Тема 2. Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.)

ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Данный общепрофессиональный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности. Освоение курса способствует; пониманию роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.

Предметом курса является совокупность обыденных культурных явлений и процессов в русской культуре в их исторической динамике (становлении и развитии), которые тесно связаы с природными и климатическими условиями, этническим своеобразием определенного народа, с исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью и досугом, несут на себе печать регионального и эпохального своеобразия и ярко отражают социальную стратификацию.

Цель курса - показать своеобразие культуры повседневности в различные периоды российской истории, выявить закономерности ее саморазвития и ее взаимодействия с интеллектуальной культурой. Задачи курса: дать представление о типологических особенностях культуры повседневности, раскрыть ее функции; показать те периоды истории России, когда культура повседневности выходит на первый план; проследить диалектику развития и преемственности в этой сфере культуры, составить у студента целостное, разностороннее представление о ней и ознакомить с современными методами ее изучения; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.

В результате изучения курса студенты должны знать:

· механизмы развития основных компонентов традиционного быта;

· реалии материальной жизни России различных периодов;

· получить представления о различных трактовках тех или иных культурных явлений и иметь возможность составить о них собственное мнение.

По окончании курса студенты должны быть способны:

· анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике культуры повседневности;

· разбираться в изменении содержания основных категорий материальной культуры, ритуалов поведения и ментальности, раскрывать функциональное назначение и ценностное осмысление этих элементов, ориентироваться в научных подходах к их изучению в XIX-XXI вв.;

· оценивать влияние экологических условий и инокультурных соседей на быт различных регионов, его социальную специфику.

Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.

Итоговая форма контроля – письменный экзамен.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

№/№ № п/п Формы контроля Семестр Дата Количество баллов
Работа на семинарских занятиях II февраль-март 25 баллов
Письменная работа на знание терминологии II апрель 15 баллов
Письменная работа по теоретической проблематике курса II май   15 баллов
Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов   II   июнь   45 баллов
Экзамен II Июнь 100 баллов

Тематические разделы курса

Тема 1. Введение. Становление культуры повседневности России как культурологической дисциплины

Культура повседневности как совокупность обыденных культурных явлений и процессов: материальной культуры, повседневных занятий и навыков, ритуалов общения и ментальных структур обыденного сознания народа в их исторической динамике. Влияние на нее природных и климатических условий, этнического своеобразия определенного народа, исторически сложившегося быта, обрядности, трудовой деятельности и досуга. Региональное и эпохальное своеобразие культуры повседневности, ее относительные устойчивость и консерватизм, яркое отражение в ней социальной стратификации и религиозной этики. Трудности теоретического осознания быта носителями данной культуры; причины длительной недооценки этой проблематики учеными.

Правительственная политика и российский быт. Россия как “постоянно колонизуемая страна”. Православие, общинная и сословная мораль в их отношении к быту. Сходство и различия в быту города и деревни. Специфика частной жизни в различные эпохи. Сословная, профессиональная, половозрастная и конфессиональная специфика быта. Характеристика основных категорий источников. Специфика иностранных источников различных периодов.

Рост национального самосознания и изучение старого народного быта в XIX в. Полемика со скептическим отношением к культуре русского народа. Западники и славянофилы. Первые обобщающие труды по русскому быту (Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин и др.). Роль Русского Географического общества, земств, местных музеев и краеведческого движения. Концепция И.Е. Забелина о неизменности традиционного крестьянского быта и современность. Идея тесной связи культуры с природной средой (Д.Н. Анучин).

Взгляды Н.Я. Марра и деятельность Института истории материальной культуры (с 1919 г.). Вульгарно-социологические тенденции трактовки народного быта в 20-30-е годы. Идеологические компании 30-40-х годов. Французская школа «Анналов» и ее российские последователи. Исследования в области феноменологии (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев и др.). Ю.М.Лотман о структуре и механизмах развития культуры повседневности. Социологические исследования. Историческое краеведение. Изучение российской провинции. Исследование пространственных представлений. Микроистория. История гендерных исследований. Причины роста общественного интереса к проблематике культуры повседневности в России.

