Тема 2. Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.)
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Данный общепрофессиональный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности. Освоение курса способствует; пониманию роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.
Предметом курса является совокупность обыденных культурных явлений и процессов в русской культуре в их исторической динамике (становлении и развитии), которые тесно связаы с природными и климатическими условиями, этническим своеобразием определенного народа, с исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью и досугом, несут на себе печать регионального и эпохального своеобразия и ярко отражают социальную стратификацию.
Цель курса - показать своеобразие культуры повседневности в различные периоды российской истории, выявить закономерности ее саморазвития и ее взаимодействия с интеллектуальной культурой. Задачи курса: дать представление о типологических особенностях культуры повседневности, раскрыть ее функции; показать те периоды истории России, когда культура повседневности выходит на первый план; проследить диалектику развития и преемственности в этой сфере культуры, составить у студента целостное, разностороннее представление о ней и ознакомить с современными методами ее изучения; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.
В результате изучения курса студенты должны знать:
· механизмы развития основных компонентов традиционного быта;
· реалии материальной жизни России различных периодов;
· получить представления о различных трактовках тех или иных культурных явлений и иметь возможность составить о них собственное мнение.
По окончании курса студенты должны быть способны:
· анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике культуры повседневности;
· разбираться в изменении содержания основных категорий материальной культуры, ритуалов поведения и ментальности, раскрывать функциональное назначение и ценностное осмысление этих элементов, ориентироваться в научных подходах к их изучению в XIX-XXI вв.;
· оценивать влияние экологических условий и инокультурных соседей на быт различных регионов, его социальную специфику.
Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.
Итоговая форма контроля – письменный экзамен.
Система текущего и итогового контроля знаний студентов
№/№ № п/п | Формы контроля | Семестр | Дата | Количество баллов |
Работа на семинарских занятиях | II | февраль-март | 25 баллов | |
Письменная работа на знание терминологии | II | апрель | 15 баллов | |
Письменная работа по теоретической проблематике курса | II | май | 15 баллов | |
Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов | II | июнь | 45 баллов | |
Экзамен | II | Июнь | 100 баллов |
Тематические разделы курса
Тема 1. Введение. Становление культуры повседневности России как культурологической дисциплины
Культура повседневности как совокупность обыденных культурных явлений и процессов: материальной культуры, повседневных занятий и навыков, ритуалов общения и ментальных структур обыденного сознания народа в их исторической динамике. Влияние на нее природных и климатических условий, этнического своеобразия определенного народа, исторически сложившегося быта, обрядности, трудовой деятельности и досуга. Региональное и эпохальное своеобразие культуры повседневности, ее относительные устойчивость и консерватизм, яркое отражение в ней социальной стратификации и религиозной этики. Трудности теоретического осознания быта носителями данной культуры; причины длительной недооценки этой проблематики учеными.
Правительственная политика и российский быт. Россия как “постоянно колонизуемая страна”. Православие, общинная и сословная мораль в их отношении к быту. Сходство и различия в быту города и деревни. Специфика частной жизни в различные эпохи. Сословная, профессиональная, половозрастная и конфессиональная специфика быта. Характеристика основных категорий источников. Специфика иностранных источников различных периодов.
Рост национального самосознания и изучение старого народного быта в XIX в. Полемика со скептическим отношением к культуре русского народа. Западники и славянофилы. Первые обобщающие труды по русскому быту (Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин и др.). Роль Русского Географического общества, земств, местных музеев и краеведческого движения. Концепция И.Е. Забелина о неизменности традиционного крестьянского быта и современность. Идея тесной связи культуры с природной средой (Д.Н. Анучин).
Взгляды Н.Я. Марра и деятельность Института истории материальной культуры (с 1919 г.). Вульгарно-социологические тенденции трактовки народного быта в 20-30-е годы. Идеологические компании 30-40-х годов. Французская школа «Анналов» и ее российские последователи. Исследования в области феноменологии (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев и др.). Ю.М.Лотман о структуре и механизмах развития культуры повседневности. Социологические исследования. Историческое краеведение. Изучение российской провинции. Исследование пространственных представлений. Микроистория. История гендерных исследований. Причины роста общественного интереса к проблематике культуры повседневности в России.
