Книжность как концепт культуры

В условиях информационного общества книга и книжная культура претерпевают значительные трансформации. Требуют осмысления такие новации как электронная книга и ее читательская аудитория. В то же время широкое распространение информационных технологий, визуализация культуры приводят к замене слова картинкой, к формированию скользящего по поверхности явлений клипового мышления. В результате наблюдается снижение интереса к книжному слову как транслятору смыслов и ценностей культуры, к снижению роли книги в коллективной и индивидуальной самоидентификации. <…>

Книге и книжности как составляющим культуры посвящено немало отечественных и зарубежных исследований. Однако единой трактовки термина «книжность» нет; он не нашел закрепления в классических словарях и энциклопедических изданиях. <…>

Традиционно книжность соотносят с учением, ученостью, грамотностью, просвещением, знанием, начитанностью. Книга и книжность включают в себя и редакционно-издательское дело, и оформление книги, и библиографоведение, и статистику печати, и библиотечное, и книготорговое дело. Однако отсутствие единой трактовки термина «книжность», – справедливо отмечают Н. Апухтина и В. Невелева, – не должно настораживать, напротив, эта неоднозначность есть свидетельство фундаментальности, многофункциональности книжности и в историческом аспекте, и в современном социокультурном пространстве [2. С. 50].

Книга высоко ценилась на Руси с давних времен. Не случайно в «Повести временных лет» книги сравнивались с реками, «напояющими Вселенную». Книга и книжники на Руси формировали национальное самосознание, национальный тип личности, были источником представлений о том, во имя чего стоит жить. Синтезировать различные аспекты исследования книжности и книжной культуры позволяет культурологический подход, в центре которого стоит культуротворческая деятельность личности. <…>Именно в рамках культурологического подхода возможна методология исследования книжности как ментального концепта. Под ментальностью принято понимать «картину мира», не всегда осознаваемый внутренний опыт, душевный строй, типичный для людей той или иной культуры.

Для нас представили значительный интерес исследования книжности не как застывшего понятия, а как динамичного концепта работы Г. М. Агеевой «Концепт «книжность»: типология и области бытования», «Концепт «книжность» в воспоминаниях библиотечных специалистов». Исследователь подходит к книжности как к уникальному социокультурному явлению, которое претерпевает множественные влияния, отражает исторические традиции, образ мышления и поведения членов общества и может быть реконструировано через образы памяти. Книжность впервые представлена как один из базовых концептов национального менталитета, незавершенного, развивающегося, эмоционально окрашенного. Плодотворность изучения книжности как концепта состоит в том, что он соединяет в себе множество смыслов: совокупность произведений/изданий, книжную культуру, книжное дело, литературоцентризм, образ жизни/мыслей книжника, книжное общение/воспитание книгой, врожденную программу человека; наряду с отражением объективных условий и обстоятельств, книга запечатлевает факторы, пропущенные через внутренний мир личности, отнесенные к событиям частной жизни, связанные с эмоциями и ощущениями [1, С.10](Симонова Н.А., Смольникова Н.С.).

Литература: 1. Агеева Г. М. Концепт «книжность»: типология и области бытования // Румянцевские чтения, 2013: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 16-17 апр. 2013 г.). В 2 ч. М., 2013. - Ч. 1. С. 8-13. 2. Апухтина Н. Г., Невелева В. С. Феномен книжности: философско-культурологическое осмысление истории и современного состояния //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1(29). С.48–50. 3. Медведев А.В. Развитие концепта цивилизации в логике преобразования научной рациональности //Коллизии культуры в информационном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, УРФУ, 19-32 марта 2014 г. Екатеринбург, 2014. С.104–108. 4. Мир слов Ушакова. Книжность. URL: http://www.mirslovushakova.ru/show_termin/69283/ (дата обращения: 13.03.2016). 5. Савинова Н.В. К особенностям лингвистической терминологии (на примере анализа тер мина «концепт») // ФӘН-наука. 2011. №1. C. 57–59. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17844594 (дата обращения: 26.11.2015). 6. Сборник электронных толковых словарей. Концепт. URL: http://slovorus.ru/index.php (дата обращения: 26.11.2015). 7. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. 1991 с. 8. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Томск. – № 2. – 2011. С. 70-74. 9. Филатов В. П., Михайловский А. В., Никифоров А. Л., Игнатенко А. С. Обсуждаем статью «Концепт»//Эпистемология & философия науки. Т. ХXII – № 4. М.: «Канон+», 2009. С. 149–158.Симонова Н.А., Смольникова Н.С.

Задание № 13. Прочитайте статью Л.Г. Ивановой «Книжная культура, книжность: к определению понятий». Дайте письменную оценку приводимому ниже рассуждению автора указанной статьи относительно нашего времени.

Если исходить из понятия культура, то книжность можно рассматривать как особую культурную форму, эволюционизирующую под воздействием общих тенденций развития культуры и обладающую территориальной и социальной спецификой. Содержание книжности может быть понято как совокупность технологий, практикуемых в обществе по отношению к тексту. Эти технологии могут быть разбиты на писательские (творчески производительные), коммуникативные (трансляционные), потребительские (присваиваемые). В книге мы находим все элементы культуры. В них конструируются ценности, наследуются нормы, вырабатываются соответствующие институты, формируются смыслы. Книжности свойственна интегративность, поскольку она включена в модернизационные институты: образование, семья и др. Посредством книги происходит не только обучение, но и социализация.

Задание № 14. Какие особенности содержания понятия «книжность» («книжная культура») позволяют установить контекстуальные партнёры слова книжность?

Духовная книжность; общественное сознание, книжность, литература; традиционная книжность; общеславянская книжность; церковнославянская книжность; православная книжность; книжность XVII века; старопечатная книжность; рукописная книжность; певческая книжность XI-XV веков; монастырская книжность; фольклор и книжность; русская книжность; естественнонаучная книжность; книжность Московской Руси; средневековая книжность; Книжность. Интернет. Интеллигентность; древнерусская книжность; латинская книжность; книжность староверов; центр книжности; книжность и иконография.

Задание № 15.Определите значение книжного слова для звеньев цепочки: книга – кодированный текст – информация – знание – картина мира – образование – языковая личность – разум – культура – духовность – менталитет – преемственность – прогресс. Мотивируйте свой ответ.

Задание № 16. Создайте синквейны на темы:

Книга – артефакт.

Книга – ментефакт.

Наши рекомендации