СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг.
Хрущевская оттепель в культуре
Цель: изучить социально-экономическое, внутриполитическое, культурное развитие и международное положение СССР в 1946 – 1964 гг.
План семинарского занятия
1. «Холодная война» и трудности восстановления народного хозяйства страны. Новая волна политических репрессий и тоталитаризм в культуре.
2. 1953 г. Изменения в политическом режиме страны после смерти Сталина. Берия и попытки демократизации общества.
3. Международные отношения в условиях «хрущевской оттепели».
4. Социально-экономические и культурные изменения в СССР после ХХ съезда КПСС. Политический портрет Н.С. Хрущева.
Глоссарий
Дайте определения следующих терминов:
«Социалистический лагерь», холодная война, Берлинский кризис, Карибский кризис, космополитизм, десталинизация, «хрущевская оттепель», реабилитация, волюнтаризм.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Почему после смерти И.В. Сталина руководство Советского государства изменило курс развития страны?
2. Почему к середине 60-х гг. страна оказалась на пороге социально-экономического кризиса?
Задания для самостоятельной работы студентов
Общие:
1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки Советского Союза и других стран 1946 – 1964 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите территории государств, вошедших в состав Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 501 – 518, 527 – 532); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Творческие:
1. Составьте сравнительную таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1946 – 1964 гг.» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).
2. Составьте сравнительную таблицу «Промышленность СССР в 1946 – 1964 гг.» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).
3. Составьте таблицу «Культурная жизнь СССР в 1946 – 1964 гг.» (в таблице укажите основные отличительные и схожие черты культурной жизни страны в послевоенный период и годы «хрущевской оттепели»).
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Ленинградское дело»;
б) «Аграрная политика Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева»;
в) «Карибский кризис 1962 г.».
5. Напишите мини-сочинение на тему: «Хрущевская оттепель» (выскажите свое аргументированное мнение о том, почему в 1953 – 1964 гг. либерализация различных сторон жизни советского общества имела ограниченный характер).
6. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре послевоенного периода и «хрущевской оттепели».
7. Подготовьте мини-сценку одного из произведений периода «хрущевской оттепели», в которой отражалась бы противоречивость развития советского общества в это время.
Задания в тестовой форме [16]:
1. Приведите в соответствие события и даты:
а) требование СССР о совместном с Турцией контроле над Черноморскими проливами б) создание Информационного бюро (Коминформа) в) разрыв СССР с Югославией г) установление сухопутной блокады западных секторов Берлина д) создание СЭВ е) начало войны в Корее ж) начало переговоров о мирном урегулировании в Корее з) предложение СССР о мирном объединении Германии | а) 1953 г. б) 1948 г. в) 1951 г. г) 1945 г. д) 1949 г. е) лето 1948 г. ж) 1947 г. з) 1950 г. |
2. Экономическая политика Н.С. Хрущева была направлена на:
а) на обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей
б) повышения закупочных цен на сельхозпродукцию
в) внедрение планирования «снизу»
г) сохранение основ планово-директивной экономики
д) свертывание личных подсобных хозяйств
е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью
ж) снижение военных расходов
з) допущение частной собственности
и) ликвидация колхозов
3. Берлинский кризис имел место в:
а) 1958 г.
б) 1961 г.
в) 1964 г.
4. Укажите, что ставилось в вину представителям науки и культуры в послевоенные годы:
а) космополитизм
б) преклонение перед Западом
в) безыдейность
г) декадентство
д) формализм
е) преувеличение личных заслуг Сталина
5. Установите хронологическую последовательность событий:
а) создание Совета Экономической Взаимопомощи
б) Берлинский кризис
в) создание Организации Варшавского Договора
г) Карибский кризис
д) начало холодной войны
6. Процесс либерализации общественно-политической жизни и внешнеполитического курса страны, развенчания культа личности Сталина называют __________.
Основная литература
1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 445 – 473.
