Теоретические подходы к изучению интернет-пространства и виртуальных социальных сетей
Перед тем как начать рассматривать виртуальные сообщества сперва необходимо обратиться к истории их формирования и развития. Это позволит нам лучше понять социальную природу виртуальных сообществ. Но так как изучение виртуальных сообществ встроено в контекст изучения социальных последствий развития и распространения сети Интернет, и так как социальная реальность виртуальных сообществ обуславливается не только социальными фактами, но и технологической спецификой, логичным представляется рассмотреть сперва историю генезиса и развития Интернета как технологической площадки, предшествующей появлению виртуальных сообществ. Знание историко-культурных условий создания Интернета также позволит лучше разобраться в природе этого феномена.
Интернет как технология начинается с простого соединения нескольких отдельных компьютеров с целью обмена информацией между ними. Поэтому Интернет – это, в первую очередь, компьютерная коммуникативная сеть. А история его появления – это история разработки и дальнейшего объединения различных компьютерных сетей, обусловленного стремлением практики компьютерной коммуникации к расширению. И первое социальное явление, порожденное созданием сети – это компьютерно-опосредованная коммуникация (computer-mediated communication): осуществление коммуникативных операций и связи между отдельными людьми посредством сети компьютеров.
Согласно Мануэлю Кастельсу, первой компьютерной сетью является ARPANET, разработанная в рамках обеспечения заказов Министерства Обороны США[38]. Но сама ARPANET была лишь второстепенным проектом, не имевшим прямого военного назначения, и разрабатывалась несколькими научно-исследовательскими группами, сформированными на основе национальных университетов. Поэтому научно-академическое сообщество было первым, кто оценил достоинства и потенциал такой сети.
Сеть быстро нашла свое применение на поле интересов научных и академических кругов. Кроме ARPANET в США создавались и другие компьютерные сети, без какого бы то ни было участия военных, в основном, студентами и научными сотрудниками университетов.
Так были созданы, получившие в дальнейшем широкую популярность сети FIDONET и Usenet News. Помимо этих магистральных сетей создавалось множество локальных сетей. Интернет же возник как достижение соединения этих технически разделенных магистральных и локальных сетей в единую сеть. Выражаясь метафорически, Интернет привел эти сети к «единому знаменателю», позволив им «общаться» между собой.
Стремительное и массовое распространение Интернета началось только в начале 1990-ых годов, когда стали широко доступны графические интерфейсы, упрощающие взаимодействие человека с компьютером[39]. Мы не будет с подробной дотошностью описывать все исторические перипетии и технические шаги, в результате которых появился Интернет в его нынешнем виде, то есть как глобальная сеть компьютерных сетей. Но, в след за Кастельсом, сделаем акцент на том, что разрабатываемая технология стала результатом избирательного сродства интересов военных, большой науки и либертарианской культуры[40]7.
Кроме технического аспекта, в котором Интернет фактически является единой сетью компьютерных сетей, существует его социальное проявление, в котором Интернет представляет собой особое средство и среду социальной коммуникации. Развитие Интернета как коммуникационной среды обуславливалось не только логикой технического совершенствования компьютерной сети, но и особенностями культуры тех людей, которые разрабатывали эту сетевую технологию. В частности, именно их культура и ценности обусловили не только традицию неформального общения и свободного обмена информацией в сети, но и во многом саму природу сетевой технологии, ибо использование разрабатываемых технических новшеств уже изначально предусматривалось именно под их ценности и цели. Согласно Кастельсу, разработкой сети занимаюсь преимущественно студенты, аспиранты и ученые, которые разделяли ценности научного прогресса и свободы личности, поэтому создаваемую ими технологию они воспринимали как средство свободного общения, «а в наиболее политизированных своих проявлениях - в качестве орудия освобождения»[41]. Нельзя забывать об историко-культурном контексте, на фоне которого происходило зарождение Интернета, а именно о либертарианской атмосфере студенческих кампусов в конца 1960-ых и начала 1970-ых годов. Кастельс полагает, что Интернет получился в результате взаимодействия и сочетания четырех пластов культуры[42]. Первая - «техномеритократическая» культура академических и научных сообществ, где высшая ценность - техническое открытие, и принята открытость всех результатов исследований. Вторая - культура хакеров, отличающаяся независимостью от властей и финансирования, где главная ценность - свобода, а цель деятельности - также техническое совершенствование сети. Третья культура - культура виртуальных сообществ, которая разделяла ценности свободы, но привнесла социальные (нетехнические) цели использования сети, увеличив охват и спектр применимости Интернета, и, фактически, превратив его в новую коммуникационную среду общества. Наконец, четвертая - культура предпринимателей, которые увидели в Интернете почти бесконечный потенциал создания прибавочной стоимости и использовали его в коммерческих целях, способствуя его лавинообразному распространению по всему миру.
Для нас наиболее важно то, что все эти слои культуры заложили идеологию свободы, господствующую среди всего сообщества пользователей Интернета, и определяющую принципы использования и социальной организации Интернета как среды коммуникации.
Виртуальность пространства Интернета в популярных изданиях и даже в научной литературе зачастую трактуется как его субъективность, воображаемость, как бы не реальность вообще. Едва ли это даже и пространство, настолько оно кажущееся и зыбкое.
Такое понимание проистекает из содержательного упрощения смысла прилагательного виртуальный в современном обыденном словоупотреблении, когда ему приписывается значение «мнимый, несуществующий»[43]. На деле исходные смыслы слова куда богаче. В своем латинском истоке слово virtus означало «мужественность, доблесть, достоинство, талант, дарования, добродетель, нравственное совершенство». Его первоначальный смысл связан с идеей чистоты и совершенства. Подобное совершенство было трудно, а то и невозможно найти в повседневности, однако все действия настоящих мужей (vir) отличались доблестью и благородством. Как известно, ренессансный герой в трактовке Макиавелли всю свою жизнь подчинял доблести (virtb).
Помимо русского в других новоевропейских языках также произошла редукция, однако во многих - слова «виртуального семейства» сохраняют исходные смыслы. Так, английское наречие virtually прежде всего значит «в конечном счете окончательно, предельно», а выражение - «it is virtually true» - переводится «это действительно верно».
Виртуальность одновременно действительна и нереальна. Этот парадокс можно объяснить в свете фундаментальной оппозиции вещной реальности и деятельностно-информационной действительности. Следует согласиться, что «антитеза действительности и реальности является фундаментальной пресуппозицией современного научного знания и лежит в основе информационно-энергийной онтологии человеческого мира, представленной, например, Т. Парсонсом в виде модели социальной системы»[44].
Эта модель сформирована двумя взаимодополняющими, но при этом противоположными параметрами. Один – это материально-энергетическое нарастание контролирующих факторов (hierarchy of controlling factors) в сторону физико-органической среды, другой – информационное нарастание обусловливающих факторов (hierarchy of conditioning factors) в сторону так называемой «Конечной Реальности», можно сказать предельной (виртуальной) информативности или информационной виртуальности (предельности) [45].
Подобный подход позволяет рассматривать виртуальное пространство Интернета отнюдь не как некую диковинку. Скорее это не что иное, как новое измерение или даже новые измерения человеческого существования. Данное измерение (сфера, область, поле – различные методологические подходы найдут свои термины описания) пронизано материальноэнергическими и информационными параметрами. В нем есть и «железо» (hard-ware), и «виртуальность» (soft-ware). Однако виртуальность доминирует, что и делает возможным говорить о виртуальном пространстве Интернета.
В этом своем качестве пространство Интернета становится предметом изучения социальных наук. Разумеется, что исследовать его с помощью научного аппарата, созданного для решения иных научных задач и иных предметов изучения затруднительно, а то и просто бессмысленно. Встает вопрос о выработке новых методологических подходов для изучения новых измерений действительности.
В последние годы среди многочисленной литературы об Интернете, носящей по преимуществу описательный характер, стали появляться работы о методологических аспектах изучения новых измерений «виртуального» взаимодействия людей. Одним из наиболее активных сторонников методологического поворота в исследовании киберпространства является американский ученый Мэтью Зук (Matthew Zook). Нам он интересен как представитель нового направления в современной науке, которое называется интернет-география.
Несмотря на видимость безграничности и однородности виртуального пространства, создаваемую техническими возможностями Интернета, его географии, как показывает Зук, оказываются значительно сложнее. На них влияют социокультурное, историческое и территориальное разнообразие реального мира, под воздействием которых внутри Сети формируются множественные, национально обусловленные, цифровые географические пространства. В свою очередь, эти пространства порождают новые социально-экономические и политические явления. При этом сама технология Интернета постоянно меняется, как по устройству, так и способам применения. В свою очередь в результате трансформируются и создаваемые ею цифровые географии.
В настоящее время интернет формирует глобальное информационно-коммуникативное пространство, служа физической основой для веб и множества систем (протоколов) передачи данных, что определяет несколько уровней его исследования: коммуникационный (технический аппаратный и технологический программный) и коммуникативный (антропоцентрический). Все уровни коммуникации в Сети находятся в системно-функциональной взаимосвязи и взаимозависимости. Отметим также синергетической характер подобной многоуровневой коммуникации.
Сегодня все более значимыми становятся коммуникативные характеристики интернета. Его влияние на антропоцентрическую, социальную коммуникацию несомненны − ООН в 2011 г. приравняло свободу доступа в Сеть к свободе слова[46].
В данной работе мы исследуем коммуникативный уровень, исходя из понимания коммуникационных возможностей Всемирной паутины, с учетом синергетического эффекта взаимодействия и взаимовлияния данных уровней.
