Применяемые в преподавании курса
Адаптивное обучение –способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения (семинар 1, темы 1-3).
Активное обучение– способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, театрализация в обучении и др. (семинар 1, темы 1-3).
Выездные школы– это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить деловые связи (практические занятия к темам 4-6, семинар 2; темам 7-9, семинар 3; темам 10-12, семинар 4; темам 13-15, семинар 5; темам 16-18, семинар 6; темам 19-21, семинар 7).
Деловая игра –метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в экономике, бизнесу, познания норм
поведения, освоения процессов принятия решения (практические занятия к темам 3-6, семинар 2; темы 7-9, семинары 3, 4, 5, 6, 7 практические занятия).
Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной в разделе 6 «Задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов».
Доклад– публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы (тема 25, семинар 8).
Круглый стол –один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (темы семинаров 10-12).
Мастер-класс– семинар, который проводит эксперт (известный действующий специалист) в области ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма и культуры, их правового регулирования, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете (темы семинаров 5, 6, 7, 8).
Метод кейс-стади– обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (практические занятия по темам семинаров).
Метод проектов– комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка).
Тестирование– контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора ( вопросы к зачету и практические задания, используемые в ходе текущего контроля).
Тренинг –форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам).
Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учетом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается внедрять указанные инновационно-педагогические технологии. В рамках преподавания данного курса имеет значение обоснование выбора приемов, с помощью которых материал отдельных тем будет усваиваться наиболее эффективно, а также планирование их внедрения при проведении каждого занятия.
В начале курса (семинар 1, темы 1-3) применяется метод адаптивного обучения.Различен уровень индивидуальной подготовки студентов не юристов по ранее изученной дисциплине «Правоведение». Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем его выяснения, выдачи индивидуальных заданий для каждого ученика по базовым темам, а затем в ходе активного обучения. Здесь каждый студент, получив определенное ролевое задание (вопрос из плана семинара и практическое задание 1) активно участвует в учебном процессе. На данном этапе обучения важное значение для последующей самостоятельной работы студентов над темами курса имеет овладение ими информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми в систематизации правовой информации (презентация),что реально в условиях проведения занятий в действующем в РГТЭУ электронном читальном зале.
Учебный материал в значительной степени усложняется в центральных темах курса и практических заданиях. Заявленные в них целевые установки могут быть достигнуты интенсификацией процесса обучения в целом. Данная задача решается при проведении конкретных занятий путем сочетания разнообразных педагогических технологий, в большей способствующим передаче преподавателем знания студентам по указанным темам.
Как показывает педагогическая практика теоретические вопросы лучше усваиваются, когда учебная работа проводится в форме дискуссии.Добиваясь от каждого студента добросовестного выполнения в часы самостоятельной работы индивидуального задания преподавателя, таким образом планируется их подготовка к проведению дискуссии в учебное время. Примерная тематика эссе, тезисов, рефератов для дискуссии предложена в разделах 7, 8. При выборе и формулировании конкретной темы выступления обязательно учитывается обоснованное мнение студента-докладчика, содокладчика. Как правило позиции по одной проблеме, изложенные в ходе дискуссии, полностью не совпадают. На протяжении ряда таких занятий, добиваясь от студентов концентрации внимания, необходимо вырабатывать умение слышать особенности правовой аргументации собеседника, выделять главное в обсуждаемой теме, правильно задавать вопросы, а в итоге - организовать публичный спор (диспут). Его предполагается использовать как одну из самых активных форм работы со студентами в атмосфере свободного, непринужденного высказывания по острым правовым проблемам рекламы.
