Б1.Б.7.3 Организационное поведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.7.3 Организационное поведение
направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Профиль: «Проектный менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Авторы – составители:
д.пол.н., профессор кафедры менеджмента Попова Е.А.
к.э.н., преподаватель кафедры менеджмента Морозова А.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 6
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 11
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 24
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 28
6.1. Основная литература. 28
6.2. Дополнительная литература. 28
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 29
6.4. Нормативные правовые документы.. 29
6.5. Интернет-ресурсы. 29
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 29
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.7.3 «Организационное поведение» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК–1 | Владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры; | ПК-1.2 | Способность анализировать и учитывать в управленческой деятельности основные психологические свойства личности и их влияние на групповое поведение людей в организации; теорию о социально-психологическом климате и организационной культуре фирмы; способность учитывать общие закономерности, правила и опыт в области организации и нормирования труда рабочих и служащих на предприятиях и в организациях; способность применять технологий выполнения должностных обязанностей работников. |
УК-5 | Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества. | УК-5.2 | Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Эффективная организация труда персонала | ПК-1.2 | знать: теории мотивации; основные подходы и теории лидерства и власти; элементы и классификацию организационной культуры. |
уметь: проводить анализ человеческих ресурсов и определять содержание организационной культуры; развивать навыки лидерства для организации командной работы; разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организационной культуры организации, а также развитию персонала по итогам аудита человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. | ||
владеть: инструментами аудита человеческих ресурсов; навыками формирования программ мотивации и их реализации; навыками организации групповой работы при решении стратегических и оперативных управленческих задач. | ||
Эффективная организация труда персонала | УК-5.2 | знать: основы теории организационного поведения; современные методики организации эффективного труда работников организации. |
уметь: взаимодействовать в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению; использовать системный подход к анализу развития любой научной дисциплины. | ||
владеть: навыками самостоятельного анализа и расчета эффективности и производительности труда персонала; навыками взаимодействия с коллегами в рамках этических требований к организационному поведению. |
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 2 зачетные единицы. Для изучения дисциплины предусмотрено 72 академических часа для очной и для заочной формы обучения.
На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часов (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 10 академических часов (6 часов – лекции, 4 часа – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часов;
- заочной формы обучения – 58 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета с оценкой.
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.7.3 «Организационное поведение» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» по профилям: «Проектный менеджмент».
Дисциплина изучается на 2 курсе (4 семестр) для очной, на 3 курсе (5 семестр) для заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области командной работы и работы с информационными источниками.
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: История управленческой мысли, Введение в профиль "Проектный менеджмент".
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения 4 семестр | |||||||||
Тема 1 | Основы организационного поведения. Теории поведения в организации. | Тестирование | |||||||
Тема 2 | Процесс восприятия и управления впечатлением. | Практическое задание | |||||||
Тема 3 | Личность и установки. | Реферат | |||||||
Тема 4 | Основы теории мотивации. | Опрос | |||||||
Тема 5 | Трудовая мотивация. | Практическое задание | |||||||
Тема 6 | Научение. | Практическое задание | |||||||
Тема 7 | Формирование группового поведения в организации. | Тестирование, Практическое задание | |||||||
Тема 8 | Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров. | Реферат | |||||||
Тема 9 | Стресс на рабочем месте. | Дискуссия | |||||||
Тема 10 | Власть и политика. | Реферат | |||||||
Тема 11 | Лидерство в организации. | Эссе | |||||||
Тема 12 | Техника коммуникаций и межличностные процессы. | Дискуссия | |||||||
