Статистика въездного и выездного туризма в Японии
В 2015 г. Япония зафиксировала рекордное число иностранных туристов – 19,7 млн человек. Количество туристов из Китая увеличилось на 107 %, а количество российских туристов сократилось на 15 %. При этом доля японцев, симпатизирующих Китаю, продолжает оставаться на крайне низком уровне – порядка 15 %.
Иностранные туристы в Японии
Еще до окончания 2015 г. Япония зафиксировала рекордные показатели посещения страны иностранными туристами. Так, в декабре 2015 г. было объявлено, что за 11 месяцев количество иностранцев, посетивших Японию, достигло рекордного показателя – около 18 млн человек. В Японской национальной туристической организации (яп. 日本政府観光局, англ. Japan National Tourism Organization) главными факторами роста числа иностранных туристов назвали снижение курса иены и ослабление визовых требований для граждан Китая, что резко увеличило число туристов именно из этой страны. В то же время количество российских туристов за этот же срок сократилось на 16,2 %.
По данным Японской национальной туристической организации, Япония с 2012 г. демонстрирует уверенный рост количества иностранных туристов. Ущерб, нанесенный стране Великим бедствием на Востоке Японии (яп. 東日本大震災, Хигаси Нихон дайсинсай) в марте 2011 г. (годовое падение иностранного туристического потока на 27,8 %), фактически удалось преодолеть за один год (в 2012 г. прирост иностранных туристов составил 34,4 %). Иностранному туризму как одному из источников дохода страны после Великого бедствия на Востоке Японии правительство стало уделять еще бóльшее внимание, что дало свои положительные результаты: стабильно с 2012 по 2015 г. наблюдался рост количества иностранцев, посещавших страну в туристических целях, приблизившись к уровню 20 млн человек.
Японская пресса обращала внимание и на локальные рекорды. Так, столичное правительство провело опрос гостиниц и других мест проживания, который показал, что в 2015 г. из-за рубежа по делам или с целью туризма Токио посетило 11 млн 890 тыс. человек. Это на 34 % больше по сравнению с 2014 г. Власти Токио также отметили, что в 2015 г. зарубежными гостями было потрачено в Токио 10 млрд 160 млн долл.
Несмотря на столь впечатляющие позитивные результаты, нынешняя администрация премьер-министра Японии Абэ Синдзо ставит себе амбициозную цель: к 2020 г., когда в Токио пройдут Олимпийские и Параолимпийские игры, повысить ежегодное число зарубежных туристов, посещающих Японию, до 40 млн. Фактически это предполагает удвоение по сравнению с нынешним уровнем числа приезжающих в Японию зарубежных туристов. Для достижения этой цели в Японии предпринимаются специальные меры.
Например, по информации NHK, в 2015 г. правительство Японии определило семь новых туристических маршрутов, а в первой половине 2016 г. выбрало еще четыре: один пролегает по северной префектуре Хоккайдо, другие охватывают Токио и 10 окружающих столицу префектур в регионе Канто. В частности, один из маршрутов знакомит с историей и природой региона Санин на побережье Японского моря. Туристы смогут осмотреть развалины бывшего серебряного рудника Ивами, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также полюбоваться песчаными дюнами Тоттори.
Помимо формирования новых туристических маршрутов, правительство Японии обсуждает ход реализации стратегии, которая предусматривает получение бóльшей отдачи от принадлежащих стране культурных ценностей и государственных парков, улучшение транспортных связей – железных дорог и автобусных маршрутов – с туристическими объектами, а также дальнейшее открытие государственных гостиниц. Кроме этого, обсуждаются вопросы подготовки многоязычных справочных руководств на объектах культуры и расширения доступа к художественным галереям. Продолжает привлекать иностранных туристов доступность авиакомпаний, послабление визовых требований, расширение перечня беспошлинных товаров и услуг.
В японском характере есть такая черта, как внимание к деталям и, на первый взгляд, мелким вопросам. Так, власти Японии решили пересмотреть некоторые обозначения на туристических картах. В преддверии Олимпиады-2020 в Токио возникло предложение убрать шесть условных знаков, которые обычно используются для обозначений объектов на картах. В частности, буддистские храмы на картах в Японии обозначаются свастикой (мандзи). Однако свастика у иностранцев может ассоциироваться с нацизмом, хотя мандзи отличается от нацистского символа. Тем не менее, предлагалось заменить этот символ символом пагоды. Прежде чем принять решение, власти страны решили узнать мнение граждан, и те не поддержали данную инициативу, отметив, что «идея глупая», а буддистский символ мандзи гораздо более древний, чем нацизм. Также предлагается изменить, например, обозначение церкви, которую сейчас на картах помечают крестом – предполагается, что туристы могут спутать ее с кладбищем. Сомнение вызывает и обозначение отелей латинской буквой «Н» (от «Hotel»), поскольку на Западе таким образом обычно помечают взлетно- посадочную площадку для вертолетов. Некоторые другие условные обозначения признаны в принципе непонятными для гостей из других стран.
