Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии).
ДИСКУССИОННАЯ РЕЧЬ (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, диспута, полемики, дискуссии, когда сталкиваются противоположные или разнообразные точки зрения.
Понятие Д. р. впервые появилось в отечественной лингвистике в 20-х гг. ХХ в. и имело другое терминологическое обозначение: “полемическая речь” (см. работы К. Сюннерберга). В 60—70-е гг. активно исследуется синтаксический строй языка научных дискуссий (см. работы Л.В. Славгородской).
Коммуникативный подход к языку, наметившийся в начале ХХ в., развившийся в 60—70-е гг., позволил выявить ряд важных особенностей Д. р. как разновидности устной публичной речи.
На языковую организацию Д.р. оказывают влияние следующие факторы: степень официальности; степень подготовленности; умение вести дискуссию; умение строить аргументацию; симметричность/несимметричность партнеров коммуникации.
В зависимости от сферы общения основу Д. р. составляет научная или публицистическая речь.
В устной форме Д. р. переплетены две разновидности русского литературного языка — кодифицированного (КЛЯ) и разговорного (РЯ). Это переплетение придает Д. р. неповторимое стилистическое своеобразие и богатство.
Д. р. представляет собой сплав монологической и диалогической речи. Для Д. р. характерно реплицирование (как и в обычном диалоге). Однако механизм взаимодействия реплик обусловлен задачами аргументации, коммуникативными намерениями участников дискуссии. Размер дискуссионного выступления намного превосходит реплику обычного диалога (особенно в научной дискуссии).
Для Д. р. характерно наличие своеобразных средств выражения логической связи не только внутри микротекстов, но и между отдельными текстами участников дискуссии, а также всего дискуссионного текста в целом. Для синтаксиса монологических высказываний в Д. р. характерны уступительные и причинно-следственные отношения. Уступительные отношения в Д. р. возникают, как правило, не в силу объективной логики самих высказанных положений, а в силу субъективной оценки их участниками дискуссии.
Модальные слова (как средство логической связи) в Д. р. обладают иной семантикой, которая отражает уступительные отношения в текстах участников дискуссии. (Например, слова конечно, само собой разумеется, безусловно и др. не просто подтверждают ту или иную мысль, а являются лишь предисловием к новому высказыванию, которое несет новую информацию). Глубокие исследования Д. р. в современном русском языке начались сравнительно недавно. Лит.: Славгородская Л.В. Некоторые синтаксические особенности языка научной дискуссии // Особенности стиля языка научного изложения. — М., 1976. — C. 116—125; Сюннерберг К. О формах речевой коммуникации // Литература и язык. — ИЛЯЗВ, 1928. — Т. 3. Н. И. Махновская
ДИСКУССИЯ (лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.
Существует несколько типов Д., различающихся по их целям: 1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию; 2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения; 3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.
По конечному результату Д. их можно разделить на: 1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.); 2) “ничейные” Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях); 3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д.).
Успех Д. во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того “энергетического заряда”, который способен вызвать желание говорить (не молчать); 2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.
В речи ведущего Д. можно выделить: а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения; б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.
Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи (“монолог в диалоге” и “диалог в монологе”) (см. дискуссионная речь). Лит.: Быков Г.В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. — М., 1997. Н. И. Махновская