Тема 13 | Теория и строение организаций. | Контрольная работа | |||||||
Тема 14 | Организационная культура. | Опрос | |||||||
Тема 15 | Поведенческий маркетинг. | Эссе | |||||||
Тема 16 | Международные аспекты организационного поведения. | Реферат | |||||||
Тема 17 | Организационные изменения и организационное развитие. | Контрольная работа | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения 5 семестр | |||||||||
Тема 1 | Основы организационного поведения. Теории поведения в организации. | Тестирование | |||||||
Тема 2 | Процесс восприятия и управления впечатлением. | Практическое задание | |||||||
Тема 3 | Личность и установки. | Реферат | |||||||
Тема 4 | Основы теории мотивации. | Опрос | |||||||
Тема 5 | Трудовая мотивация. | Практическое задание | |||||||
Тема 6 | Научение. | Практическое задание | |||||||
Тема 7 | Формирование группового поведения в организации. | Тестирование, Практическое задание | |||||||
Тема 8 | Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров. | Реферат | |||||||
Тема 9 | Стресс на рабочем месте. | Дискуссия | |||||||
Тема 10 | Власть и политика. | Реферат | |||||||
Тема 11 | Лидерство в организации. | Эссе | |||||||
Тема 12 | Техника коммуникаций и межличностные процессы. | Дискуссия | |||||||
Тема 13 | Теория и строение организаций. | Контрольная работа | |||||||
Тема 14 | Организационная культура. | Опрос | |||||||
Тема 15 | Поведенческий маркетинг. | Эссе | |||||||
Тема 16 | Международные аспекты организационного поведения. | Реферат | |||||||
Тема 17 | Организационные изменения и организационное развитие. | Контрольная работа | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | ||||||||
Всего: | |||||||||
Содержание дисциплины
Тема 1 Основы организационного поведения. Теории поведения в организации.
1) Цели изучения поведения в организации. Проблемы, стоящие перед менеджментом: новая рабочая среда и организации, основанные на знаниях. Организационная стратегия современных компаний. Изменение внешней среды организации. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Определение организационного поведения.
2) Модели организационного поведения. Временные поведенческие ресурсы. Организационные возможности управления. Элементы организационного поведения с точки зрения системного подхода.
Тема 2 Процесс восприятия и управления впечатлением.
1) Сущность и значимость восприятия. Избирательность восприятия. Возможные ошибки и искажения при восприятии. Контекст. Эффект стереотипизации и эффект «ореола». Организация восприятия. Социальное восприятие.
2) Управление впечатлением. Стратегия управления впечатлением. Формирование и мотивация впечатления.
Тема 3 Личность и установки.
1) Основы теории личности. Личность и индивидуальность. Формирование, типология личности. Социализация. Характеристика личности человека в течение жизни.
2) Природа и основные компоненты установок. Функции, изменение установок. Удовлетворенность трудом и факторы ее определяющие. Следствия удовлетворенности трудом. Преданность организации. Ценностное освоение должности.
Тема 4 Основы теории мотивации.
1) Понятие мотивации. Понятие стимулирования. Отличие мотивации и стимулирования. Мотивация как циклический процесс. Соотношение мотива и стимула. .Иерархия потребностей и ее использование для мотивации персонала. Виды мотивов.
2) Содержательные, процессуальные и современные теории трудовой мотивации. Принципы научения: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Значение и использование наказания. Организационная система вознаграждений. Категории нематериальных вознаграждений. Денежное вознаграждение.
Тема 5 Трудовая мотивация.
1) Подходы к трудовой мотивации. Основные звенья механизма трудовой мотивации. Взаимодополнение мотивационных факторов и организационной культуры. Факторы, влияющие на изменение системы стимулирования в современных организациях. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Экономические стимулы и социально-психологические основы мотивации как эффективный механизм управления ожиданиями персонала.
2) Практические рекомендации для менеджеров, вытекающие из позитивного опыта использования различных подходов к мотивации персонала.
Тема 6 Научение.
1) Основы теории научения. Процесс научения. Компоненты социального научения. Процесс научения в организации.
2) Организационная социализация работника. Карьера работника. Управление процессами социализации и карьерой работника. Критерии оценки персонального развития работника в организации.
Тема 7 Формирование группового поведения в организации.
1) Природа и стадии развития групп. Типы групп. Факторы группового поведения. Условия, влияющие на эффективность работы групп. Конформизм.
2) Нормы и роли в неформальных группах. Динамика формальных рабочих групп. Методы психологического воздействия на членов группы. Рабочие группы и команды. Повышение эффективности самоуправляемых команд.
Тема 8 Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров.