По данным Японской национальной туристической организации, первые пять месяцев 2016 г. показали рост числа иностранных туристов в Японии на 29,1 %, а в апреле зафиксировано рекордное за месяц число иностранных туристов в количестве 2 081 800 человек. Если не возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, то по итогам 2016 г. ожидается уверенное преодоление рубежа в 20 млн человек и достижение Японией нового рекорда во въездном туризме.
Взаимный туризм в российско-японских отношениях
При росте количества иностранных туристов, посетивших в 2015 г. Японию и Россию, динамика взаимного туризма между Россией и Японией в 2015 г., к сожалению, оказалась отрицательной, хотя причины тому, очевидно, разные.
Граждане России столкнулись с падением экономики и курса рубля к доллару более чем в 2 раза – от 32,6587 руб./долл. на 1 января 2014 г. до 72,8827 руб./долл. на 31 декабря
2015 г.2, поэтому поездки в другие страны для россиян стали более затратными и, порой, менее комфортными по ряду политических причин. И хотя Япония для россиян продолжает оставаться страной, по сравнению с рядом других стран, относительно дорогой3, но весьма привлекательной, общее падение уровня жизни не могло не сказаться на возможностях граждан России посещать в туристических целях другие страны, включая и Японию. Достигнув в 2014 г. пика туристов из России в количестве порядка 64 тыс. чел., в 2015 г. произошло уменьшение их количества на 10 тыс. человек, или на 15,2 % – до уровня порядка 54 тыс. человек, что составило 0,28 % россиян от общего количества иностранных туристов, посетивших Японию в 2015 г. Тогда как в 2013 г. доля российских туристов в Японии составляла максимум за период 2011–2015 гг. – 0,6 % от всех иностранных туристов.
По данным Российского союза туриндустрии, уже в 4-м квартале 2015 г. было зафиксировано сокращение на 31,4 % числа турпоездок за рубеж, совершенных россиянами с января по сентябрь 2015 г., по сравнению с тем же периодом прошлого года, и это самое большое падение за последние 15 лет. Отмечено также снижение пассажиропотока и авиационными компаниями. Так, по данным Lufthansa Group, чей суммарный пассажиропоток в 2014 г. насчитывал 106 млн человек, пассажиропоток на зарубежных направлениях в Россию и из России в январе – октябре 2015 г. по сравнению с тем же периодом 2014 г. упал на 15 %.
Очевидно, что естественное увеличение потока российских туристов в Японию возможно лишь при условии повышения жизненного уровня активной части населения России. Какие-либо механизмы по смягчению визового режима, которые периодически обсуждаются в двустороннем формате, вероятнее всего, не могут иметь решающего значения для оживления российского туризма в Японию.
По данным Российского союза туриндустрии, число россиян, выехавших на отдых за рубеж в первом квартале 2016 г., снизилось на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1 млн 479 тыс. человек. Однако в первом квартале 2015 г. по сравнению с 2014 г. количество российских туристов за границей упало на 40,3 % – до 1 млн 899 тыс. человек, что говорит о замедлении процесса отказа россиян от зарубежного отдыха.
В контексте же российско-японских связей в области туризма ситуация даже ухудшилась. Очевидно, что последнее никак не способствует развитию двусторонних отношений на уровне неофициальной «народной дипломатии»[9].
В заключение можно сказать, что статистика выездного и въездного туризма колеблется, но количество выездного туризма со стороны Японии преобладает.
Проблемы туризма в Японии
В XXI веке международный туризм получил широкий размах. Ежегодно почти 700 млн. туристов тратят на свои путешествия $500 млрд. По расчетам, к 2020 году их численность вырастет до 1,5 млрд. человек, а рынок услуг составит $2 трлн. В то же время, сообщает Travel.ru, успехи Японии на туристическом рынке - весьма скромные.
