, что нашло отражение в этических кодексах. Но, строго говоря, информирование общественности об опасностях или возражение руководителю не есть собственно моральное действие. Это может быть проявлением и профессиональных качеств, и сложившихся корпоративных отношений. В эпоху инноваций противостояние начальственному мнению не может быть делом инженера-одиночки. Эффективное проектирование и реализация социотехнических систем возможно лишь при условии обсуждения инженерных проблем в этических терминах инженерным сообществом в целом, невозможности принимать морально безответственные решения без ущерба для своей профессиональной репутации.
Тема 6. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
1. Понятие социокультурной динамики.
2. Циклические и эволюционные модели социокультурной динамики.
3. Синергетический подход к рассмотрению социокультурных процессов.
4. Культура как процесс.
1. Раздел «Культурная динамика» относится к числу наиболее сложных в курсе культурологии. Сложность определяется трудностью выявления факторов, вызывающих различные изменения в культуре и обществе, неоднозначности, неравномерности и неочевидности социокультурных процессов, выявлении общих закономерностей развития культуры и общества и теоретическое их осмысление. Динамика переводится с греч. как «сила». Однако диапазон значения термина в культурологии гораздо шире. Культурная или социокультурная динамика это «понимающая культурология» или другими словами теория истории культуры, дающая представления о трансформации культуры во времени и пространстве.
В современной науке существуют различные модели социодинамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и т.д.
Представления о том, что циклическая повторяемость – это закон биологического существования, которому подчиняется и мир природы и человек как часть этого мира являются наиболее древними. По аналогии с этим каждая культура также проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобных взглядов в древности придерживались греческие (Аристотель, Полибий) и древнекитайский философ (Сым Цянь). Так, древнегреческий историк Полибий (201 – 120 гг. до н.э.) выделил (вслед за Аристотелем) цикл из шести основных фаз в смене политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы). В новое время Дж. Вико считал, что все нации проходят в своем развитии три эпохи: век богов, век героев и век людей, после которых наступает постепенный распад общества.
2.В Х1Х-ХХ вв. идея цикличности в социокультурных процессах нашла наиболее яркое отражение в теоретических построениях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Создателем и основателем теории цивилизации по праву считается известный русский философ Н.Я. Данилевский – автор книги «Россия и Европа» увидевшей свет в 1869 г. Согласно его теории в мировой истории нет общечеловеческой цивилизации, а есть отдельные автономные образования - «историко-культурные типы», развитие которых подчиняется пяти законам: закону этнографического формирования племен или семейства народов; обретения политической независимости народом, непередаваемости культурных начал одного культурно-исторического типа другому, разнообразия этнографических элементов для достижения полноты типа и закону хронологического развития, согласно которому период роста бывает достаточно продолжительным, но период цветения и плодоношения – относительно коротким. По мнению Данилевского, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные только ей свойственные стадии в определенной последовательности (этнографический, государственный, цивилизационный).
Наивысшего расцвета тот или иной культурно-исторический тип достигает на стадии цивилизации, который является наиболее насыщенным и плодотворным, это пора плодоношения, показатель всех творческих и духовных возможностей народа. В истории человечества в соответствии с предложенной Н.Я. Данилевским типологией культур были: автохтонные или подготовительные культуры, которые себя не проявили ни в одной из четырех сфер общественной деятельности (религиозной, политической, общественно-экономической и собственно культурной), есть одноосновные (еврейская, греческая, римская, проявившие себя, как правило, в одной сфере), двуосновные (к таковым он относит европейскую цивилизацию, реализовавшей себя, главным образом, в политической и общественно-экономической области), Россия же, согласно теоретическим рассуждениям ученого, содержит в себе потенциал четырехосновной цивилизации, и ее ожидает великое будущее.
В чем-то сходную теорию предложил в своей книге «Закат Европы» (1918) и немецкий философ О. Шпенглер. Согласно его взглядам, культуры суть живые организмы, душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца понята рациональными способами; культуры обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга; каждая культура в своем развитии проходит «возрастные ступени отдельного человека, у каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость». Старость и угасание жизненных сил культуры автор связывает с наступлением фазы цивилизации, связанной с техницизмом, атеизмом, распространением массовой культуры («цивилизация – мумия культуры»). По мнению О. Шпенглера, полный жизненный цикл культуры может длиться порядка тысячи и больше лет, но конец ее неизбежен – на стадии цивилизации она обречена на гибель. Такая судьба постигла античную, египетскую культуру, теперь настал черед западной культуры, которая гибнет в результате технитизации мира, уничтожающей все творческое и живое, созданное и взращенное культурой.
Следует отметить, что на современном этапе идеи циклизма в понимании культурных процессов подвергаются критике и делается вывод об их научной несостоятельности, поскольку, по мнению ученых, при анализе необходимо учитывать исторические обстоятельства появления на свет этих теорий, в частности у Данилевского это связано с необходимостью обличения европоцентризма и доказательства самобытности России, у Шпенглера - с чувством обреченности (книга написана в условиях первой мировой войны), поэтому даже если их идеи и не столь ценны, но ценна та критика, которой они подвергли линейно-стадиальный подход в понимании истории.
