Учебный центр КемТИПП. Марков В.И., Чуйков В.С., Волканова О.С. Культурология: Электронное учебное пособие. Кемерово: КемТИПП.2008. 176с. Опубликовано 20 июля. 2009
В.И. Марков, В.С. Чуйков
Волканова О.С.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Электронное учебное пособие
Кемерово 2008
Учебный центр КемТИПП. Марков В.И., Чуйков В.С., Волканова О.С. Культурология: Электронное учебное пособие. Кемерово: КемТИПП.2008. 176с. Опубликовано 20 июля. 2009
Печатается по решению редакционно - издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.
Корректор : Воронина М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ.
1.1. Понятие культуры, сущность, предмет и методы
культурологии.
ЛЕКЦИЯ 2. Основные понятия и проблемы культурологии.
2.1. Культура и цивилизация.
2.2. Морфология культуры.
2.3. Функции культуры.
2.4. Субъекты культуры.
2.5. Социальные институты культуры.
2.6. Типология культур.
2.7. Культурная традиция.
2.8. Культурные контакты.
Вопросы для самоконтроля
ЛЕКЦИЯ 3. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ.
3.1. Общие основы культурогенеза.
3.2. Культура первобытного общества.
Вопросы для самоконтроля
ЛЕКЦИЯ 4. ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДА
4.1. Культура античной Греции и Рима.
4.2.Истоки, сущность и значение христианства.
4.3. Культура средневековой Европы.
4.4. Эпоха Возрождения и европейская культура Нового и
Новейшего времени.
Вопросы для самоконтроля
ЛЕКЦИЯ 5. ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР ВОСТОКА.
5.1. Культура Индии.
5.2. Культура Китая.
5.3. Культура Японии.
5.4. Культура исламского мира.
Вопросы для самоконтроля
ЛЕКЦИЯ 6. СПЕЦИФИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
6.1. Истоки российской культуры и культура Киевской Руси.
6.2. Культура Московского государства.
6.3. Петровские реформы и культура России XVIII-XIX вв.
6.4. Проблемы и противоречия российской культуры в XX веке.
Вопросы для самоконтроля
ЛЕКЦИЯ 7. РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И СУДЬБЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Методические указания и темы контрольных работ
Дополнительная литература
Итоговый тест
ВВЕДЕНИЕ
Культурология – сравнительно молодая наука, изучающая культуры человечества как целостные системы. Процесс формирования культурологии продолжается и в настоящее время на грани таких наук как философия культуры, культурная антропология, социология культуры, этнология, искусствоведение и ряда других. Культурология рассматривает функции, структуру, изменения культурных миров, особенности их развития и взаимодействия. В курсе культурологии можно выделить две структурные части: теоретическую и историческую. Теоретическая культурология представляет концептуальные описания культуры, историческая анализирует типы культур, сравнивает различные культуры, выявляет их специфику, характеризует современную культурную ситуацию.
Цель настоящего издания – изложить основы данных разделов культурологии.
Электронный вариант учебника составлен на основе государственного образовательного стандарта РФ по культурологии с учетом рабочей программы курса и опыта преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности. Несколько вариантов тестов позволяют студентам самостоятельно контролировать степень освоения курса и понимание различных аспектов культурологии.
После каждой темы понять степень усвоения материала можно с помощью вопросов для самоконтроля, также составленных в форме тестов. В последней главе пособия представлен итоговый тест по курсу культурология.
Словарь, завершающий пособие, представляет основные термины и понятия, содержащиеся в данном издании.
Федеральный государственный стандарт по культурологии для всех специальностей включает следующие дидактические единицы:
-Структура и состав современного культурологического знания;
-культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры;
- теоретическая и прикладная культурология;
- методы культурологических исследований;
-основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация;
-типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры;
-восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры;
-тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;
- культура и природа;
- культура и личность.
После завершения самостоятельного изучения дисциплины «Культурология» студент должен:
1. Иметь представление о предмете, принципах, методах культурологии, ее месте в системе гуманитарного знания;
2. Иметь представление о существующих подходах в культурологии, описывающих феномен культуры;
3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на основе использованных источников и литературы;
4. Использовать категориальный аппарат науки при ответе на вопросы тестов;
5. Иметь представление о современной культурной ситуации в мире;
6. Иметь представление о историко – культурных проблемах русской культуры.