1) Конфликты: понятие, виды, структура, стадии протекания, функции. Предпосылки возникновения конфликтов. Признаки конфликтной ситуации. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
2) Технология предупреждения и урегулирования конфликтов.
3) Переговоры как средство разрешения конфликтов. Методы бесконфликтного общения. Роль руководителя – лидера в управлении конфликтными ситуациями в организации.
Тема 9 Стресс на рабочем месте.
1) Понятие стресса. Факторы, вызывающие стресс на рабочем месте. Стрессоустойчивость на рабочем месте. Причины стресса. Внешние и внутренние факторы стресса. Стадии стресса. Индивидуальные и групповые факторы стресса. Эффекты стресса на рабочем месте. Физиологические и психологические проблемы, вызываемые стрессом. Поведенческие проблемы, обусловленные стрессом.
2) Воздействие на стресс. Факторы управления стрессом. Индивидуальные и групповые методы борьбы со стрессом. Стресс-менеджмент в организациях.
Тема 10 Власть и политика.
1) Понятие власти. Взаимосвязь и отличие власти и влияния. Власть должности. Власть личности. Авторитет.
2) Власть и политика. Типы политики в организации. Организационная политика. Политические стратегии и тактика приобретения власти в современных организациях. Политические выгоды власти.
Тема 11 Лидерство в организации.
1) Теории лидерства. Групповая теория лидерства и теория обмена. Ситуационная теория лидерства. Теория харизматического лидерства.
2) Стили лидерства в классических и современных организациях. Системы лидерства в менеджменте по Р. Лайкерту. Поведенческие роли и действия менеджеров. Концепция принцип-центричного лидерства С. Кови.
3) Навыки лидерства. Модель личностных и межличностных навыков. Отличие лидерства и руководства.
Тема 12 Техника коммуникаций и межличностные процессы.
1) Коммуникативные средства и технологии в организационном поведении. Факторы коммуникации. Коммуникация как процесс личностного и поведенческого обмена. Эффективность межличностных коммуникаций. Нисходящие, восходящие и интерактивные коммуникации в организациях. Интегрированные маркетинговые коммуникации.
2) Коммуникативное пространство руководителя. Организация коммуникативного пространства руководителя. Факторы, способствующие расширению практики участия в управлении.
3) Организационные и информационные факторы совершенствования коммуникационного процесса. Электронный документооборот как фактор совершенствования информационно-коммуникационных связей.
Тема 13 Теория и строение организаций.
1) Принципы и модели конструирования организаций. Структуры современных организаций. Централизация и децентрализация.
2) Организация с точки зрения обработки информации. Системное проектирование организационных структур управления организациями.
Тема 14 Организационная культура.
1) Природа организационной культуры. Создание организационной культуры. Параметры организационной культуры фирмы. Поддержание культуры посредством социализации. Типы культур. Изменение организационной культуры. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры.
2) Влияние культур на организационное поведение. Оценка и учет межкультурных различий. Ценности в организационной культуре и поведении персонала. Роль корпоративной культуры в повышении эффективности социального управления.
Тема 15 Поведенческий маркетинг.
1) Управление поведением клиентуры. Структура клиентурного поведения. «Антиклиентурное» поведение.
2) Типы поведения работников фирмы по отношению к клиенту. Маркетинговая поведенческая среда. Маркетинговый подход к оценке потенциала персонала организации. Внутрифирменные поведенческие риски. Управление лояльностью потребителей.
3) Сущность управления поведением организации. Задачи управления поведением организации. Соотношение целевых установок поведения организации и поведения работников. Оценка качества управления поведением организации.
Тема 16 Международные аспекты организационного поведения.
1) Организационное поведение в системе международного бизнеса. Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения. Параметры межкультурных различий. Коммуникации в межкультурной среде. Повышение эффективности межкультурного общения.
2) Особенности организационного поведения компаний США, Канады. Европы, Азии, развивающихся стран. Управленческое лидерство в разных культурах. Компетентность менеджера для работы с зарубежными фирмами. Особенности проведения деловых переговоров с представителями стран Европы, Азии и т.д.
Тема 17 Организационные изменения и организационное развитие.