Примерный перечень тем к итоговой письменной аттестации
1. Основная специфика культуры повседневности по сравнению с элитарными (специализированными) формами культуры.
2. Влияние специфики славянского язычества сказалась в культуре Киевской Руси.
3. Основные культурные последствия крещения Руси.
4. Отражение различных сторон русского быта в светском и церковном законодательстве.
5. Каковы наиболее важные перемены в ментальности в результате длительного ордынского правления на Руси?
6. В чем разошлись в XIII-XV вв. пути культурного развития Северо-Западной, Восточной и Южной Руси и как это отразилось в быту?
7. Основные причины серьезных различий в ментальности и быту отдельных этнографических групп русских.
8. Нововведения Петра I в сфере повседневной жизни и их последствия.
9. Особенности восприятия быта в образованных слоях русского общества рубежа XIX-XX вв.
10. Планы и реалии революционных преобразований быта у большевиков в первые годы правления.
11. Сравнительная характеристика быта «новых горожан» в 30-е и в 60-70-е годы.
12. Влияние массовой культуры на быт современной России.
Тематический план курса
№ п/п | Наименование темы | Лекции | Семинары | всего |
1. | Введение. Культура повседневности как культурологическая дисциплина. Методология и история развития | - | ||
2. | Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.) | |||
3. | Культура повседневности Киевской Руси | |||
4. | Монгольское завоевание и культура повседневности Руси | - | ||
5. | Культура повседневности Руси в XVI-XVII вв. Ритуалы общения и досуг горожан и крестьян | |||
6. | Семейный уклад и гендерные аспекты культуры допетровской Руси | |||
7. | Быт этнографических групп русских в XVI/XVII – XIX вв. | - | ||
8. | Культура повседневности XVIII – сер. XIX вв. | |||
9. | Культура повседневности России во 2-й пол. XIX – начале XX вв. | |||
10. | Культура повседневности первого десятилетия Советской власти | - | ||
11. | Культура повседневности советской и постсоветской России | |||
ИТОГО: |
Семтнарские занятия
Пояснительная записка
Семинарские занятия строятся по проблемному принципу. Их цель – углубление теоретических знаний по учебному курсу лекций, выработка у студентов умений и навык, позволяющих им успешно ориентироваться в современной науке и общественной жизни. В ходе семинарских занятий студенты изучают тексты основных источников, содержащих данные об основных сторонах русского быта, знакомятся с результатами научных исследований российских авторов, посвященных культуре повседневности. Важной задачей семинарских занятий является овладение студентами основным научным понятийным аппаратом и процедурами анализа различных видов текстов. В результате семинарских занятий студенты должны приобрести навыки критического анализа текстов, характеризующих разные стороны русской повседневности, ее локальную специфику и историческую динамику, и уметь применять их в профессиональной деятельности.
План семинарских занятий
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Данный общепрофессиональный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности. Освоение курса способствует; пониманию роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.
Предметом курса является совокупность обыденных культурных явлений и процессов в русской культуре в их исторической динамике (становлении и развитии), которые тесно связаы с природными и климатическими условиями, этническим своеобразием определенного народа, с исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью и досугом, несут на себе печать регионального и эпохального своеобразия и ярко отражают социальную стратификацию.
Цель курса - показать своеобразие культуры повседневности в различные периоды российской истории, выявить закономерности ее саморазвития и ее взаимодействия с интеллектуальной культурой. Задачи курса: дать представление о типологических особенностях культуры повседневности, раскрыть ее функции; показать те периоды истории России, когда культура повседневности выходит на первый план; проследить диалектику развития и преемственности в этой сфере культуры, составить у студента целостное, разностороннее представление о ней и ознакомить с современными методами ее изучения; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.
В результате изучения курса студенты должны знать:
· механизмы развития основных компонентов традиционного быта;
· реалии материальной жизни России различных периодов;
· получить представления о различных трактовках тех или иных культурных явлений и иметь возможность составить о них собственное мнение.