Науки о культуре
Философия культуры ориентируется на поиски предельно общей сущности и законов эволюции культуры человечества, которая понимается как способ бытия общества и общественного человека.
Социология культурыизучает ее как фактор организации общественной жизни, выделяя такие моменты как культурные институты, верования, ценности, нормы поведения, язык, обычаи, эстетические вкусы данной культуры, принятый способ мышления и т.д. Речь идет, таким образом, уже о конкретном типе общества, а не об обществе вообще.
Культурнаяантропологияисходит из признания самоценности культуры каждого народа, независимо от этапа его развития, и из равноценности всех культур, являющихся неповторимым образом жизни каждого общества и каждого человека.
Кроме того, существует ряд наук, которые можно объединить общим понятием "культурография" то есть описание культуры. Они изучают уникальные черты и отдельные элементы каждой культуры на разных этапах её развития. Этим занимаются этнология (описание народов и их жизни), искусствоведение, филология, история культуры в целом.
Возникновение культурологии
Само выделение культурологии из философии культуры было во многом связано именно с осознанием того, что разнообразие культур нельзя свести к их различному положению на "ступенях прогресса". До этого философы полагали, что есть единый процесс культурной эволюции человечества и все культуры, идя по европейскому пути развития, отличаются только степенью приближения к этому идеалу. Но со второй половины XIX в. все более утверждается взгляд, что главная особенность культуры не уровень экономического или политического развития, а способность сохранять свое "лицо", свою самоидентичность. 0дни и те же факторы no-разному проявляли себя в разных культурах, и возникла необходимость присмотреться к их внутренней сущности. Теперь уже мало было простого описания, требовалось в каждом случае выявлять особенный механизм развития, свои закономерности каждой культуры, определяющие и характер взаимодействия, контакты культур.
Основные выводы по теме
1. Первичное значение слова «культура» связано с обработкой земли и с понятием «культ» (религиозный культ). Позже этот термин стал означать весь искусственный мир человека в отличие от естественного мира природы.
2. Множество наук, изучающих культуру, понимают ее по-своему. Для культурологии культура – это совокупность самостоятельно развивающихся равноправных культурных систем человечества, взаимодействующих друг с другом. Такое понимание культуры и составляет ее предмет как науки.
3. Науки о культуре можно рассматривать на трех уровнях. Самый абстрактный из них – философия культуры, исследующая всеобщие законы развития культуры человечества вообще. Самый конкретный – это частные науки, изучающие единичное и уникальное в культуре, то есть отдельные элементы культурной жизни разных народов и эпох. С этой точки зрения теоретическую культурологию можно рассматривать как науку среднего уровня, рассматривающую особенные типы культур в их целостности, развитии и взаимодействии.
4. В структуре самой культурологи можно выделить теоретическую и прикладную культурологии, использующие как общенаучные и философские методы, так и методы других гуманитарных наук.
5. Позитивный практический смысл культурологи, ее задача – научное обеспечение культурного взаимодействия, достижение взаимопонимания народов и культур и в том числе – уяснение характеристик собственной культуры при ее сравнении с другими.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Специфика культурологии как науки заключается в следующем:
а) в описании произведений художественной культуры;
+б) в выявлении целостной характеристики культурных типов;
в) в характеристике быта и нравов различных народов;
г) в осмыслении всеобщих закономерностей культурной жизни, без учета специфики отдельных культур.
2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:
+а) для определения специфики той или иной культуры;
б) для выявления отсталых и развитых культур;
в) для создания новой культурологической теории;
г) для классификации шедевров культуры.
3. Какой из перечисленных мыслителей, впервые в своем трактате использует слово культура?
+ а) Цицерон
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
4. В структуру культурологии не входят…
а) историческая культурология и культурная антропология;
+ б) история искусств и эстетика;
в) история культурологических учений и прикладная культурология;
г) культурная антропология и социология культуры.
5. Прикладная культурология это наука:
+а) о применении достижений культурологии в практических целях;
б) о специфических явлениях культуры;
в) об уникальных предметах искусства;
г) о построении новых культурологических теорий.