2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 390 – 399, 404 – 412, 420 – 429.
3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 119 – 124, 266 – 272, 361 – 373, 530 – 542, 657 – 671.
4. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416 – 435, 478 – 485.
5. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 376 – 399.
6. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 371 – 442.
7. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 648 – 682.
8. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 15 – 137.
9. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993: Хрестоматия: Для учащихся ст. кл. общеобразоват. шк., гимназий, колледжей, техникумов и студентов вузов / (Сост. Л.Я. Баранова, Н.Н. Баранов, Ю.В. Величко и др.; Ред. М.А. Дашевская и др. / – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. – С. 210 – 231, 257 – 275, 280 – 285, 289 – 304, 308 – 317.
10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 522.
11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 460 – 470, 475 – 484, 492 – 504, 509 – 517.
12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 515 – 521.
13. О культе личности и его последствиях Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 г. // Известия ЦК КПСС. – 1989 –.№ 3. – С. 128 – 170.
Дополнительная литература
1. Безнин М.А., Димони Т.М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930 – 1980-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 94 – 121.
2. Бокарев Ю.П. Еще раз об отношении СССР к плану Маршалла // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 86 – 97.
3. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них.– М., 1990.
4. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 56 – 73.
5. Быстрова Н.Е. Образование Восточного блока // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 38 – 55.
6. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. – М, 1989.– Кн.4.
7. Ефимов Н.Н., Фролов В.С. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. – 2005. – № 10. – С. 25 – 35.
8. Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 годов // Страницы истории советского общества: Люди, проблемы, факты. – М., 1989. – С. 314 – 326.
9. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. – М., 1989.
10. Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правоохранительной сфере (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 103 – 110.
Тема 14.
Стабильность или «застой» в истории СССР:
Гг.
Цель: рассмотреть развитие социально-экономического, политического строя, культуры, науки, образования и международное положение СССР в 1964 – 1984 гг.
План семинарского занятия
1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.
2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.
3. Экономические реформы и их незавершенность. СССР в условиях научно-технической революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.
4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.
Глоссарий
Дайте определения следующих терминов:
Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Как Вы считаете, процессы, происходившие в 1964 – 1984 гг., стали для СССР периодом «застоя» или стабильности?
2. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?
Задания для самостоятельной работы студентов
Общие:
1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.
3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Творческие:
1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).
2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).
3. Составьте таблицу «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите основные достижения в культуре и науке этого периода).
4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;
б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;
в) «Пражская весна 1968 г.».
5. В мини-сочинении выскажите свое аргументированное мнение о том, что существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.
6. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг.
Задания в тестовой форме [17]:
1. Основными направлениями реформы в промышленности были:
а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей
б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции
в) создание предприятий с частным капиталом
г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя
д) упразднение совнархозов
е) восстановление отраслевых министерств
2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:
а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию
б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок
в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию
г) увеличение капиталовложений
д) допущение частной собственности и частного предпринимательства
е) полная свобода торговли сельхозпродукцией
3. Установите хронологическую последовательность событий:
а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури
б) ввод советских войск в Афганистан
в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
4. Приведите в соответствие события и даты:
1. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию 2. Принятие третьей конституции СССР 3. Отставка Хрущева 4. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1 5. Косыгинская хозяйственная реформа | а) 1964 г. б) 1965 г. в) 1968 г. г) 1972 г. д) 1977 г. |
5. Как назывался внешнеполитический курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный на ограничение стратегических вооружений и реализацию новых принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.
Основная литература
1. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 443 – 483.
2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 399 – 404, 412 – 420, 429 – 435.
3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 436 – 451, 485 – 490.
4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 699 – 724.
5. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 474 – 486.
6. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 682 – 695.
7. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 124 – 125, 272 – 276, 373 – 381, 542 – 548, 671 – 681.
8. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 400 – 409.
9. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 138 – 254.
10. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 470 – 475, 484 – 491, 504 – 509, 517 – 522.
11. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 521 – 522.
12. Качановский В.В. История культуры России. – Минск: Экоперспектива, 1997. – С. 198 – 202.
Дополнительная литература
1. Безнин М.А., Димони Т.М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930 – 1980-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 94 – 121.
2. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. – М.: Международные отношения, 1996. – С. 9 – 129.
3. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. – М., 1990.
4. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / Под общ. ред. В.В. Журавлева; Рук. авт. кол. Ю.С. Аксенов. – М.: Политиздат, 1990. – 447 с.
5. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 56 – 73.
6. Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976 – 1991гг.) – Курск: КГПУ, 1999. – 209 с.
7. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе: 1953 – 1982 годы. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. – 2003. – № 4. – с. 93.
8. Мазур Л.Н. Политика реконструкции российской деревни (конец 1950-х – 1980-е гг.) // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 25 – 37.
9. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965 – 1991 гг.) // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 52 – 65.
10. Маслова И.И. Русская православная церковь и КГБ (1960 – 1980-е годы) // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 86 – 96.
Тема 15.
Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности:
Гг.
Цель: изучить особенности социально-экономического, общественно-политического, культурного развития СССР – РФ в условиях коренных преобразований и международное положение страны в 1985 – 2009 гг.
План семинарского занятия
1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:
а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;
б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;
в) от экономической реформы к экономическому кризису;
г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;
д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.
2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:
а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;
б) культура в современной России;
в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.
Глоссарий
Дайте определения следующих терминов:
Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?
2. Почему в начале 1990-х гг. российское руководство стало проводить радикальные реформы? Как считаете, была ли возможность иного развития России в 1990-е гг.?
Задания для самостоятельной работы студентов
Общие:
1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2009 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите:
а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР в «перестроечный» период;
б) государства, образовавшиеся после распада СССР в 1991 г.
3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Творческие:
1. Составьте таблицу «Распад СССР» (в таблице укажите предпосылки и последствия распада страны).
2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (в таблице укажите задачи, которые должны были решить реформы, их содержание, результаты и последствия).
3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «История основных политических партий России»;
б) «Чеченская война»;
в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».
4. В мини-сочинении выскажите свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.
5. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской и российской культуре 1985 – 2009 гг.
Задания в тестовой форме [18]:
1. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:
а) расширение самостоятельности предприятий
б) внедрение хозрасчета и самофинансирования
в) постепенное возрождение частного сектора
г) отказ от монополии внешней торговли
д) более глубокую интеграцию в мировой рынок
е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств
ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование
з) либерализацию цен
2. В период перестройки впервые были опубликованы следующие произведения:
а) «дети Арбата» А.Н. Рыбакова
б) «Путешествие дилетантов» Б.Ш. Окуджавы
в) «Белые одежды» В.Д. Дудинцева
г) «Зубр» Д.А. Гранина
д) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана
е) «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина
ж) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
з) «Мы» Е.И. Замятина
3. К числу причин трудностей и неудач экономических реформ начала 1990-х гг. можно отнести:
а) нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока
б) демонтаж прежнего механизма управления экономикой
в) отсутствие золотовалютных резервов
г) диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии)
д) обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти
е) слабое законодательное обеспечение реформ
ж) непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса
з) ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики
и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ
4. Установите хронологическую последовательность событий:
а) подписание между Россией и США договора ОСНВ-2
б) соглашение между РФ и НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности
в) подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)
г) подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
д) подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России
е) присоединение РФ к программе «Партнерство во имя мира»
ж) роспуск СЭВ и ОВД
5. Приведите в соответствие даты и события:
1. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 2. I Съезд народных депутатов СССР 3. Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ 4. Начало радикальной экономической реформы в РФ 5. Антигосударственный путч в Москве 6. Финансовый дефолт в России 7. Принятие Конституции РФ 8. Вооруженное выступление оппозиции Б.Н. Ельцина в Москве | а) 1989 г. б) 1990 г. в) август 1991 г. г) декабрь 1991 г. д) 1992 г. е) 12 декабря 1993 г. ж) октябрь 1993 г. з) 1998 г. |
6. Как называлась новая концепция советской внешней политики, в которой центральное место отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, _______________________.