Так, в 2001 году за рубеж отправились 16 млн. японцев, а Страну восходящего солнца посетили лишь 5 млн. иностранцев. Соответственно, японцы оставили за рубежом $31,5 млрд., а иностранцы в Японии - только $3,4 млрд. В 1998 году за рубеж выезжало 15,8 млн. японцев, из них в туристические поездки - 13 млн. человек. А из 4,6 млн. иностранцев, посетивших тогда Японию, туристы составили 2,1 млн. человек. Половина иностранных туристов приехала в Японию из азиатских стран. Из Европы приехали 483 тыс. туристов, из США - 261 тыс.
Пока Япония остается на 34-м месте в мире по числу принимаемых ею иностранных туристов. Одна из причин этого, хотя и не главная, заключается в несоответствии японской туристической инфраструктуры мировым стандартам.
Ярче всего это иллюстрирует ситуация, сложившаяся в гостиничном бизнесе. В 1999 году в Японии насчитывалось 79,5 тыс. европейских и национальных гостиниц, общежитий при храмах, а также частных пансионов. Обслуживанием туристов в них занимался почти миллион человек. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство этих объектов приспособлено исключительно для обслуживания внутреннего туризма, исходит из национальных особенностей быта японцев. Из 79,5 тыс. гостиничных объектов 60,4 тыс. составляли японские национальные гостиницы - реканы. Они были рассчитаны на миллион постояльцев, и в них было занято 860 тыс. человек обслуживавшего персонала. В это число не вошли упоминавшиеся выше общежития для туристов при храмах (сюкубо) и пансионаты (минсюку). Для реканов характерно отсутствие привычного европейского комфорта, - например, кроватей и обычной мебели в номерах. Еще более специфические условия проживания - в секубо. Там они почти спартанские: все коммунальные удобства вынесены из номеров в коридоры, а туристов кормят монашеской вегетарианской пищей.
Из 60,4 тыс. реканов только 10,5 тыс. были допущены в две общенациональные ассоциации японских традиционных гостиниц, и только 2 тыс. из них прошли государственную сертификацию, т. е. мало-мальски соответствовали зарубежным туристическим стандартам. Что касается гостиниц европейского типа, то из 6 тыс. государственную сертификацию прошли лишь 600 отелей. Конечно, реканы предоставляют хороший шанс познакомиться с национальными особенностями быта и отдыха японцев. Но подобную экзотику способны терпеть далеко не все приехавшие в страну гости. Эту проблему туристический бизнес Японии решает путем строительства больших современных отелей, совмещающих западные стандарты обслуживания с национальной спецификой реканов. Однако количество подобных отелей еще не удовлетворяет потребностям массового иностранного туризма в Японии.
Правительство и бизнес Японии прилагают большие усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Очередным толчком для этого стала организация Всемирной выставки «Экспо-2005» в Аити. В ходе ее подготовки был создан специальный штаб по проведению кампании «Посети Японию», целью которой является удвоение числа иностранных туристов в Японии к 2010 году. За пределами Японии эта кампания наиболее активно проводится в США, Китае, Южной Корее и на Тайване. В США, например, в 2004 году при содействии ведущих туроператоров была организована продажа по сниженным ценам туров по Японии с одновременным предоставлением скидок на авиабилеты.
Правительство Японии ассигновало в 2004 году 3,4 млрд. иен на улучшение туристической инфраструктуры. За счет этих средств было закончено, например, оборудование всех станций столичного метро указателями на английском языке. Проведена подготовка к тому, чтобы выпустить для интуристов льготный проездной билет на железных дорогах и снизить цены нахостинг для сайтов туристических компаний. Принимаются меры для решения проблемы использования иностранных кредитных карт в Японии (большинство из них пока не действует на территории страны по техническим причинам). Кроме того, правительство определило десять наиболее привлекательных для иностранных туристов районов в Японии, в которых создаются максимально выгодные для них условия. Центральное место среди них занимают окрестности горы Фудзияма (префектуры Сидзуока, Канагава, Яманаси). Уже выпущены специальные дисконтные карты для интуристов, которые предоставляют скидки в 211 отелях, ресторанах и музеях, расположенных в природном заповеднике Фудзи-Хаконэ-Идзу[10].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что главные проблемы, тормозящие развитие туризма в Японии, заключаются в другом. Для многих иностранных туристов Япония пока еще является товаром, который «трудно продать». Трудности возникают из-за дороговизны в стране, в том числе из-за высокой стоимости гостиничных номеров (от $200 за ночь в приличных гостиницах). Кроме того, помимо языкового барьера, Япония имеет имидж страны, которая прохладно относится к иностранцам.