6. Структура современного культурологического знания включает…
+а) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;
б) философскую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию;
в) историю европейской и отечественной культуры;
г) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства.
Тема 2. Основные понятия и проблемы культурологии
Понятие цивилизации
Историки называют цивилизацией весь период развития человечества, непосредственно следующий за первобытным и родоплеменным обществом. Его основные признаки – создание государств, появление городов и частной собственности, деление на классы и т.д. Иногда слово ''цивилизация'' употребляют как синоним определенной культуры – индийская, китайская и так далее.
Морфология культуры.
Морфология - учение о формах. Следовательно, имеются в виду
формы, в которых выступает культура. Совокупность этих форм составляет её структуру. Вопросы эти до сих пор дискуссионны в литературе. До недавнего времени основным считалось деление на материальную и духовную культуру как, соответственно, совокупность материальных и духовных ценностей данного общества.
Элементы духовной культуры
В духовной культуре обычно выделяют такие элементы как культура интеллектуальная (наука, философия, просвещение), эстетическая культура (искусство и литература), этическая, социальная культура и культура повседневности (нравственные нормы,язык, право, политика, быт, обычаи, традиции), религиозная культура (символы и догматы веры, таинства, ритуалы).
Функции культуры
Все виды и формы культуры составляют единое целое именно потому, что они взаимосвязаны, каждая выполняет свою функцию по отношению к данной общности людей и каждому человеку. Главная функция – творческая, творение самого человека как носителя и созидателя культуры. Каждая культура создана определенным типом человека и нуждается в воспроизводстве именно этого типа. Социологи говорят о необходимости социализации личности, то есть её подготовке к включению в общество, культурологи подчеркивают аспект инкультурациичеловека, которая начинается с детства в виде незаметного, подчас игрового восприятия системы ценностей данной культуры. Поскольку культура нуждается и в сохранении и в развитии, то инкультурация включает и освоение уже созданных ценностей и формирование способностей к творчеству.
Вторая функция – познавательно-информационная. С этой точки зрения культура это форма передачи опыта самопознания человека и познания мира через науку, искусство, жизненную мудрость, фольклор, символы и т.п. Ведь человек тем и отличается, что живет и развивается благодаря не биологическому наследованию инстинктивных навыков, как животные, а на основе культурного наследования опыта прошлых поколений. Иначе каждому приходилось бы начинать осваивать мир сначала.
Третья функция – коммуникативная. Она обеспечивает общение и обмен опытом между людьми, обмен идеями, чувствами, эмоциями, благодаря ей создаются общности людей, которые многократно усиливают возможности человека. Наконец, для организации совместной жизни нужна четвертая функция – регулятивно - оценочная.
Каждая культура создает свои нормы жизни – правовые, эстетические, нравственные, религиозные и т.п. Более того, культура и начинается не со свободы, а с запретов, первичных норм-табу. Реализация норм предполагает постоянную оценку поведения людей с точки зрения этих норм. То, что общепринято в одной культуре считается греховным или неприличным в другой. Общие нормы, запреты формируют единство общества и культуры.
Субъекты культуры
То, что деятельным началом в культуре, ее субъектом, является человек, никогда не было предметом споров. Спорным было другое - кто определяет развитие культуры: отдельные творческие личности или же совокупности людей, народы. Кроме того, под определенным углом зрения субъектом развития является сама культурная система., как особый фактор, не сводимый к желаниям, целям и стремлениям людей.
Элитарная культура
В соответствии с основным субъектом культура любого общества всегда, кроме первобытности, включала два слоя: элитарную и народную культуру. Иногда они были очень близки, иногда разделялись довольно резко. В XX в. в связи с появлением массовой культуры вопрос о соотношении этих типов культуры приобрел новую остроту. Культура элитарная - это культура, создаваемая элитой и для элиты. Причем творцами выступают представители духовной элиты, а потребителями - и духовной и социальной, то есть высшие классы общества. Когда сохраняется связь ее с культурой народа, вековыми традициями и ценностями - это показатель здоровья культуры, ее цельности, молодости и жизнеспособности. Когда же наступает период полного расслоения, разрыва - это симптом кризиса, а может и распада целостности.
