Тема 4. Правила деловых отношений
Знание правил и обладание навыками риторики, т. е. теории построения, подготовки и проведения в разных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии.
Хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.
Подготовка к публичному выступлению включает три основные группы правил, которые можно условно разделить по хронологическому принципу:
- предварительная отработка навыков риторики;
- непосредственная подготовка к публичному выступлению;
- изучение навыков поведения во время выступления.
Охарактеризуем каждую группу правил.
Предварительная отработка навыков риторикипредусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать оратору повседневную общую готовность к работе с аудиторией. Можно использовать следующие приемы:
- краткое изложение выбранного текста;
- использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений;
- отработка определений каких – либо терминов и понятий;
- использование опыта ведущих ораторов.
Непосредственная подготовка к публичному выступлению.При непосредственной подготовке к выступлению следует в первую очередь уделить внимание его структуре.
Может быть рекомендована следующая структура выступления:
- вступление (идея доклада);
- краткая история рассматриваемого вопроса;
- тенденции развития проблемы;
- накопленный опыт;
- предложение по решению проблемы;
- заключение.
В процессе подготовки к выступлению необходимо проработать вопрос о сочетании его отдельных структурных частей с различными стилистическими формами повышения выразительности речи. Нужно обратить внимание на целесообразные формы использования цифрового материала.
Правила изучения навыков поведения во время выступления. Поведение во время выступления должно способствовать достижению целей и реализации подготовленного плана выступления, использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. Манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.
Деловая беседа– это процесс общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов производственной деятельности.
Правила подготовки и проведения деловой беседы представляют собой основные действия, предпринимаемые в определенной последовательности и взаимосвязи, направленные на достижение цели беседы и создание положительного образа участников.
Чаще всего участники деловых бесед допускают следующие ошибки:
- пренебрежение этапом подготовки к беседе, на котором закладываются возможные элементы модели будущей беседы;
- невнимательное отношение к отдельным, незначительным, с субъективной точки зрения некоторых участников, правилам ведения или подготовки беседы.
Овладение искусством проведения беседы происходит путем неоднократного тренинга как в процессе профессиональной деятельности, так и в повседневной бытовой обстановке.
Собеседование– это метод отбора кадров. Исследования показывают, что структурированные интервью со стандартными и записанными вопросами и ответами повышают эффективность собеседования как метода отбора.
Основной целью отборочного собеседования является получение ответов на вопросы: сможет ли кандидат выполнять данную работу; заинтересован ли в ней; и подходит ли для нее.
Необходимо в план проведения отборного собеседования включать перечень критериев, позволяющих судить о том, насколько успешно претенденты будут справляться с предлагаемой работой.
План должен базироваться на требованиях к персоналу. Некоторые вопросы относятся к фактическим данным, и их легко проверить: внешний вид, предыдущая работа, квалификация.
Но о других, например, об интеллекте человека, приходится судить по косвенным признакам (общий кругозор, поведение во время собеседования, интересы и т.д.)
Если собеседование проводят несколько специалистов, то следует распределить роли между ними. Ваша цель – получить информацию, «разговорить» претендента. Хорошо организованным собеседованием считается такое, на котором 70% - говорит кандидат, 30% - вы.
Вы должны уметь:
- задавать вопросы;
- контролировать ход собеседования;
- уметь слушать;
- составлять суждение или принимать решение;
Чтобы интервьюируемый сказал больше по интересующей вас теме:
- задавая вопрос или заканчивая свою реплику, смотрите собеседнику прямо в глаза и улыбайтесь:
- не прерывайте говорящего;
- не делайте длинных пауз;
- занимайте активную позицию, рассказывая о себе или высказывая свое мнение;
- высказывайте свое одобрение поощрительными возгласами или выражайте несогласие.
Чтобы остановить интервьюируемого, необходимо:
- смотреть в сторону, наклониться вперед и положить руки перед собой.
- время от времени нужно менять тему разговора. Делать это следует незаметно и естественно.
Ниже перечислим некоторые из наиболее серьезных ошибок при проведении отборочного собеседования:
- интервьюеры формулируют стереотипное представление о кандидате, которое они пытаются применить к интервьюируемым, забыв про их действительные достоинства;
- зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования;
- на интервьюеров большее влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте;
- резюме претендента и его внешний вид оказываются причиной предубеждения;
- интервьюеры ищут подтверждение мнению, которое у них уже сложилось.
