Соотнесите понятия и их объяснение
1. «Заповедные лета».
2. «Урочные лета».
3. Юрьев день.
а) время перехода крестьян от одного хозяина к другому;
б) временный запрет перехода крестьян;
в) срок сыска беглых.
21. Помещики – это:
а) дворяне, получавшие землю в награду от государя;
б) дворяне, получавшие земли в награду за службу без права передачи ее по наследству;
в) дворяне, имевшие земли за службу и передававшие ее по наследству, если сын продолжал службу.
22. Лучшим образцом шатрового стиля является:
а) церковь Вознесения в с. Коломенском;
б) Благовещенский собор;
в) церковь Ризоположения.
Основная литература
1. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 104 – 191.
2. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 35 – 96.
3. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 41 – 51, 59, 61 – 117.
4. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 50 – 84, 117 – 124.
5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 19 – 31, 152 – 161, 287 – 297, 398 – 415, 568 – 577.
6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 37 – 39, 45 – 81.
7. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 91 – 125, 133 – 193.
8. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 90 – 165.
9. История России IX - XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 60 – 128.
10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 484 – 504.
11. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Языки русской культуры», 1997. – С. 447 – 452.
12. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 79 – 87, 93 – 169.
13. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 53 – 120.
14. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 368 с.
15. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 204 – 239, 275 – 307.
16. Викторов А.Ш. История русской культуры. Курс лекций для студентов вузов. – М.: Тандем – Гном-Пресс, 1997. – С.43 – 49.
17. Качановский В.В. История культуры России: уч. пособ. – М.: Экоперспектива, 1997. – С. 62 – 102.
18. Буганов В.И. и Назарец А.И. Страницы боевого прошлого нашей страны. Хрестоматия для уч-ся 8 кл. –М.: Просвещение, 1972. – 263 с.
Дополнительная литература
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Мысль, 1992. – С. 490 – 675.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1992. – 336 с.
3. Домашний быт русских царей в XVI – XVII вв.: по Забелину, Ключевскому, Карновичу и др. – М.: Панорама, 1992. – 96 с.
4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1993. – С. 50, 80.
5. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах. Т. 2. Курс русской истории ч.2. – М.: Мысль, 1987. – 447 с.
6. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: Владос, 1995. – 272 с.
7. Соловьев С.М. Соч. Книга 11. История с древнейших времен. Тома 3 – 4. – М.: Мысль, 1988. – С. 186 – 208.
8. Соловьев С.М. Об истории Древней Руси. – М.: Просвещение, 1992. – С. 158.
9. Страницы истории города Курска. – Воронеж, 1981. – С. 9 – 10.
10. Таймасов С.У. Ногайская Орда и ее отношения с Россией // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 121 – 127.
11. Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 113 – 123.
Тема 4.
Династический кризис и Смутное время на Руси:
Конец XVI – начало XVII века
Цель: изучить особенности социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века.
План семинарского занятия
1. Экономическое и политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.
2. Причины Смутного времени. Борис Годунов и Лжедмитрий I.
3. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.
4. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.
Глоссарий
Дайте определения следующих терминов:
династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите предпосылки и причины возникновения династического кризиса и Смутного времени в конце XVI – начале XVII века.
2. Какие внутренние и внешние общественно-политические силы принимали участие в Смуте? С какими требованиями они выступали? Какую роль сыграл Курский край в Смутное время?
3. Проанализируйте составы первого и второго народных ополчений. Какие обстоятельства стали решающим фактором развала первого и успеха второго ополчения?
4. Каковы последствия русской Смуты начала XVII века?
Задания для самостоятельной работы студентов
Общие:
1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:
а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, представителей культуры Московского государства и других стран конца XVI – начала XVII века, а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);
б) основные даты эпохи;
в) главные географические названия периода.
2. Используя карту (атлас), покажите:
а) маршруты передвижения войск Лжедмитриев I и II, польских интервентов;
б) маршрут движения народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского;
в) территорию России после окончания Смутного времени.
3. Прочитайте документы изхрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 133 – 146); используйте их при подготовке вопросов и заданий.
Творческие:
1. Составьте таблицу «Предпосылки, причины и последствия Смутного времени».
2. Составьте сравнительную таблицу «Политика Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II и семибоярщины».
3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:
а) «Версии о происхождении Лжедмитриев I и II;
б) «Иван Болотников – марионеточный или самостоятельный руководитель Крестьянской войны 1606 – 1607 гг.?»;
в) «патриарх Гермоген – духовный вождь освобождения России от польской интервенции»;
г) «деятельность Совета всея земли».
4. Напишите мини-сочинение на тему: «Народное движение в Смутное время: от бунтарства к патриотической гражданственности» (выскажите свое аргументированное мнение о том, почему практически все слои русского народа первоначально поддержали самозванцев и их политических сторонников, а затем участвовали в борьбе против них и изгнании интервентов из страны).
5. Напишите эссе на тему: «Люди Смутного времени». Поразмышляйте над тем, какие человеческие личности, характеры «требует» история в подобные переломные эпохи, как они проявляются и изменяются по мере развития событий, каковы мотивы действий этих людей.
6. Составьте путеводитель по местам восстания под руководством Ивана Болотникова.
7. Напишите текст (или подготовьте слайд-шоу) заочной экскурсии по экспозиции виртуального музея: «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».
Задания в тестовой форме:
ВАРИАНТ I
1. «Семибоярщина» — это:
а) ополчение для борьбы против интервенции;
б) правительство России с 1610 г.;
в) государственная судебная инстанция;
г) оппозиционная группировка бояр.
2. Смутным временем называется период:
а) 1598—1613 гг.;
б) 1584—1613 гг.;
в) 1603 – 1614 гг.;
г) 1607—1613 гг.
3. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:
а) Михаил Романов в 1613 г.;
б) Борис Годунов в 1598 г.;
в) Василий Шуйский в 1606 г.;
г) Лжедмитрий I в 1606 г.
4. Лжедмитрий I правил в:
а) 1605—1606 гг.; в) 1605—1607 гг.;
б) 1606—1607 гг.; г) 1605—1612 гг.
5. Соотнесите личности и события:
1. Иван Болотников.
2. Лжедмитрий I,
3. Дмитрий Пожарский;
4. Борис Годунов.
а) претендент на русский престол;
б) руководитель второго ополчения;
в) предводитель восстания;
г) первый царь, избранный на престол Земским собором.
6. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:
а) Боярской думы;
б) «Семибоярщины»;
в) Земского собора;
г) Сигизмунда II.
7. Руководитель крестьянского восстания 1606—1607 г.:
а. Е. Пугачев;
б. И. Болотников;
в. С. Разин;
г. П.Ляпунов.
8. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:
а. Рюриковичей;
б. Ивана Калиты;
в. Романовых;
г. Даниила Московского.
9. С 1601 —1603 гг. в Российском государстве связаны:
а) неурожаи, голод в стране;
б) польско-шведская интервенция;
в) приглашение на престол польского королевича;
г) улучшение экономического положения.
10. Для борьбы с интервентами К. Минин и Д. Пожарский:
а) создали боеспособное, хорошо вооруженное войско;
б) организовали сбор добровольных пожертвований;
в) заручились поддержкой правительства;
г) обратились за помощью к Швеции.
11. И. Болотников во время восстания выдавал себя:
а) за царевича Дмитрия;
б) за родственника Бориса Годунова;
в) за воеводу, спасшего царевича Дмитрия;
г) за казацкого старшину.
12. В 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова. Укажите, чем определился его выбор:
а) Михаил Романов был государственным деятелем;
б) «Миша де Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден»;
в) его кандидатуру поддерживала армия;
г) он был самым ближайшим родственником Ивана Грозного.
ВАРИАНТ II
1. С именами Д. Пожарского и К. Минина связано:
а) второе ополчение;
б) выборы Василия Шуйского на престол;
в) восстание холопов;
г) первое ополчение.
2. В составе Земского собора, выбиравшего в 1613 г. царя, были представлены:
а) дворяне;
б) казаки;
в) бояре;
г) стрельцы;
д) черносошные крестьяне;
е) верны все ответы.
3. Участники второго ополчения:
а) дворяне; в) казаки;
б) крестьяне; г) бояре.
4. Прозвище «Тушинский вор» относится:
а) к Лжедмитрию I;
б) к Ивану Болотникову;
в) к Лжедмитрию II.
5. Условия, на которых шведский король согласился помочь Василию Шуйскому в борьбе против Лжедмитрия II:
а) спасти Россию от самозванца;
б) вернуть себе балтийские земли;
в) оказать помощь в подавлении крестьянского восстания;
г) возвратить себе московскую корону.
6. Русская православная церковь получила самостоятельность и независимость от Константинополя. Это связано:
а) с учреждением в России патриаршества;
б) с расколом между русской и константинопольской церквями;
в) с церковной реформой;
г) с усилением влияния католической церкви.
7. Временной период «Семибоярщины»:
а) 1605—1606 г.;
б) 1610—1613 г.;
в) 1598—1605 г.;
г) 1606—1613 г.
8. Руководитель штурма Китай-города и Кремля в 1612 году:
а) князь Д. Трубецкой;
б) князь Д. Пожарский;
в) дворянин П. Ляпунов;
г) дворянин И. Пашков.
9. Начало XVII в. историки называют:
а) «бунташным веком»;
б) Смутным временем;
в) эпохой дворцовых переворотов;
г) заповедными летами.
10. Свергнутый в 1610 г. царь Василий Шуйский:
а) отправлен воеводой в Тобольск;
б) отправлен на Соловецкие острова;
в) отправлен в Троице-Сергиев монастырь;
г) был казнен.
11. Соотнесите события и даты:
1. Восстание И. Болотникова.
2. Правление Лжедмитрия I.
3. Первое ополчение.
4. Польско-шведская интервенция.
а) 1605—1606 гг.; в) 1609—1618 гг.;
б) 1606—1607 гг.; г) 1611 г.
12. Появление самозванцев на Руси в начале XVII в. связано:
а) с династическим кризисом;
б) с противоречиями внутри господствующего класса;
в) с экономическим упадком в стране;
г) со склонностью русского народа к авантюризму.
Основная литература
1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 81 – 87.
2. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 85 – 97.
3. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 193 – 204.
4. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 97 – 112.
5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 31 – 32, 161 – 169.
6. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 118 – 122.
7. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 192 – 218.
8. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 166 – 213.
9. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 129 – 141.
10. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 169 – 187.
11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 120 – 126.
12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 307 – 310. 13. Договор между «семибоярщиной» и гетманом С. Жолтковским о признании польского королевича Владислава русским царем // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М.: Проспект. 1999. – С. 141.
14. Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1994. – С. 142 – 146, 269 – 338 и др.
Дополнительная литература
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1992. – С. 218 – 233.
2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1993. – С. 161 – 199.
3. Карамзин Н.М. История государства российского. В 4 книгах. Книга четвертая (т. X – XII). – Ростов н/Д: Феникс, 1994. – 544 с.
4. Россия под скипетром Романовых. 1613 – 1913. – М.: Интербрук, 1990. – С.3 – 22.
5. Лисейцев Д.В. Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 3 – 15.
6. Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова // Вопросы истории. – 2005. – № 1. – С. 131 – 136.
Тема 5.