Массовая культура
Появление массовой культуры тоже симптом кризиса, но специфический для XX в. с его властью средств массовой информации. Масса это не народ. Народ – органичная, исторически созданная общность людей, она имеет четкую структуру, где каждый элемент занимает свое место, она порождает культурную традицию и живет ею. Масса – это совокупность формально равных и отделенных друг от друга, обезличенных индивидов (''одиночество в толпе''). Их единство только в тождестве, а тождество достигается за счет общей примитивизации. Масса это не система, не целостность, а бесструктурное образование, она не имеет ни корней в прошлом, ни перспектив в будущем, ибо ее лозунг – ''живи сегодня''.
Каждая этническая и национальная культура представляет собой уникальный самоценный элемент в общем культурном генофонде человечества и все вместе они образуют то разнообразие, без которого невозможно развитие.
Культурный национализм
Культурный национализм в отличие от политического, имеет, прежде всего, позитивный смысл. Понимаемый как сопричастность своему этносу или нации, стремление к сохранению и развитию её культурной самобытности, он несет в себе общечеловеческое содержание, поскольку человечество как раз нуждается в оригинальности каждой культуры, а не в стандартной тождественности. Противоположностью такого типа национализма является не интернационализм, как синоним открытости и взаимопритяжения культур, а космополитизм, отрицание чувства Родины и национального начала в культуре.
ВЫВОД
Мы рассмотрели культуру как совокупную деятельность и взаимодействие различных субъектов - личности, народа, этноса, нациии т.д. Но в жизни общества любая деятельность постепенно отливается в определенные организационные формы – институты. Поэтому следующий аспект анализа – ''Социальные институты культуры''.
Типология культур
Типология - это некая классификация, проведенная по какому–либо признаку, основанию. Самым простым и наглядным является деление, опирающееся на фактическое существование в современном мире ряда крупнейших культурных миров. Это мир исламской культуры, китайский, японский и индийский, российский и, наконец, мир западноевропейской (европейской) культуры с ответвлением в виде культуры США.
Понятие локальной культуры
По другим основаниям, с точки зрения генезиса и самобытности культур, их роли в мировом культурном процессе, можно установить еще ряд разделений. Это, прежде всего, культуры локальные, то есть абсолютно оригинальные и почти не связанные с другими культурами. Такова, например, культура австралийских аборигенов или коренного населения Японии – айнов.
Культуры могут быть специфическими, развивающимися на собственной почве и основе, а могут явиться результатом взаимодействия двух и более мощных культурных миров, своеобразными гибридами в культуре. Это возможно, если культуры – прародители во многом близки по исходным ценностным установкам, как Китай и Индия, породившие немало ярких национальных культур.
Значение осевых культур
Особую роль в мировом культурном процессе играют ''срединные'' или ''осевые'' культуры (буддизм, христианство), совершающие фундаментальные прорывы в будущее, задающие новые духовные ориентиры человеческого существования в мире. Их уникальные открытия на долгие века определяют направления развития человечества. Это культуры – лидеры, оказывающие влияние на все окружающие народы. К ним относятся, например, Китай, Индия, античная культура и т.д.
Культурная традиция.
Традиция и обновление, модернизация в культуре являются необходимыми составными частями, взаимосвязанными процессами, протекающими в любой культурной системе. В принципе, как в живом организме, сохранение традиции более значимо: система должна, прежде всего, жить, функционировать, прежде, чем иметь возможность развиваться. Кроме того, культурная традиция и преемственность в ней есть специфически человеческий способ развития в отличие от животных.
Культурные контакты
Радикальные различия между Востоком и Западом как типами культуры, которые дополняются различиями внутри каждого из этих типов, ставят вопрос о сложности культурных контактов, межкультурных коммуникаций.
Сложность их обусловлена, прежде всего, общими законами взаимодействия систем. Культура, как система, открыта миру, она обменивается с ним энергией, информацией и веществом. Но, ради сохранения целостности, восприятие из внешнего мира и других систем осуществляется строго избирательно, иначе возможны эффекты, аналогичные ''отравлению''. Все, привходящее извне деструктурируется и качественно преобразуется, приобретая новые свойства и функции, необходимые для данной системы. Только после этого оно может быть встроено в принимающую культурную систему без вреда для её самосохранения. Нецелостный, несистемный взгляд на культуру, слишком долго господствовавший в науке, излишне упрощал проблемы взаимодействия культур. Считалось, что наследие Гете, Сократа, Конфуция - это общее достояние людей. Это частично верно, но на элитарном уровне. Когда же в практике элементы одной культуры /алкоголь, огнестрельное оружие/ легкомысленно переносятся в другую систему, это слишком часто приводило и приводит к гибели и вырождению целых племен и народностей.