После каждого собеседования следует обработать результаты интервью. Предоставьте претенденту следующие возможности:
- сказать, что, по его мнению, не было затронуто в собеседовании, или сообщить более подробно, о чем было сказано недостаточно;
- задать вопросы о любых деталях, касающихся предлагаемой работы и условий.
Служебные совещанияявляется одним из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений. Пренебрежение совещаниями является характерной ошибкой руководителя.
Однако в вопросе организации служебных совещаний следует остерегаться другой крайности – их чрезмерного количества и длительности.
Организаторы совещаний должны:
- четко определить целевую направленность и предмет совещания;
- выбрать его оптимальный регламент (тематика, время, состав, ответственные);
- не сводить совещание к решению частных вопросов, которые можно решить «в рабочем порядке».
По своей общей целевой направленности совещания могут быть инструктивными, оперативными, проблемными.
Инструктивное совещаниенаправлено на доведение до его участников какой-либо информации, постановку и уточнение возникающих по поводу этой информации задач.
Оперативноесовещаниепосвящено выяснению текущего состояния дел в организации, краткому обмену мнениями. Оно может быть направлено на выработку общей практики действий различных звеньев организационной структуры.
Проблемное совещание считается наиболее сложным видом. В процессе такого совещания вырабатывается коллективное решение по комплексным вопросам.
Залогом успешного совещания является разработка подробной повестки дня и регламента, подбор его участников. Эффективный ход совещания во многом определяется порядком выступлений, чтобы мнение предыдущего оратора(руководителя организации) не довлело над последующими выступлениями.
Переговорыпредставляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели. Переговоры состоят из трех стадий: подготовки, процесс а переговоров и достижения согласия.
Существуют определенные правила техники ведения переговоров:
- Следует избегать высказываний, унижающих партнера, придерживаться правил этикета.
- Не игнорировать мнение собеседника. Диалог эффективен только при умении слушать.
- Не допускать назойливых выспрашиваний.
- Не следует делать замечания в ходе беседы.
- В ходе переговоров возможно допускать уточнения.
- Не позволяйте перефразирования, так как оно может заключать в себе новую расстановку акцентов и т.д.
- Следует развивать мысль партнера только в заданных рамках.
- Не допускать влияния своего эмоционального состояния на ход переговоров.
- Воздерживаться от описания эмоционального состояния партнера.
- Правильно выбирать момент подведения промежуточных итогов. Это уместно после особенно длительной реплики партнера.
Иногда переговоры ведутся нечестно, с использованием обмана и тактики позиционного нажима.
Обман– заведомо ложное утверждение по поводу достоинств предмета договора. Целесообразно обсудить случаи возможного невыполнения договора и предусмотреть их последствия.
Тактика позиционного нажима– чаще всего отказ от переговоров или угроза их прекратить. Выход из ситуации – предложение обсудить причины такого поведения партнера. Тактика усиления требований – когда обсуждение уже закончено и все вопросы решены, партнер вновь к ним возвращается, увеличивая требования.
Необходимо соблюдать правила, которые помогают убедить партнера по переговорам.
- Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность.
- Самый важный для вас вопрос поставьте на третье место. Первые два должны быть просты и приятны для собеседника.
- Не загоняйте партнера в угол. Не принижайте статус партнера.
- Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
- Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.
- К аргументам приятного нам партнера мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждениями.
- Будьте хорошим слушателем.
- Желая переубедить, начните с того, в чем вы согласны с партнером.
- Проявите симпатию.
- Проверяйте, правильно ли вы понимаете партнера.
- Избегайте слов, действия и бездействия, способных привести к конфликту.
- Следите за мимикой, жестами и позами своими и партнера.
- Покажите, что предлагаемое соответствует каким-то интересам партнера.
Конструктивная критика– это указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм. Критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность.
Соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками.
Необходимо соблюдать следующие правила конструктивной критики:
- Имеет ли право критиковать?
- Не начинайте разговор при свидетелях.
- Сохраняйте ровный тон, не переходите на крик.
- Найдите повод для похвалы.
- Не выносите поспешных обвинений, выслушайте другую сторону.
- Признайте собственные ошибки в рассматриваемой ситуации, расскажите об опыте собственных неудач.
- Критикуйте поступки, а не способности и свойства другого человека.
- Обратитесь к объективным нормам критической оценки.
- Помогите найти решение по выходу изсложившийся ситуации, поддержите престиж человека, дайте возможность исправить положение.
Под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Любая критика является формой помощи, поэтому воспринимайте ее с благодарностью. Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна.