Шок цивилизации как проявление духовного кризиса

Со своей стороны народы и племена, оказавшиеся в империи, также испытывали подобный кризис. С одной стороны быстрое и насильственное втягивание в условия цивилизации, с ее войнами и эпидемиями, жесточайшей эксплуатацией, массовыми переселениями и разрывом родственных связей, с городским образом жизни, оторванным от природы и природных основ человеческого бытия, с политической властью и властью бюрократии, тюрьмами, полицией и т.д. - все это вызывало так называемый "шок цивилизации". Он был связан с радикальной, и во многом негативной, перестройкой всего образа жизни человека. Жизнь в цивилизации трагична по своей сути: каждый шаг вперед связан с усилением неравенства и страшными хаотическими отчужденными следствиями для большинства людей. С другой стороны, местные божества оказались под сомнением: ведь они допустили римское завоевание. А чуждая вера врагов, естественно, не могла быть принята. Таким образом, и в этих регионах ощущался духовный вакуум и ожидание новой веры, без которой не может жить человек.

Кризис иудаизма

Нa родине христианства, в Палестине, факторы кризиса были несколько другими. За сотни лет существования веры древних иудеев она естественным образом стала стариться, становиться все более формальной. В самой жреческой среде эта формализация вызвала раскол на два противоборствующих течения-книжников и фарисеев.

Реакция на кризис иудаизма

Книжникисводили веру к чтению, запоминанию и толкованию библейских текстов. Фарисеи /сейчас - синоним лицемерия/ пытались сохранить веру, ужесточая правила священных обрядов, ритуалов, создавая систему слежки за их неуклонным соблюдением. Но в обоих случаях это говорило о том, что сохраняемая таким образом вера уже не гнездилась там, где eй положено быть - в душах и сердцах людей, а вне их. К тому же римское завоевание нанесло очень чувствительный удар по национально-религиозному самосознанию евреев: богоизбранный народ, обладающий единственно истинной верой, оказался под пятой язычников-римлян. Это не могло не породить сомнений во всемогуществе еврейского Бога-Яхве / Иегова в другом произношении/ и в его любви к евреям. Глубоко религиозный по натуре еврейский народ, в отличие от касты священников, обратился не к формализации, а к поискам новой, обновленной веры.

Духовное состояние в Палестине

По дорогам Палестины в тот период бродили сотни пророков, предсказывавших скорое наступление конца света для погрязшего в грехе мира и пришествие божественного Спасителя, Meссии, который поведет за собой людей истинной веры и избавит от гибели. Это было уже почти полное предвосхищение христианства и свидетельство напряженного ожидания прихода Христа.

Находка в конце 40 гг. нашего века в пещере древних рукописей, так называемых "свитков Мертвого моря", неожиданно открыла еще одну страницу религиозной истории той эпохи. Они оказались описанием образа жизни и учения секты ессеев, существовавшей за два века до Христа, но духовно совпадавшей во многом с основными идеями его учения. Причем в изоляции от мира ессеи воплощали на практике эти идеи, создав общину на уравнительно-коммунистических принципах. Это нисколько не умаляет значения самого христианства, но говорит о том, что подобные идеи уже, как говорится, носились в воздухе.

.

Новизна христианства

Сущность и радикальная новизна христианства ярче всего проявляются в отношении к породившей христианство религии - иудаизму, религии древних евреев. Исторически эти отношения складывались не просто. Многие века христианство и иудаизм враждовали. Для евреев христиане были людьми, заимствовавшими древнееврейскую идею единого Бога, но исказившими её, выдумав божественную Троицу. У них Бог не творец-вседержитель, в мощи и славе повелевающий миром, а нелепый Бог-страдалец, почему-то вздумавший принять человеческий облик и умерший позорной смертью - на кресте, так и не явив своей силы. Для христиан евреи - народ, не понявший и не оценивший великой милости Божьей - ведь Христос пришел на эту землю, к ним. А этот народ Иуды не только не принял его, но и казнил руками римлян. Они как бы "не заметили" Христа, для них он затерялся среди множества пророков со схожими идеями. Таков оказался парадокс ожидания Мессии. В этом проявились религиозно-исторические причины вражды, но ещё большую роль в раздоре христианства и иудаизма сыграла сама новизна христианских идей, несовместимых с традиционными представлениями религии евреев, которые утверждали богоизбранность иудеев.

Наши рекомендации