Наиболее сложные и актуальные вопросы практики применения законодательства о коммерческом праве в сфере услуг эффективнее усваиваются в режиме «погружения» в профессиональную среду. Моделирование ее условий в учебном процессе предполагается осуществлять в рамках круглого стола. Важная организационная задача в этом направлении - наладить регулярный обмен опытом практической работы правового регулирования коммерческого права в сфере услуг с действующими специалистами в этой области государственных антимонопольных, налоговых, судебных органов, саморегулируемых организаций. Подражание, изображение, совместное с преподавателем обсуждение деловых ситуаций и решение задач, создание различного рода юридических документов как активные средства обучения особенно полезны при проведении практических занятий. С учетом этого предполагается сделать основной акцент на деловой игре(семинар 2, практические занятия, задание 2),включать элементы методов кейс-стади, проектов, тренингапри отработке практических заданий. Для специалистов не юристов особенно важно донести значение в профессиональной деятельности правовых основ регулирования в сфере услуг. В этом направлении предполагается внедрять в педагогическую практику мастер-классы: семинары с участием известных действующих специалистов в указанной области.Выездные школыпомогут студентам «погрузиться» в юридическую среду, для чего намечается проработка возможности их присутствия при рассмотрении соответствующих споров в судах, и освящении их в средствах массовой информации.
Заключительная тема курса обсуждается на последнем семинаре, где студенты, могут дать развернутое изложение каждого из вопросов семинарского занятия по данной теме (доклад). На этом же занятии подводятся общие итоги, что может быть проведено в форме тестированияили коллоквиума. Именно эти формы более всего отвечают выявлению итогового уровня подготовленности как каждого студента, так и группы в целом и зависимости от посещения аудиторных занятий и участия в них.
Далее предполагается осуществить комплексное внедрение инновационно-педагогических технологий при обучении правовым основам коммерческого права в сфере услуг в ходе разработки электронных учебно-методических средств обучения и в, первую очередь, – создания электронного учебно-методического комплекса по данной дисциплине.
3. Требования к уровню освоения дисциплины
Предложенная образовательная концепция учитывает основы знаний, полученные студентами не юристами при изучении на младших курсах дисциплины «Правоведение». Требования к уровню освоения данной дисциплины отражают задачи специализации этой категории обучающихся на старших курсах и рассчитаны на сохранение свого значения в условиях дальнейшего развития двухуровневой системы образования (бакалавриат-магистратура).
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление об отношениях, возникающих в процессе оказания услуг в сфере РГБ и знать законодательство об этих услугах, основные используемые в нем понятия;
- уметьприменять законодательство о гостеприимстве, обобщать правоприменительную практику в этих областях;
- приобрести навыки правильной юридической квалификации отношений в сфере указанных услуг, использования ее для выработки конкретных предложений по решению правовых проблем в сфере РГБ, грамотного составления необходимых юридических документов;
- убедитьсяв обязательности уважительного отношения к воле законодателя в области упорядочения и регулирования отношений в указанной сфере, защиты от недобросовестной конкуренции, предотвращении и неотвратимости пресечения правонарушений.
Выполнение каждым студентом перечисленных требований к уровню освоения этой учебной дисциплины оценивается в ходе текущего и итогового контроля, который предусмотрен в учебно-тематическом плане и раскрыт в соответствующих разделах настоящего УМК-Д.
4. Объем учебной дисциплины
Согласно базовому учебному плану курс рассчитан для специалистов, обучающихся по специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятиях РГБ»:
по очной форме обучения на 108 час учебных занятий, в том числе 34 час – аудиторные занятия и 74 часов – самостоятельная работа студентов; в числе аудиторных занятий: лекции – 18 часов, семинарские и практические занятия – 16; экзамен – 6 в 6 семестре;
по очно-заочной форме обучения на 108 часов учебных занятий, в том числе 17 – аудиторные занятия и 91 часа – самостоятельная работа студентов; в числе аудиторных занятий: лекции – 10 часов, семинарские и практические занятия – 7 часов; зачет – в 6 семестре;
по заочной форме обучения на 108 часов учебных занятий, в том числе 10 – аудиторные занятия и 98 часов – самостоятельная работа студентов; в числе аудиторных занятий: лекции – 8 часов, семинарские и практические занятия – 2 часа; экзамен – в 6 семестре.