Циклическая модель легла в основу многотомных эмпирических исследований британского историка А.Тойнби. Цивилизации с его точки зрения являются социальным атомом или основной исторической единицей являются цивилизации. Цикл существования цивилизаций предполагает пять последовательных стадий: зарождение, становление, кризис, разложение, гибель и также подчиняется определенным законам. Эволюция общества осуществляется через подражание, в основе развития лежит механизм «ответа на вызов» и если цивилизация находит достойный ответ (эта функция принадлежит творческой элите) на вызов, то она получает импульс к развитию, если нет, то происходит надлом и дальнейший упадок. Таким образом, цивилизации рождаются и умирают, но умирая, они закладывают основы другой цивилизации (пример Рима). Реестр цивилизации Тойнби насчитывал 26 цивилизации, из которых к настоящему времени сохранились только 5.
Сторонниками идей цикличности и повторяемости исторических процессов в различных сферах культуры были также известные ученые Ю. Лотман и Н. Кондратьев. Ю. Лотман в своей книге «Культура и взрыв» пришел к выводу, что динамика культуры – это инверсионный переход от одного полюса значений к другому, который может проявляться как непрерывно, в постепенных хорошо предсказуемых процессах, так и в виде взрыва, который может стать предвестником и символом нового в науке и искусстве. Н.И. Кондратьев в своих эмпирических изысканиях увидел определенные циклы в хозяйственно-экономических системах общества. По его мнению, движение системы включает четыре фазы – повышение, которому предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, перелом, понижение и переход. Согласно его теории долговременные колебания в экономике носят регулярный волнообразный характер: длинная фаза насчитывает 45-50 лет, короткие колеблются в пределах 3-5 лет.
П. Сорокин выдвинул интеграционную или волновую теорию культуры. Суть его научной идеи заключается в том, что культура – это суперсистема ценностей, органически представленная в различных своих сферах, а история человечества – это последовательная смена различных типов культур: сенситивного, для которого характерно чувственное эмпирическое восприятие и главными ценностями выступают утилитаризм и гедонизм; идеационального, в основе которого лежит ориентация на высшие ценности – Бог, абсолют; идеалистического – смешанного, сочетающего черты первого и второго типов. По Сорокину, выделение культурных типов не означает существование их в чистом виде, в реальной жизни наблюдается трансформация, чередование типов культуры – переход от одних доминирующих ценностей к другим. Так происходило в Европе – в средневековье господствовала идеационная культура (с 6 по 12 века) на смену которой, пережив промежуточную смешанную стадию (13-15 вв. – период кризисных явлений, войн и катаклизмов) пришла чувственная (сенситивная) культура, которая в настоящее время испытывает состояние кризиса, поскольку находится в предверии крушения своих идеалов и постепенного перехода к другим ценностям.
Концепция К. Ясперса (1883-1969) – немецкого философа-экзистенционалиста (изложена в труде «Смысл и назначение истории») представляет собой несколько иной, универсалистский подход к рассмотрению истории человечества. Она основывается на том, что человечество имеет единое происхождение и единую историю. Выделяются четыре великих периода в мировой истории: прометеевская эпоха или доистория человечества - это процесс формирования человека и складывания основ его бытия; эпоха великих культур древности, которая характеризуется возникновением письменности, первых технических изобретений и развитием торговли, однако сам процесс развития великих культур происходит параллельно. Следующий этап в мировом развитии человечества - осевое время, (с 800 по 200 века до н.э.), оно является ключевым (человечество обретает новое дыхание), поскольку в этот период происходят качественные изменения и трансформации: появляется новый человек, схожий с современным, возникают мировые религии, складываются духовные центры культуры и происходят эти процессы независимо друг от друга в Китае Индии, Персии, Палестине и Греции, на смену мифологическому сознанию, господствовавшему в доосевое время приходит философия и рациональное мышление. Следующая стадия – научно-техническая, которая по своей значимости соответствует прометеевской, однако на более высоком уровне, что приводит к созданию новых технологий и открытию новых источников энергии. По мнению автора четыре перечисленных этапа в истории – схема мировой истории человечества, за этапом очередного научно-технического прогресса закономерно последует эпоха новых великих культур, вслед за которой придет другое осевое время – время закладывания новых духовных основ развития человечества и становления подлинного человека.
Эволюционизм в понимании и трактовке динамики культуры – это первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине Х1Х столетия. Одним из первых представителей эволюционной школы был Г. Клемм, автор пятитомного труда «Общая история культуры человечества», вышедшего в 1843-1847 гг. Однако наиболее полно теория была изложена американским антропологом Э. Тайлором в его книге «Исследования в области древней истории человечества» (1865), поэтому основателем теории эволюционизма по праву считается именно этот ученый.
Классический эволюционизм (его наиболее яркие представители наряду с Л. Уайтом – П. Морган, Т. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Дж. Фрезер), как правило, выделяет три основные черты, присущие традиционному пониманию социальной эволюции: 1) современные общества классифицируются по определенной шкале: от «первобытных» до развитых (цивилизации); 2) существуют четкие дискретные стадии развития – от <