Книжность в контексте советских фоновых практик
(на материале полевых исследований)
Среди фоновых практик, обнаруженных впроцессе полевого исследования в2012 году, обращает на себя внимание ценностное отношение ккниге. Вот выдержки из интервью слюдьми советского поколения: «Читаю стех пор, как научилась. Ивсегда буду читать, пока смогу видеть, смотреть, понимать. Потому что это необходимо…».<…>человека не читающего информанты наделяют негативными характеристиками: «необразованный», «ограниченный», «тёмный» ипр. <…>
Освоение книжной культуры являлось инструментом многоцелевого действия: адаптации к городской советской культуре и вертикальной социальной мобильности, то есть возможности войти в относительно престижный социальный круг советской интеллигенции. Город предъявлял мигрантам из сельской местности множество новых требований, часть которых существовала только в сознании новых горожан. Молодые люди, знавшие о городе из книг и фильмов, а также из рассказов сверстников, представляли себе его как средоточие культурных ценностей, как сообщества образованных, «культурных» мужчин иженщин.
Речь идет об особой культуре— так называемой советской культурности. Согласимся со С. Коткиным, что советская культурность была одной из форм новой социалистической идентичности: «без неё невозможно было обойтись, и, более того, что она придавала смысл человеческой жизни». Речь шла о конструировании нового дискурса: при помощи книжных слов, «… люди усваивали «правила игры» городской жизни» [3, с.281–282] . В советских книжных магазинах висел плакат: ««Всем хорошим во мне я обязан книгам». М. Горький». Вэтой лозунговой фразе выражена квинтэссенция советской книжности: только книги делают человека хорошим, то есть советским. <…>.
Приписывание практикам чтения глобальных культурных смыслов в массовом порядке способствовало формированию советского «культурного» дискурса. Категория культурности с первых дней существования советской власти являлась доминирующей в пропаганде чтения, отсылая к дореволюционной элитарности чтения книг [9, с.99]. По наблюдению С. Коткина, «практические все опрошенные рабочие заявили, что всвободное время любят читать, иэто неудивительно, поскольку чтение истремление ксамообразованию считались тогда необходимыми для каждого» [3, с.273]. «Книжность» ивысшее образование всоветском обществе были неразрывно связаны с высоким статусом знания, ведущего своё происхождение от французского Просвещения. Так конструировался миф о самой читающей стране. «В концепции советского культурного мифа именно Советский Союз выступал как единоличный носитель Истины и Духовности, как место локализации сил Света. Границы Тьмы были смещены на Запад» [6, с.140]. Обращением ккнижным практикам новые горожане пытались преодолеть разрыв между традиционной сельской культурой инарождающимся урбанизмом. Владение книгой означало владение городской культурой. <…>
В современном мире книга перестала быть универсальным инструментом для социальной карьеры. Для наших собеседников книга уже не является и средством для адаптации к городской жизни. Этот процесс завершен<…> (Дудоладова М.М.).
Список литературы: 1. Добренко Е. Политэкономия соцреализма / М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 592 с. 2. Иванова Л.Г. Книжная культура студента-гуманитария. Автореферат дисс. на … кандидата культурологии. Шуя, 2011. 16 с. 3. Коткин С. «Говорить по-большевистски» //Американская Русистика: вехи историографии последних лет; Советский Период. Самара: Самарский Университет, 2001.С.250–328. 4. Лейбович О. Дом о трех этажах, или как изучать повседневность поздней сталинской эпохи // Астафьевские чтения (ноябрь 2008). Время «веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь, 2009. С.250–264. 5. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи (Речь на 3‑м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи) // Ленин В.И. ПСС, т. 41. М.: Политиздат. 1963. С. 298– 318. 6. Лосева М.А. Мифологические основания современного отечественного образования // Понять образование… Исторические, социологические, антропологические очерки современного образования в России: моногр. / под ред. канд. социол. наук Н.В. Шушковой. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С.120–155. 7. Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю и организатору наглядной агитации. — М.: Плакат, 1984–32 с. 8. Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. М.: Контакт-Культура, 2006. — 160 с. 9. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30‑е годы: город. М. РОССПЭН: 2001. 336 с.