1) Природа и характеристика организационных изменений. Цели и причины планируемых изменений. Психологическое сопротивление изменениям. Социально-психологические методы формирования положительных установок работников по отношению к изменениям в организации, снятии стрессовых явлений в группах и коллективе в целом.
2) Подходы и методы организационного развития. Интеграционная, инвестиционно-финансовая и социальная стратегия развития организации. Стратегии управления поведением и развитием организации. Инновационные подходы к организационному развитию. Социально-психологическое обеспечение инноваций в организации.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.7.3 «Организационное поведение», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1: Основы организационного поведения. Теории поведения в организации. | Тестирование |
Тема 2: Процесс восприятия и управления впечатлением. | Практическое задание |
Тема 3: Личность и установки. | Реферат |
Тема 4: Основы теории мотивации. | Опрос |
Тема 5: Трудовая мотивация. | Практическое задание |
Тема 6: Научение. | Практическое задание |
Тема 7: Формирование группового поведения в организации. | Тестирование, Практическое задание |
Тема 8: Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров. | Реферат |
Тема 9: Стресс на рабочем месте. | Дискуссия |
Тема 10: Власть и политика. | Реферат |
Тема 11: Лидерство в организации. | Эссе |
Тема 12: Техника коммуникаций и межличностные процессы. | Дискуссия |
Тема 13: Теория и строение организаций. | Контрольная работа |
Тема 14: Организационная культура. | Опрос |
Тема 15: Поведенческий маркетинг. | Эссе |
Тема 16: Международные аспекты организационного поведения. | Реферат |
Тема 17: Организационные изменения и организационное развитие. | Контрольная работа |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
- для очной формы обучения на 2 курсе в 4 семестре – в форме зачета с оценкой,
- для заочной формы обучения на 3 курсе в 5 семестре – в форме зачета с оценкой.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Контент-тест
Выберите 1 правильный ответ.
1.Научение – это
a. относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта
b. постоянные изменения, которые происходят в человеке
c. теория исследования поведения человека в условиях ограниченной информации
d. постоянные изменения, которые происходят в организации
Правильный ответ -с
2. Основные функции управления
a. планирование, контроль
b. планирование, организация, мотивация, контроль
c. организация, мотивация
d. организация, мотивация, контроль
Правильный ответ-b
3. Постоянная склонность чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к кому-либо рассматривается как:
a. самолюбие;
b. установка;
c. принципиальность;
d. упрямство.
Правильный ответ-b
4. Процесс формирования поведения через взаимодействие когниций (ценностей, знаний, представлений и пр.), поведения и окружения человека посредством наблюдения им и подражания другим в социальном контексте – это:
a. психологическое научение;
b. условный рефлекс;
c. социальное научение;
d. общественное научение
Правильный ответ-c
5. Важным достоинством группового решения является …
a. эффект синергии
b. эффект масштаба
c. скорость
d. ответственность
Правильный ответ-a
6. Неформальная организация определяется как:
a. реальное поведение людей в организации, их связи и взаимодействие между собой;
b. отсутствие четкой организационной структуры в организации;
c. организация, незарегистрированная в налоговой инспекции;
d. взаимоотношения дружески настроенных людей.
Правильный ответ-b
7. В организационном поведении выделяют аспекты:
a. взаимоотношения между руководителями и клиентами;
b. отношения между поколениями;
c. поведения системы в целом и поведения людей;
d. поведения соратников.
Правильный ответ-c
8. Группа, формируемая для долговременного выполнения определенной функции, называется:
a. постоянной;
b. функциональной;
c. производственной;
d. группой по интересам.
Правильный ответ-b
Задание 1.
Проанализируйте перечисленные ниже эффекты групповой работы и определите, для групп какого размера они характерны, заполнив таблицу:
Эффект групповой работы | Размер группы, чел. | |||
5-15 | более 25 | |||
1. Сплоченность | ||||
2. Ложное согласие | ||||
3. Снижение сплоченности | ||||
4. Хороший потенциал взаимодействия | ||||
5. Напряжение | ||||
6. Конфликты | ||||
7. Нестабильность | ||||
8. Снижение потенциала взаимодействия | ||||
9. Удовлетворенность | ||||
10. Снижение удовлетворенности | ||||
11. Рост формализма | ||||
12. Рост коммуникативно-координационных требований |
Защита результатов практического задания
По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально.