По окончании курса студенты должны быть способны:
· анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике культуры повседневности;
· разбираться в изменении содержания основных категорий материальной культуры, ритуалов поведения и ментальности, раскрывать функциональное назначение и ценностное осмысление этих элементов, ориентироваться в научных подходах к их изучению в XIX-XXI вв.;
· оценивать влияние экологических условий и инокультурных соседей на быт различных регионов, его социальную специфику.
Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.
Итоговая форма контроля – письменный экзамен.
Система текущего и итогового контроля знаний студентов
№/№ № п/п | Формы контроля | Семестр | Дата | Количество баллов |
Работа на семинарских занятиях | II | февраль-март | 25 баллов | |
Письменная работа на знание терминологии | II | апрель | 15 баллов | |
Письменная работа по теоретической проблематике курса | II | май | 15 баллов | |
Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов | II | июнь | 45 баллов | |
Экзамен | II | Июнь | 100 баллов |
Тематические разделы курса
Тема 1. Введение. Становление культуры повседневности России как культурологической дисциплины
Культура повседневности как совокупность обыденных культурных явлений и процессов: материальной культуры, повседневных занятий и навыков, ритуалов общения и ментальных структур обыденного сознания народа в их исторической динамике. Влияние на нее природных и климатических условий, этнического своеобразия определенного народа, исторически сложившегося быта, обрядности, трудовой деятельности и досуга. Региональное и эпохальное своеобразие культуры повседневности, ее относительные устойчивость и консерватизм, яркое отражение в ней социальной стратификации и религиозной этики. Трудности теоретического осознания быта носителями данной культуры; причины длительной недооценки этой проблематики учеными.
Правительственная политика и российский быт. Россия как “постоянно колонизуемая страна”. Православие, общинная и сословная мораль в их отношении к быту. Сходство и различия в быту города и деревни. Специфика частной жизни в различные эпохи. Сословная, профессиональная, половозрастная и конфессиональная специфика быта. Характеристика основных категорий источников. Специфика иностранных источников различных периодов.
Рост национального самосознания и изучение старого народного быта в XIX в. Полемика со скептическим отношением к культуре русского народа. Западники и славянофилы. Первые обобщающие труды по русскому быту (Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин и др.). Роль Русского Географического общества, земств, местных музеев и краеведческого движения. Концепция И.Е. Забелина о неизменности традиционного крестьянского быта и современность. Идея тесной связи культуры с природной средой (Д.Н. Анучин).
Взгляды Н.Я. Марра и деятельность Института истории материальной культуры (с 1919 г.). Вульгарно-социологические тенденции трактовки народного быта в 20-30-е годы. Идеологические компании 30-40-х годов. Французская школа «Анналов» и ее российские последователи. Исследования в области феноменологии (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев и др.). Ю.М.Лотман о структуре и механизмах развития культуры повседневности. Социологические исследования. Историческое краеведение. Изучение российской провинции. Исследование пространственных представлений. Микроистория. История гендерных исследований. Причины роста общественного интереса к проблематике культуры повседневности в России.
Тема 2. Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.)
Роль ландшафтных, климатических и геополитических факторов. Оформление соседской общины и общинный коллективизм. Подвижность и неустойчивость быта. Роль кровной мести.
Восточнославянская мифология и ее своеобразие, ее соотношение с культурой повседневности. Языческая картина мира. Языческие пантеон, демонология и культ. Календарные обычаи. Фольклор.
Противоречивый менталитет восточных славян как взаимодействия традиций Востока и Запада, кочевничества и оседлости, Степи и Леса. Культурные влияния Византии, Хазарии и Скандинавии, германских, балтских и финских народов, степных кочевников (скифов, сармато-аланов, аваров, хазар). Особая роль тюркских (с VII в.) и скандинавских (c IX в.) традиций. Формирование дружинной культуры.
Расселение предков восточных славян: политические и культурные последствия. Начальная история восточных славян как группы родственных племен. Византийские и арабские источники о бытовой культуре восточных славян VI-X вв. и ее своеобразии. Соседская община. Поселения и жилища северной и южной Руси. Костюмный комплекс. Занятия и домашние ремесла древних славян. Художественные ремесла. Культурная специфика “летописных” племен и последующее многообразие локальных форм.