Одобрено кафедрой «Философия, история и право»
(протокол №__ от _2015 г.)
Уфа – 2015
УДК 65.01 (075.8)
ББК 65.290-2я73
Курс лекций обсужден на заседании кафедры «Философия, история и право»
Зав. кафедрой канд. социол. наук Фархтдинов Р.Т.
Учебно-методическое издание одобрено на заседании Учебно-методического совета Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Зам. директора по учебно-методической работе, председатель УМС док. ф.-м. наук Бикмухаметов И.Х.
ВалееваЗ.Р. Курс лекций «Основы деловой и публичной коммуникации» для студентов Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ всех направлений и форм обучения по дисциплине «Основы деловой и публичной коммуникации» в электронном варианте /ВалееваЗ.Р. – Уфа: Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. – 39 с.
Целью настоящего учебного пособия является отражение общих представлений, необходимых для освоения учебных материалов по дисциплине «Основы деловой и публичной коммуникации».
Учебное пособие предназначено для студентов, получающих высшее образование и не обучающихся на психологическом и социологическом факультетах. Содержит основную информацию о перцепции, коммуникации и интеракции, о правилах публичного выступления. Может быть использовано преподавателями учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Илл.: 0. Табл.: 2. Библиогр.: 7
УДК 65.01 (075.8)
ББК 65.290-2я73
© ВалееваЗ.Р.
© Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015
Оглавление
От автора
Тема 1. Понятие и функции общения……………………………………………………....5
Тема 2. Коммуникативная и интерактивная стороны общения………………………..8
Тема 3. Перцептивная сторона общения………………………………………………….13
Тема 4. Психология публичного выступления…………………………………………...16
Тема 5. Механизмы воздействия в процессе общения…………………………………..23
Тема 6. Лингвокоммуникативные аспекты дисциплины. Нормы
современного русского языка………………………………………………………………26
Тема 7. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет…………………………….28
Тема 8. Функциональные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения……………………………………………………………..31
Тема 9. Подготовка публичного выступления……………………………………………33
Тема 10. Национальные особенности делового общения………………………………..35
Литература……………………………………………………………………………………..39
От автора
Курс лекций «Основы деловой и публичной коммуникации» соответствует
дисциплине Б 1.2.3.5. «Основы деловой и публичной коммуникации», которая является инвариантной дисциплиной для направления подготовки, отражающей специфику вуза, вариативной части дисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров.
Курс лекций «Основы деловой и публичной коммуникации» базируется на знаниях, полученных в процессе обучения в общеобразовательной средней школе (дисциплины «Обществознание», «Русский язык», «Литература») и помогает освоить нормы русского литературно языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникации.
Тема 1. Понятие и функции общения
1.Функции общения.
2.Основные виды общения и их специфика.
3.Этапы общения.
1. Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Функции общения
1. социальная функция:
а) пеpедача индивидуального и общественного опыта, тpансляция культуpы;
б) фоpмиpование и pеализация всех видов общественных отношений;
в) создание социальных общностей - гpупп;
г) важнейший элемент социального обpаза жизни личности.
2. инструментальная функция:
обслуживание pазличных видов совместной, гpупповой, пpедметно-напpавленной деятельности, согласование деятельности.
3. общепсихологическая функция:
сpедство удовлетвоpения, базовой функциональной потpебности в общении, усвоения и pазвития социально-обусловленных психических пpоцессов, высших психических функций: мышления, pечи, воспpиятия, внимания и т.д.
4. социально-психологическая:
а) коммуникативная (установление контакта между людьми, обмен инфоpмацией);
б) социально-перцептивная (взаимовосприятие личности друг друга);
в) создание и pазвитие межличностных отношений;
г) гpуппообpазование и гpупподинамика, сплочение гpуппы;
д) побуждение, оказание влияния, кооpдинация и взаимопонимание в pамках совместной деятельности;
е) выpажение эмоций;
ж) социализация личности.
2. Выделяют следующие виды коммуникаций:
— формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
— неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);
— вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;
— горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;
— межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.
Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников равного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.
3. Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т. п.), обращаться к собеседнику со слов «Я», «Мне», лучше начать разговор словами «Вы», «Ты» («Вам не кажется...»; «Ты не мог бы...» и т. п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.
Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:
• вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
• выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
• начать решение основной задачи общения.
На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: «Зная вашу старательность...», «Вы такой настойчивый...» Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.
Для этапа восприятие и оценка ответной реакции собеседника с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.
Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.
Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций.
На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.
Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.