Примерный перечень тем к итоговой письменной аттестации

1. Основная специфика культуры повседневности по сравнению с элитарными (специализированными) формами культуры.

2. Влияние специфики славянского язычества сказалась в культуре Киевской Руси.

3. Основные культурные последствия крещения Руси.

4. Отражение различных сторон русского быта в светском и церковном законодательстве.

5. Каковы наиболее важные перемены в ментальности в результате длительного ордынского правления на Руси?

6. В чем разошлись в XIII-XV вв. пути культурного развития Северо-Западной, Восточной и Южной Руси и как это отразилось в быту?

7. Основные причины серьезных различий в ментальности и быту отдельных этнографических групп русских.

8. Нововведения Петра I в сфере повседневной жизни и их последствия.

9. Особенности восприятия быта в образованных слоях русского общества рубежа XIX-XX вв.

10. Планы и реалии революционных преобразований быта у большевиков в первые годы правления.

11. Сравнительная характеристика быта «новых горожан» в 30-е и в 60-70-е годы.

12. Влияние массовой культуры на быт современной России.

Тематический план курса

№ п/п Наименование темы Лекции Семинары всего
1. Введение. Культура повседневности как культурологическая дисциплина. Методология и история развития -
2. Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.)
3. Культура повседневности Киевской Руси
4. Монгольское завоевание и культура повседневности Руси -
5. Культура повседневности Руси в XVI-XVII вв. Ритуалы общения и досуг горожан и крестьян
6. Семейный уклад и гендерные аспекты культуры допетровской Руси
7. Быт этнографических групп русских в XVI/XVII – XIX вв. -
8. Культура повседневности XVIII – сер. XIX вв.
9. Культура повседневности России во 2-й пол. XIX – начале XX вв.
10. Культура повседневности первого десятилетия Советской власти -
11. Культура повседневности советской и постсоветской России
  ИТОГО:

Семтнарские занятия

Пояснительная записка

Семинарские занятия строятся по проблемному принципу. Их цель – углубление теоретических знаний по учебному курсу лекций, выработка у студентов умений и навык, позволяющих им успешно ориентироваться в современной науке и общественной жизни. В ходе семинарских занятий студенты изучают тексты основных источников, содержащих данные об основных сторонах русского быта, знакомятся с результатами научных исследований российских авторов, посвященных культуре повседневности. Важной задачей семинарских занятий является овладение студентами основным научным понятийным аппаратом и процедурами анализа различных видов текстов. В результате семинарских занятий студенты должны приобрести навыки критического анализа текстов, характеризующих разные стороны русской повседневности, ее локальную специфику и историческую динамику, и уметь применять их в профессиональной деятельности.

План семинарских занятий

ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Данный общепрофессиональный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры, их взаимодействии и взаимозависимости; понимание объема и специфики предмета культуры повседневности. Освоение курса способствует; пониманию роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории.

Предметом курса является совокупность обыденных культурных явлений и процессов в русской культуре в их исторической динамике (становлении и развитии), которые тесно связаы с природными и климатическими условиями, этническим своеобразием определенного народа, с исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью и досугом, несут на себе печать регионального и эпохального своеобразия и ярко отражают социальную стратификацию.

Цель курса - показать своеобразие культуры повседневности в различные периоды российской истории, выявить закономерности ее саморазвития и ее взаимодействия с интеллектуальной культурой. Задачи курса: дать представление о типологических особенностях культуры повседневности, раскрыть ее функции; показать те периоды истории России, когда культура повседневности выходит на первый план; проследить диалектику развития и преемственности в этой сфере культуры, составить у студента целостное, разностороннее представление о ней и ознакомить с современными методами ее изучения; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.

В результате изучения курса студенты должны знать:

· механизмы развития основных компонентов традиционного быта;

· реалии материальной жизни России различных периодов;

· получить представления о различных трактовках тех или иных культурных явлений и иметь возможность составить о них собственное мнение.