В гуманитарных исследованиях, несмотря на то, что сформировалась достаточно обширная эмпирическая база для изучения интернета и виртуальных сетей как феномена социальной коммуникации, технологический подход превалирует. Так, анализ определений, проведенный в начале века российскими учеными, демонстрирует, что понимание интернета как Всемирной сети или объединения сетей, характерное для XX века, по-прежнему является наиболее распространенным[47].
Разнообразие форматов коммуникации в виртуальных социальных сетях определяет и множество вариантов трактовок понятия. Е.И. Горошко отмечает, что «если рассматривать содержательную сторону Сети, то обычно к ней относятся сервисы интернета – определенные услуги, поставляемые Сетью. При этом в основе их классификации лежат не только технологические факторы − правила и особенности обмена данными (протоколы), но и социальные потребности пользователей Сети, ради которых они создавались и развивались» [48]. Итак, ученый выделяет технологический и социальный уровни взаимодействия.
А.В. Соколов предлагает подход, который представляется характерным с точки зрения общих проблем дефиницирования виртуальных сетей. Так, он определяет данное понятие, исходя из некоторых функций интернета[49]. По мнению ученого, виртуальная сеть в интернете – это глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция); общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция); вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров[50].
Сообщения в Сети не только мультимедийные. Базовой информационной технологией, позволяющей фиксировать условно-вербальную информацию, является интернет-гипертекст.
Любой коммуникационный процесс протекает в пространстве и во времени (хотя особость темпоральности интернета очевидна). Нельзя однозначно считать коммуникационно-временнόй функцией такое свойство Сети, как возможность общедоступно хранить информацию (в публичных библиотеках также есть отделы мультимедиа). Функция «вспомогательного средства социализации и самореализации личности и социальной группы», ограниченная исключительно общением с заинтересованными партнерами, отражает лишь одну из сторон концепции Всемирной паутины. (Определение «всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров» вряд ли можно отнести к разряду научных.)
Суммируя характеристики Сети, ученый заключает: «Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий» [51].
В целом теоретический анализ работ по исследованию как феномена интернета, так и коммуникативного пространства, возникающего на его основе, проведенный проф. Е.И. Горошко[52], показал, что здесь можно выделить пять базовых подходов к его изучению:
· Первое направление связано с построением и описанием социальных прогнозов развития Глобальной паутины.
· Второе направление исследований связано с изучением сетевой природы современного общества, основанного на интернет-технологиях, где объектом изучения чаще всего становится уже существующее общество, а предметом – преобразование основных социальных институтов в сетевые структуры и изменения в социальном устройстве общества, инициированные этими процессами.
· В третьем направлении интернет рассматривается как виртуальный образ мира. Здесь интернет-среда является именно тем универсальным коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, которая является неизбежным социальным эффектом новых информационно-коммуникативных технологий. Интернет рассматривается как социальный феномен, как виртуальная среда, в которой сетевые связи очевидны и широкодоступны. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности существенно ее трансформирует, превращает ее в новую, не существовавшую ранее действительность.
· Четвертое направление работ в области изучения интернета основано на постмодернистских концепциях видения и понимания современного общества. Здесь интернет представляется как виртуальная агора, один из незавершенных проектов культуры постмодерна.
· Пятый подход в изучении интернета и интернет-технологий основан на идее сверхобщества (глобализирующегося общества), которое представляет абсолютно новый (ранее не существовавший) тип общества, в котором сеть интернет является его обязательной составляющей. Этот подход получил название генетически-функционального (И. Казанская). Здесь интернет выступает как средство, которое делает возможным глобализацию информации, коммуникации, образования и экономики, действия и образов.
Проводимые Д. Тапскоттом, одним из наиболее известных исследователей виртуализации, цифровизации дискурса, цифровой экономики, интернета[53], масштабные исследования влияния интернет-технологий в различных сферах позволяют сформулировать представления о сетевой организации труда и сетевом обществе как обществе нового типа, в котором цифровые технологии формируют новые принципы управления государством (упрощение и удешевление процедур, ликвидация излишнего бюрократизма, сокращение времени, повышение эффективности принимаемых решений и т.д.). Однако сетевой интеллект, интенсифицируя социоэкономические процессы, усиливает и противоречия, также создает новые предпосылки экономического и социального неравенства. Ученый в конце прошлого века прогнозировал – и в своих работах XXI в. подтвердил прогноз, что на смену традиционным вертикальным иерархическим структурам приходит коллективная равноправная гетерархическая коллаборация, которая позволяет повысить синергию взаимодействия всего коллектива за счет использования интернета как коллективной базы знаний и совокупного интеллектуального потенциала. Идеи были затем развиты в работах Тапскотта о викиномике.
Исследование позволяет обозначить с точки зрения теории и методологии исследований актуального социоэкономического дискурса появление новой парадигмы – коммуникативной антропоцентрической.