Семантика и этимологические особенности лексемы
Словарное толкование слова закон указывает на достаточно широкий спектр его использования:
– обязательное правило, установленное верховной государственной властью;
– правило общественного поведения, являющееся общепринятым, обязательным; обычай;
– о чем-то непререкаемом, не допускающем отступлений (слово – закон);
– постоянная и необходимая связь между явлениями; закономерность;
– свод нравственных и обрядовых правил какого-либо религиозного учения; вероисповедание;
– брачный союз, церковное венчание.
Из приведенного определения следует, что закон может входить в различные типы фреймов: юриспруденция, религия, наука, быт и др.
Особенности концептуализации закона русским народом выявляются уже на этимологическом уровне. Русское слово закон образовано посредством приставки за- от вышедшего из употребления существительного конъ ‘начало’, ‘конец, предел’.
В понимании закона как начала и предела и заключается типично русское его восприятие. Подобную трактовку лексемы находим в словаре В. И. Даля: ‘предел, поставленный свободе воли или действий; начало, основание, правило, постановление высшей власти’.
4.2 Место концепта закон в русском языковом сознании
Понимание закона как начала связано с наивными представлениями славян о происхождении Вселенной. Согласно мировоззрению древних славян, закон – это одна из первичных субстанций, породивших Всемирного Творца. Закон, таким образом, есть высшая ценность, породившая Бога и посланная Богом с небес как наставление, наказ, который базируется на двух основных постулатах – любви к Богу и любви к ближним.
Как посланный свыше, закон сакрален для русского человека, что находит соответствующее подтверждение в русской паремиологии:
Законы святы, да судьи супостаты.
Не бойся закона, бойся законника.
Законы – миротворцы, да законники – крючкотворцы.
Итак, закон вступает в оппозицию со служителями, исполнителями закона. Как отмечает Ю. С. Степанов в «Словаре русской культуры», специфика русского представления о законе заключается в стремлении заглянуть за грань невозможного, выйти за пределы дозволенного. Кроме того, константой русской жизни является незнание законов, что объясняется их недоступностью, а также возможностью представителей власти ими манипулировать. На несовершенство русских законов указывают паремии:
Закон – дышло: куда повернул, туда и вышло (куда захочешь, туда и воротишь).
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Что мне законы, были бы судьи знакомы.
Несовершенство законов, а также несправедливость со стороны его служителей порождает у народа желание от них избавиться, что получило отражение в пословицах:
Все бы законы потонули да и судей бы перетопили.
Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили.
Кроме того, свойственное натуре русского человека желание переступить за-кон, за край дозволенного оборачивается для него риском стать преступником:
Где закон, там и преступление.
Не будь закона, не стало б и греха.
Для русской культуры характерна бинарная оппозиция закон – правда. Следует отметить, что древнейший закон восточных славян назывался «Русская правда», само название которого указывает на то, что русских интересовал не столько предел допустимого, сколько моральный аспект (правда ← правъ, правый ‘прямой’, ‘правильный’, а также ‘честный, поступающий по совести’). Если в любой европейской культуре понятию закон, законность противостоит беззаконие, то в русском менталитете закону формальному, юридическому противостоит правда – внутренняя справедливость, ощущаемая в душе, совесть. Это и есть типично русское, национальное противопоставление. Для законопослушного западноевропейского гражданина справедливость и закон (юридический) – неразлучная пара: поступить по закону – значит поступить по справедливости, и наоборот.
В русском сознании закон не ассоциируется с торжеством добра над злом, справедливости над несправедливостью; русскому человеку более близка правда как высшая человеческая ценность, внутренняя, душевная справедливость. Поступить по справедливости – значит поступить по совести, по внутреннему закону души и сердца. Русский человек одержим любовью к правде – справедливости. Это факт нашей жизни и загадка для европейского ума.