Методические положения построения

многолетней подготовки спортсмена

1.Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2.Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3.Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4.Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

6.Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7.Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

Таблица 1 - Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста

Ростовесовые показатели и физические качества Возраст, лет
Рост           + + + +    
Вес           + + + +    
Сила максимальная             + +   + +
Быстрота   + + +         + + +
Скоростно-силовые качества     + + + + + + +    
Выносливость (аэробные возможности)   + +           + + +
Скоростная выносливость                 + + +
Анаэробные возможности (гликолитические)                 + + +
Гибкость + + + +   + +        
Координационные способности     + + + +          
Равновесие + + + + + + + +      

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл.2).

Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Таблица 2 - Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов

Этап многолетней подготовки Длительность этапа Преимущественная направленность тренировки Группа обучения в спортивной школе
Этап предварительной подготовки 3 года Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий. Группа начальной подготовки
Этап начальной спортивной специализации 2 года Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации Учебно-тренировочная группа, первый-второй годы обучения
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств Учебно-тренировочная группа, третий-пятый годы обучения
Этап спортивного совершенствования 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности Группа спортивного совершенствования

Таблица 3 - Примерные возрастные границы (минимальные) этапов подготовки в процессе многолетней тренировки

Вид спорта Этап предварительной подготовки (лет) Этап начальной спортивной специализации (лет) Этап углубленной специализации в избранном виде спорта (лет) Этап спортивного совершенствования (лет)
Гимнастика спортивная 7-9 (м) 10-11 12-13 14 и старше
6-8 (д) 9-10 11-12 13 и старше
Плавание 7-9 10-11 12-13 14 и старше
Баскетбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
Футбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
Волейбол 9-10 12-13 14-16 17 и старше
Скоростной бег на коньках 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Легкая атлетика 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Лыжные гонки 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Хоккей с шайбой 9-11 12-13 14-16 17 и старше
Бокс 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Борьба 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Велоспорт 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Гребля академическая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Гребля на байдарках и каноэ 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Стрельба пулевая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Современное пятиборье 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Тяжелая атлетика 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Фехтование 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Конный спорт 11-13 14-15 16-17 18 и старше

Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены в таблице 3.

3.Этапы подготовки спортсменов

Этап предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации.

На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья , всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного учебного материала.

Наши рекомендации