Такой характер универсализации мировой культуры естественно вызывает сопротивление, обостряет культурный национализм, дающий почву и для национализма политического. Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости смены культурного лидера, каковым в последние века была Европа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каков культурологический смысл понятия «цивилизация» в концепции
О. Шпенглера?
а) цивилизация - это весь период развития человечества, следующий за родоплеменным строем;
+б) цивилизация - развитие технической, экономической, научной сфер жизни, в условиях кризиса духовной сферы человека;
в) «цивилизация» - синоним понятия «культура»;
г) цивилизация - это общее обозначение древнейших обществ Шумера, Ассирии, Вавилона.
2. В чем заключается социализирующая функция культуры?
+а) в подготовке человека к включению в общество, освоении им культурных ценностей;
б) в познании окружающего мира и передаче накопленного культурного опыта молодому поколению;
в) в обеспечении общения между людьми и обмена опытом, идеями, знаниями;
г) в создании правовых, эстетических, нравственных, религиозных норм в жизни общества.
3. В чем заключается коммуникативная функция культуры?
а) в подготовке человека к включению в общество, освоении им культурных ценностей;
б) в познании окружающего мира и передаче накопленного культурного опыта молодому поколению;
+в) в обеспечении общения между людьми и обмена опытом, идеями, знаниями;
г) в создании правовых, эстетических, нравственных, религиозных и т.д. норм в жизни общества.
4. В чем заключается познавательно-информационная функция культуры?
а) в подготовке человека к включению в общество, освоении им культурных ценностей;
+б) в познании окружающего мира и передаче накопленного культурного опыта молодому поколению;
в) в обеспечении общения между людьми и обмена опытом, знаниями, идеями;
г) в создании правовых, эстетических, религиозных норм в жизни общества.
5. Элитарная культура - это:
+а) культура, созданная профессиональными творцами для ограниченного круга потребителей;
б) культура массы, толпы;
в) культура эмигрантов и национальных меньшинств;
г) культура столичных городов.
6. Отметьте те особенности, которые характеризуют массовую культуру:
а) ее лозунг - «искусство для искусства»;
+б) ее главные ценности - развлекательность, забавность;
в) она создана элитой и для элиты;
г) она ориентирована на народные традиции.
7. Какая из перечисленных черт характеризует культуру западного типа:
+а) индивидуализм;
б) коллективизм;
в) религиозность;
г) приоритет духовных ценностей перед материальными;
8.Какие из перечисленных представлений о мире и человеке относятся к культуре восточного типа:
а) человек - царь природы;
б) рассудок человека - источник зла и эгоизма;
+в) нововведения опасны; так как их последствия непредсказуемы;
г) природа нуждается в изменении в соответствии с интересами человека.
9.Какое из перечисленных представлений о мире и человеке описывает культуру западного типа:
а) природа хаотична и враждебна человеку;
б) рациональное начало в человеке должно подчинять чувства и эмоции;
+в) человек - лишь звено в цепи живых существ, населяющих землю
г) инновации всегда лучше традиций.
10. Отметьте черты, которые присущи социокультурнойдинамике Запада:
а) эволюционное развитие, без «рывков» и революций;
б) убыстряющийся, лихорадочный темп социокультурныx изменений;
в) консервативность и ориентация на традицию;
+г) стремление к нововведениям во всех сферах жизни.
11. Выберите те элементы, которые составляют понятие «национальный характер»:
+а) этнические стереотипы поведения;
б) социальные институты культуры;
в) артефакты истории культуры;
г) этническая и религиозная система ценностей.
12. Какие явления из жизни любого общества не несут «отпечатка» национального характера:
+а) природная, географическая среда;
б) народный фольклор, литература, анекдоты;
в) производственно – экономическая деятельность;
г) быт, нравы, традиции, обычаи.