Тема 5. Трудовая мотивация.
Практическое задание: проведите сравнительный анализ известных Вам теории трудовой мотивации и определите, какая из них и по каким признакам наиболее предпочтительна в современных условиях.
Тема 6. Научение.
Практическое задание: используя определения понятий, выделите в таблице основные факторы, рычаги и инструменты механизма организационного поведения и обозначьте порядковыми номерами логическую последовательность их формирования и применения:
составляющая | № | составляющая | № | составляющая | № | составляющая | № |
Авторитет | Инстинкты | Настроение | Стимулы | ||||
Активность | Интересы | Позиция | Темперамент | ||||
Взаимность | Качества | Потребности | Характер | ||||
Зависимость | Мотивы | Сознание | Цели |
Контент-тест
Выберите 1 правильный ответ.
1. Для группового поведения не является характерным:
a. возникновение групповых норм;
b. появление лидера или инициативного ядра;
c. упорство в заблуждениях;
d. поощрение индивидуального мнения.
Правильный ответ-c
2. В том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество, обычно применяется:
a. авторитарный стиль руководства;
b. демократический стиль руководства;
c. консультативный стиль руководства;
d. доминирующий стиль руководства.
Правильный ответ- b
3. В силу каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимую причину:
a. количество стрессовых ситуаций уменьшается, если решать проблемы сообща.
b. для передачи своих профессиональных навыков своим последователям.
c. вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность.
d. команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности.
Правильный ответ-c
4. Группа – это
a. Команда единомышленников.
b. Союз двух или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.
c. Союз десяти и более человек, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.
d. Союз пяти или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.
Правильный ответ-b
5.Сплоченность группы – это
a. Размер группы и внешние условия.
b. Состав группы и возможности членов группы.
c. Степень удовлетворения ее членов совместной работой и привлекательности ее продолжения.
d. Показатель совместной работы членов группы
Правильный ответ-d
6.Различия между командой и группой
a. Для команды требуется дополнительная координация усилий и совместное выполнение работы.
b. Для команды необходим союз двух или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.
c. Для команды необходим формальный лидер.
d. Для команды необходим неформальный лидер
Правильный ответ-a
Практическое задание.
Перечислите и проранжируйте по степени действенности известные вам стимулы к труду, заполнив соответствующий столбец в таблице. Приведите мотивы, на которые направлены выделенные стимулы, заполнив третий столбец таблицы.
№ | Стимулы к труду | Мотивы воздействия |
Деньги | Благосостояние | |
Тема 10. Власть и политика.
Темы для рефератов:
1) Понятие власти. Взаимосвязь и отличие власти и влияния.
2) Власть должности. Власть личности. Авторитет.
3) Власть и политика. Типы политики в организации. Организационная политика.
4) Политические стратегии и тактика приобретения власти в современных организациях.
5) Политические выгоды власти.
Шкалы оценивания
Методические материалы
Зачет проводится в письменной и устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции). Сначала студенту дается время на подготовку в письменной форме, затем представляется устный ответ.
Билет состоит из теоретического вопроса, тестовых вопросов, практического задания.
Должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено» и оценкой по пятибалльной шкале.
Для успешной сдачи зачета с оценкой необходимо:
«удовл» - необходимо ответить на 50% теоретического вопроса, ответить правильно на не менее чем 60% тестовых вопросов, выполнить не менее 30% практического задания.
«хорошо» - необходимо дать полный ответ на теоретический вопрос, ответить правильно на не менее чем 70% тестовых вопросов и выполнить 50% практического задания.
«отлично» - необходимо дать полный ответ на теоретический вопрос, ответить правильно на не менее чем 90% тестовых вопросов и выполнить правильно практическое задание.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ, участие в дискуссии, опросе и др.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины и др.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы происходит на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решен