Сопоставление женщины с нечистой силой в наивной картине мира
Женщина сопровождает мужчину во всех важнейших событиях его жизни, от колыбельной песни до погребального плача. Мужчина – творец нового, создатель: женщина – это то, что назначит ей мужчина: она самоопределяется и выделяется относительно мужчины.
Мифы народов мира, описывая такой загадочный факт истории, как первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, которое поставило женщину в неравное, зависимое от мужчины положение, говорили о «тайне пола», об особенностях мужского и женского начал, о «природном предназначении» женщины.
Мировые религии санкционировали строгую соподчиненность в отношениях между полами: мужчина – полноценный человек, субъект истории, женщина – объект его власти, существо сомнительное. Перефразируя изречение Протагора о человеке как о мере всех вещей, можно сказать, что мерой всех вещей стал мужчина.
Таким образом, женщина никогда не была для мужчины равной. Восприятие ее двойственно: женщина рассматривается, с одной стороны, как существо «верхнего» мира, творящее жизнь; с другой стороны, как символ «нижнего» мира, греховности, зла. В антропоморфной модели Вселенной женщина приравнивалась к Бездне, которая, тем не менее, является первоисточником всего живого. В ней воплощаются тревожные тайны природы, мистические, темные, непостижимые силы, которые порождают жизнь и смерть. Познавая природу, мужчина постепенно выходит из-под влияния женщины.
Во всех амбивалентных свойствах женщины мужчина выделяет один пагубный аспект: женщина – это исчадие ада, призванное погубить мужчину. Церковные дидактики обвиняли женщину в том, что в браке (а также вне его) именно «жены мужей обольщают, яко болванов».
Таким образом, с женщиной традиционно ассоциируется архетип низменного, греховного. Подобные представления находят отражение и в народной психологии, для которой характерно сопоставление бабы и черта на личностном, харáктерном уровне. Одной из определяющих характеристик черта является лукавство (эвфемизм лукавый). Эта черта свойственна и женщине.
Можно выделить следующие аспекты отношений баба – черт, представленные в пословицах:
– баба и черт равны:
Баба да бес – один в них вес.
– черт – инициатор, баба – исполнитель:
Куда сатана не сможет, туда бабу пошлет.
– баба могущественнее черта:
И черт бабы боится.
Бабе сам черт дорогу уступает.
С бабою и черт не сладит.
Таким образом, черт, составляющий бабе пару и воплощающий в этом союзе мужское начало, вдвойне бессилен: как злой дух и как представитель «сильного пола». Социально бесправная и экономически зависимая, женщина оказывается сильнее в психологическом плане.
10.4 Концепт дурак в системе бинарных оппозиций
В. И. Даль наделяет дурака следующими признаками: глупый, тупой, непонятливый, безрассудный, малоумный, безумный, юродивый. Однако дурак в народном сознании – не просто глупый, тупой человек. Это любимый персонаж русского фольклора, своего рода национальный герой, воплощающий сказочную удачу при минимальных затратах. Русские волшебные сказки лишены нравоучительных рекомендаций: мол, в результате всех выпавших на его долю испытаний поумнел дурак, за что и был достойно вознагражден. Напротив, превращение Ивана-дурака в Ивана-царевича осуществляется незаслуженно, независимо ни от личных достоинств, ни от особого усердия и только по одной причине – дураку везет. Насколько это закономерно?
С одной стороны, народная мудрость осуждает глупость, непонятливость, безрассудное поведение:
Пьяный проспится, а дурак никогда.
Свяжись с дураком, сам дурак будешь.
Не дай Бог с дураком ни найти , ни потерять!
С другой стороны, на фоне подобных пословиц парадоксальными выглядят некоторые распространенные стереотипные утверждения, сравн.: Дураку счастье, а умному Бог даст. Причины, по которым многовековой народный опыт отказывает в счастье умному, кроются в особенностях русского национального характера, особенностях восприятия мира.
Дурак отличается от умных прагматиков своей неспособностью или нежеланием прилагать усилия к рациональной организации жизни. Его поведение вписывается в систему бинарных оппозиций, характеризующих славянскую картину мира. Каждый силен в своей сфере: в то время как умный приобретает жизненный опыт, умения и навыки, преодолевая житейские трудности, дурень – дитя своей среды, порождение иррационального мира, который помогает ему. У дурака иной способ общения с миром – исходная пассивность, повиновение чужой воле.
О мифологических истоках образа Ивана-дурака, его тождественности образу первочеловека писали известные русские фольклористы В. Я. Пропп, Н. В. Новиков. Они подчеркивали низкий социальный статус дурака: он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо «полезных» дел. С другой стороны, он воплощает особую магическую функцию, связанную не столько с делом, сколько со словом, со жреческими обязанностями. Иван-дурак – единственный из братьев, кто говорит в сказке, при этом толкуя то, что непонятно другим; его толкования и предсказания не принимаются окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла». Однако несомненным является тот факт, что дурак обладает своим, особым знанием (сравн. один из вариантов фразеологизма черт (дурак) его знает).
В древних религиозно-философских системах (даосизм) истинно мудрый отождествляется с ребенком или глупцом. Это означает, что мудрый человек не прибегает к разуму, чтобы противиться дао (не прибегает к человеческому, чтобы помогать небесному). Главный признак человека, следующего путем дао, – бездействие, понимаемое как отсутствие корыстной деятельности: «Чем дальше идешь, тем меньше познаешь, поэтому совершенно мудрый не ходит, но познает». Счастье и познание – две разные и исключающие друг друга цели. «Человек, низкий для неба, выглядит благородным среди людей. Человек, благородный для неба, выглядит низким среди людей». Таким образом, налицо аналогия характеристик китайского мудрого и русского сказочного глупца.
По замечанию Е. Н. Холявко, «дурак не доверяет ни разуму, ни органам чувств, ни жизненному опыту, ни наставлениям старших, потому что как никто другой доверяет Высшей силе. Он ей открыт». Таким образом, главным качеством Ивана-дурака является созерцательное отношение к действительности, принятие ее и себя в ней в уже существующем виде. Чудесная удачливость дурака обусловлена этой пассивностью: Дураку везде счастье.
Пассивность дурака – это ожидание, когда истина придет вопреки здравому рассудку, без усилий, сама собой; он открыт для высшей силы: Бог дураков любит.