Аргументирующая речь и ее особенности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Аргументирующая речь и ее особенности.

Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.

Аргументация как система и процесс. Цели аргументации. Аргументация - это операция обоснованная каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис - это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают. Аргументы, и доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Демонстрация- это логическая связь между аргументами и тезисом.

Способы аргументации: нисходящая / восходящая, односторонняя / двусторонняя, индуктивная / дедуктивная, опровергающая / поддерживающая. Виды аргументов: рациональные и иррациональные. Сильные, слабые и ложные аргументы. Этический аспект аргументации. Аргументы «за» и «против».

Диспозиция и композиция. Композиция и импровизация

Диспозиция (расположение) (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке. Шесть частей речи (введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение, заключение).

Композиция речи – «изобретенных идей соединение в пристойный порядок» (М.В.Ломоносов). Классическая и свободная композиция. Микро- и макрокомпозиция. Обязательные и факультативные части композиции. Классическая композиция (структура речи): вступление (зачин и завязка); основная часть (план и аргументация тезиса); заключение (напоминание, обобщение или призыв).

Порядок расположения топов по М.Ломоносову: (1) описание неодушевленных предметов: а) дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид; б) смысловая модель целое-частное; в) внешние свойства (форма, материал); г) место, где встречается данный предмет; д) функции предмета; е) свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы); (2) описание одушевленных предметов (животных): а) определение, использование, топ, род, вид; б) свойства, внешний вид; в) действия, образ жизни; г) свойства внутренние: характер, нрав; д) польза.

Классическая хрия

Классический образец хрии (речи-рассуждения). Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии - одна мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической) или прямой хрии. Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

Структура хрии состоит из 8 частей: 1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание). 2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация. 3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…). 4. Противное – (если нет, то…). 5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями. 6. Пример. 7. Свидетельство (ссылка на авторитет). 8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Структура нестрогой (свободной) хрии: доказательство – тезис. Способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис: индуктивный (сократовский).Структура состоит из 5 частей: 1. Приступ. 2. Доказательство или аргумент. 3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить. 4. Формулировка тезиса (основной мысли). 5. Заключение.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Аргументирующая речь и ее особенности.

Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.

Аргументация как система и процесс. Цели аргументации. Аргументация - это операция обоснованная каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис - это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают. Аргументы, и доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Демонстрация- это логическая связь между аргументами и тезисом.

Способы аргументации: нисходящая / восходящая, односторонняя / двусторонняя, индуктивная / дедуктивная, опровергающая / поддерживающая. Виды аргументов: рациональные и иррациональные. Сильные, слабые и ложные аргументы. Этический аспект аргументации. Аргументы «за» и «против».

Наши рекомендации