По окончании курса студенты должны быть способны:

· анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике культуры повседневности;

· разбираться в изменении содержания основных категорий материальной культуры, ритуалов поведения и ментальности, раскрывать функциональное назначение и ценностное осмысление этих элементов, ориентироваться в научных подходах к их изучению в XIX-XXI вв.;

· оценивать влияние экологических условий и инокультурных соседей на быт различных регионов, его социальную специфику.

Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.

Итоговая форма контроля – письменный экзамен.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

№/№ № п/п Формы контроля Семестр Дата Количество баллов
Работа на семинарских занятиях II февраль-март 25 баллов
Письменная работа на знание терминологии II апрель 15 баллов
Письменная работа по теоретической проблематике курса II май   15 баллов
Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов   II   июнь   45 баллов
Экзамен II Июнь 100 баллов

Тематические разделы курса

Тема 1. Введение. Становление культуры повседневности России как культурологической дисциплины

Культура повседневности как совокупность обыденных культурных явлений и процессов: материальной культуры, повседневных занятий и навыков, ритуалов общения и ментальных структур обыденного сознания народа в их исторической динамике. Влияние на нее природных и климатических условий, этнического своеобразия определенного народа, исторически сложившегося быта, обрядности, трудовой деятельности и досуга. Региональное и эпохальное своеобразие культуры повседневности, ее относительные устойчивость и консерватизм, яркое отражение в ней социальной стратификации и религиозной этики. Трудности теоретического осознания быта носителями данной культуры; причины длительной недооценки этой проблематики учеными.

Правительственная политика и российский быт. Россия как “постоянно колонизуемая страна”. Православие, общинная и сословная мораль в их отношении к быту. Сходство и различия в быту города и деревни. Специфика частной жизни в различные эпохи. Сословная, профессиональная, половозрастная и конфессиональная специфика быта. Характеристика основных категорий источников. Специфика иностранных источников различных периодов.

Рост национального самосознания и изучение старого народного быта в XIX в. Полемика со скептическим отношением к культуре русского народа. Западники и славянофилы. Первые обобщающие труды по русскому быту (Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин и др.). Роль Русского Географического общества, земств, местных музеев и краеведческого движения. Концепция И.Е. Забелина о неизменности традиционного крестьянского быта и современность. Идея тесной связи культуры с природной средой (Д.Н. Анучин).

Взгляды Н.Я. Марра и деятельность Института истории материальной культуры (с 1919 г.). Вульгарно-социологические тенденции трактовки народного быта в 20-30-е годы. Идеологические компании 30-40-х годов. Французская школа «Анналов» и ее российские последователи. Исследования в области феноменологии (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев и др.). Ю.М.Лотман о структуре и механизмах развития культуры повседневности. Социологические исследования. Историческое краеведение. Изучение российской провинции. Исследование пространственных представлений. Микроистория. История гендерных исследований. Причины роста общественного интереса к проблематике культуры повседневности в России.

Тема 2. Специфика культуры повседневности древних славян (III-IX вв.)

Роль ландшафтных, климатических и геополитических факторов. Оформление соседской общины и общинный коллективизм. Подвижность и неустойчивость быта. Роль кровной мести.

Восточнославянская мифология и ее своеобразие, ее соотношение с культурой повседневности. Языческая картина мира. Языческие пантеон, демонология и культ. Календарные обычаи. Фольклор.

Противоречивый менталитет восточных славян как взаимодействия традиций Востока и Запада, кочевничества и оседлости, Степи и Леса. Культурные влияния Византии, Хазарии и Скандинавии, германских, балтских и финских народов, степных кочевников (скифов, сармато-аланов, аваров, хазар). Особая роль тюркских (с VII в.) и скандинавских (c IX в.) традиций. Формирование дружинной культуры.

Расселение предков восточных славян: политические и культурные последствия. Начальная история восточных славян как группы родственных племен. Византийские и арабские источники о бытовой культуре восточных славян VI-X вв. и ее своеобразии. Соседская община. Поселения и жилища северной и южной Руси. Костюмный комплекс. Занятия и домашние ремесла древних славян. Художественные ремесла. Культурная специфика “летописных” племен и последующее многообразие локальных форм.

Наши рекомендации