Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений
Этика – от греч. ethos – нрав, характер, обычай) – одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Следует отметить, что этическим нормам служебных отношений присущи некоторые особенности.
Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
Принципы этики деловых отношений – это обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
П.Н. Шихирев в своей книге приводит 10 современных этических принципов делового поведения, которые были выведены из аксиом мировой философии мысли[39]:
- Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
- Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы объявить на всю страну.
- Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует чувству локтя, так как мы все работаем на одну цель.
- Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
- Никогда не делай того, что не ведёт к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь.
- Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
- Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
- Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат.
- Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
- Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
В 1994 в г. Ко (Швейцария) была принята «Декларация Ко» – «Принципы бизнеса». Её инициаторами стали руководители крупнейших корпораций США, Западной Европы и Японии. Во вступлении к «Декларации Ко» отмечается, что «законы и движущиеся силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. «Разделяемые всеми ценности, включая обязательства о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба». Выделены следующие главные принципы (на макроуровне) международного бизнеса:
- ответственность бизнеса (от блага акционеров к благу его ключевых партнёров);
- экономическое и социальное влияние бизнеса (к прогрессу, справедливости и мировому сообществу);
- этика бизнеса (от буквы закона к духу доверия);
- уважение правовых норм;
- поддержка многосторонних торговых отношений;
- забота об окружающей среде;
- отказ от противозаконных действий.
Ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне регулируют взаимоотношения организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.
Учитывая специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России». Принципы разделены на группы: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Земли.
Закономерности межличностных отношений – это объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающая в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.
Учёт особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию. Верная оценка ситуации даёт возможность сформировать эффективную линию поведения. К закономерностям межличностных отношений относят следующие:
- Закономерность неопределённости отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных их личностных особенностей, конкретной ситуации, особенности передачи воздействий).
- Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности оценки. Таким образом, при оценке других людей и результатов труда нужно быть корректными, любая оценка на данный конкретный момент не может быть окончательна.
- Закономерности искажения смысла информации (отклонение смысла информации от первоначального в процессе её движения).
- Закономерность психологической самозащиты (ведущий мотив социального поведения – сохранение личного статуса, собственного достоинства).
В мире каждый год проводятся семинары, конференции по проблемам этики деловых отношений; собираются съезды, конгрессы; выходят книги и учебники; издаются специальные журналы.
Важнейшими «вечными» моральными дилеммами, которые приходится решать субъектам деловых отношений, являются:
- соотношение целей и средств их достижения;
- соотношение личных и общественных интересов;
- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
-соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.
Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов выделяют следующие области, где возникают ключевые этические проблемы деловых отношений на макроуровне [39]:
- отношения между организациями;
- отношения между организациями и государством;
- отношения между организациями-производителями и потребителями;
- отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
- отношения между организациями и местными сообществами;
- отношения между организациями и окружающей средой.
В настоящее время на микроуровне (внутри организации) приходится решать моральные проблемы, которые затрагивают следующие аспекты:
- принятие управленческих решений;
- взаимоотношения между руководителями и подчинёнными;
- служебные разоблачения;
- положение женщин в организации;
- взаимные услуги.