13. Выберите то, что затрудняет межкультурные контакты:
+а) языковой барьер, специфика культурных символов и кодов;
б) язык эсперанто;
в) развитие сети Интернет;
г) мировой демографический кризис.
Лекция 3. Генезис культуры
Общие основы культурогенеза
Когда появилась культура, каковы её истоки, какой она была в далекие времена первых шагов по жизни наших далеких предков? Это главные вопросы теории культурогенеза (genesis гр. – происхождение, возникновение). Как теория объясняет возникновение культуры, как оно связанно с формированием человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу? В настоящее время существует много концепций, рассматривающих развитие культуры и истории.
Выводы по теме
1. В культурологии существуют различные теории культурогенеза и генезиса цивилизации. Мы рассмотрели материалистическое (марксистское) понимание культуры, экзистенциальное рассмотрение вопроса возникновения истории и культуры (К.Ясперс), игровую концепцию (Й. Хейзинга) и концепцию Вызова и Ответа (А. Тойнби), рассматривающие эти процессы с различных и во многом взаимодополняющих сторон.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Марксистская точка зрения на происхождение культуры предполагает, что:
а) человек создан Богом по своему образу и подобию;
б) человек транспортирован с другой планеты на землю более развитыми цивилизациями;
+в) человек и культура сформировались в процессе трудовой деятельности обезьяноподобных предков;
г) человек появился в результате мутации человекообразных обезьян, из- за солнечной активности.
2. Игровую концепцию культуры создал:
а) К. Ясперс;
+б) Й. Хейзинга;
в) К. Маркс;
г) Н.А. Бердяев.
3. Культурогенез – это:
а) процесс создания новых социальных форм;
б) процесс отказа от собственного культурного пути развития;
+в) процесс возникновения культуры;
г) терпимое отношение к чужой культурной традиции.
4. «Осевое время» - это период в истории человечества, когда стало возможно появление человека по своим духовным основам близкого к современному человеку. Кто сформулировал идею «осевого времени»?
а) Тойнби А;
б) Дерида Ж.;
+в) Ясперс К.;
г) Сорокин П.
5. В своей концепции Вызова и Ответа А. Тойнби выделил два необходимых условия возникновения и развития цивилизации. Выберите верные:
а) обилие природных ресурсов и наличие талантливой элиты;
б) наличие неблагоприятной среды и трудолюбивого народа;
в) присутствие внешних угроз и необходимости обороны;
+г) наличие творческого меньшинства и среды, достаточно благоприятной, но требующей серьезных усилий для выживания;
6. В духовных основах цивилизации, по А.Тойнби, в качестве главного фактора можно рассматривать:
а) этническую общность;
б) религию;
+в) языковую общность;
г) традиции и обычаи.
7. К. Ясперс в своей работе « Истоки истории и ее цель» считал, что главная причина перехода человека от природного состояния к историческому состоянию это:
а) возникновение биологического механизма передачи традиций;
б) возникновение новых обычаев и традиций;
+в) возникновение механизма передачи духовного опыта;
г) появление новых видов трудовой деятельности.
8. Главная проблема творчества К. Ясперса - это проблема существования человека, возникновение его духовных потребностей. К какому философскому направлению можно отнести его идеи?
а) сенсуализм;
б) рационализм;
в) материализм;
+г) экзистенциализм.
9. Выберите наиболее верное с точки зрения марксизма суждение о культуре:
а) культура – это автономная сфера жизни общества;
б) культура зародилась в форме игры, игра ее сущность;
в) культура появляется как ответ на духовные запросы индивида;
+г) культура взаимосвязана со всеми сферами деятельности общественного человека.
Специфика тотемизма
Первобытные люди считали, что весь мир живой и одушевленный, все в нем связано друг с другом. Поэтому у многих племен был свой тотем. Тотемизм – это система религиозных верований в родство между племенем и животным или растением. Тотем не обожествляли, не наделяли божественными свойствами, а просто верили в родство с ним, а иногда и в его покровительство. У многих народов причинение вреда священным растениям и животным расценивалось как святотатство и сурово наказывалось. У кельтов специальные законы оберегали их священные дубовые рощи. Преступника, содравшего кору дерева, прибивали к той части дерева, которую он осмеливался ободрать. Это бесчеловечно, аморально, негуманно на взгляд современного человека. Но такова логика первобытной эпохи, ведь с точки зрения одушевления природы дерево такое же живое, как и обидчик, и его кожа послужит заменой коре дерева. Поэтому всегда необходимо учитывать, что система ценностей, логика первобытного человека имеет принципиальное отличие от современного мышления.
Выводы по теме
1. Материальная и духовная культура первобытной эпохи следует рассматривать как нерасчлененное, взаимосвязанное целое;
2. В первобытной культуре впервые возникают основы религиозности в виде таких верований как фетишизм, тотемизм, анимизм, магия;
3. Значение этого периода в истории человечества связано с тем, что, охватывая более 95% истории человечества, он явился фундаментом всего будущего развития. Тогда сформировался наш организм, психика, многие типы социальной связи, естественные основы человеческой жизни. С этой точки зрения искусственный мир цивилизации – это всего лишь эксперимент с неясными пока еще результатами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Петроглифы – это:
а) древнеиндийские религиозные тексты;
+б) наскальные изображения эпохи первобытности;
в) литературные памятники эпохи средневековья;
г) музыкальные произведения эпохи киевской Руси.
2. Из перечисленных групп источников исключите, ту, которая не характризует первобытную культуру:
а) наскальная живопись;
б) мифология традиционных культур;
+в) письменные памятники;
г) археологические находки.
3. Установленный обрядовый порядок действия – это:
+а) ритуал;
б) обычай;
в) табу;
г) закон.
4. Найдите неверный ответ на вопрос о функциях первобытной мифологии:
+а) освоение пространства, времени и мира;
б) создание мира детской сказки;
в) формирование социальных норм;
г) регулирование сферы брачных отношений.
5. Как в первобытном обществе называется механизм ритуальных запретов?
а) тотем;
+б) табу;
в) фетиш;
г) культ.
6. Выберите наиболее верную характеристику первобытного мышления:
+а) консервативность, традиционализм;
б) инновационность;
в) рационализм;
г) толерантность.
7. Кто из перечисленных исследователей преимущественно занимался проблемами первобытной культуры?
а) Массэ А.;
+б) Фрезер Дж.;
в) Элиаде М.;
г) Хусейн М.
8. Для первобытного мышления характерно одушевление природы, материальных предметов. Как называются эти верования?
а) культ предков;
б) аграрный культ;
+в) анимизм;
г) ритуализм.
9. Как называется период первобытности, который характеризуется значительной ролью женщины в хозяйственной и общественной жизни?
а) матрилинейность;
б) матрилокальность;
в) матримониальность;
+г) матриархат.
10. Выберите из перечисленных религиозных воззрений те, которые были
сформированы в первобытности:
а) каббалистика;
+б) фетишизм, тотемизм;
в) даосизм, конфуцианство;
г) синтоизм.
Культура античной Греции
Примеры софизмов
Вот несколько примеров софизмов. Классический софизм “рогатый”: “ То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Значит, ты имеешь рога”. Софизм “покрытый”: “знаешь ли ты, кто стоит перед тобой под покрывалом? Нет? А ведь это твой отец! Стало быть, ты не знаешь собственного отца!”
Последствия эллинизма
На основе империи, распавшейся после смерти Александра Македонского, возникают огромные многонациональные государства военно-монархического типа.
В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя. Мощь государства подавляет инициативу и активность. Как результат, человек стремится уйти в себя, в глубину самоанализа. “Проживи незаметно!”- таков был девиз эллинистических мудрецов.
Культура античного Рима
Специфика римской религии
Отсюда невероятная веротерпимость римлян. В период Республики (510-30е гг. до н.э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны были не чувства людей, а конкретная “взятка” в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма от сжигаемых внутренностей и костей жертвенных животных (мясо съедали сами). Латинское слово “religio” означает “связь”. Предполагалось, что если при совершении религиозного акта все положенные формальности будут соблюдены полностью (“я даю тебе”), то налицо полная гарантия, что божество исполнит свои обязательства (“чтобы ты дал мне”).
Социальное устройство Рима
Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Обладатели богатства и более высокой степени общественного признания имели монополию на права, но зато они же в большей степени несли обязанности, поставив на службу обществу в военное и мирное время свои состояния и дарования. Да, народное собрание было высшим избирательным и законодательным орг