Основная литература
1. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 255 – 422.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 410 – 425.
3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 696 – 749.
4. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 487 – 527.
5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 725 – 802.
6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 452 – 477, 485 – 492.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 436 – 471.
8. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 483 – 596.
9. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 125 – 143, 277 – 283, 382 – 391, 548 – 562, 681 – 687.
10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 523 – 532.
11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 522 – 588.
12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 522 – 537.
13. Соглашение о создании Содружества независимых государств. Алма–атинская декларация // Российская газета. – 11 декабря 1991, 1 января 1992.
14. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
Дополнительная литература
1. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М.: Политиздат, 1987. – С. 9 – 57, 137 – 166, 220 – 268.
2. Горбачев М.С. Августовский путч. – М., 1991. – 380 с.
3. Горбачев М.С. Декабрь – 91: моя позиция. – М., 1992. – 125 с.
4. Горбачева Р. Я надеюсь. – М.: Книга, 1991. – 189 с.
5. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990. – 180 с.
6. Бакатин В. Избавление от КГБ. – М.: Новости, 1992. – 267 с.
7. Боголюбов С.А. КПСС. Хроника суда. – М.: Независимая служба мира, 1993. – 125 с.
8. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. – М.: Международные отношения. 1996. – С. 136 – 279.
9. Гайдар Е. Государство и эволюция. – М.: Евразия, 1995. – 203 с.
10. Говорухин С. Великая криминальная революция. – М.: Андреевский флаг, 1993. – 126 с.
11. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 – 1992) / под ред. А. Данилова. – М.: На боевом посту, 1992. – 96 с.
12. Илюхин В.И. Дело М. Горбачева. Речь главного обвинителя. – М.: Унита, 1993. – 26 с.
13. Лукьянов А. Переворот мнимый и настоящий. – Воронеж, 1993. – 139 с.
14. Руцкой А. Лефортовские протоколы. – М.: Палея, 1994. – 200 с.
15. Устав (Основной закон) Курской области // Курские ведомости. – 2000. – № 6 . – С. 15 – 31.
16. Турчанинов А. Государственная кадровая политика как ценностный ресурс государственного управления // Курские ведомости. – 2000. – № 4 – 5. – С. 57 – 64.
17. Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3 – 24.
18. Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблемы периодизации // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 39 – 47.
19. Воробьев Н.Е. Свобода и социальная справедливость, свобода и патриотизм в современной идеологии российского либерализма // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 71 – 72.
20. Кононов Н.Г. Формирование нормативной правовой базы реформирования аграрного сектора России // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 75 – 78.
21. Иванова В.В. Коррупционные отношения в России и власть // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 66 – 68.
[1] Примерная программа дисциплины «Отечественная история» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. – М.: МО РФ, 2000. – 19 с.
[2] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М. МИРОС – Международные отношения, 1994. – С. 11 – 13.
[3] Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графике. – М.: Интерпракс, 1994. – 240 с.
[4] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Состю: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – 352 с.
[5] Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях. Ч. I. / Сост.: В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – С. 29 – 94, 97 – 102.
[6] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – С. 257 – 260, 261 – 266.
[7] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 36 – 47.
[8] Заичкин И., Почкаев И. Русская история. М., 1992. – С. 785 – 786.
[9] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 36 – 47, 60 – 79.
[10] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 101 – 117.
[11]Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. – М., 1990. – С. 31 – 33.
[12] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 136 – 143.
[13] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 173 – 197.
[14] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 197 – 204.
[15] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 375 – 383.
[16] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 401, 403, 406, 409.
[17] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 412 – 413.
[18] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 419, 421, 424.