По факультативному курсу «Грамотей»
Рабочая программа
(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)
По факультативному курсу «Грамотей»
МОУ «СОШ №55»
2016– 2017 учебный год
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.БелинскогоЛ.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
· коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
· познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
· личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
· Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачикурса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
· Слово
· Предложение и словосочетание
· Текст
· Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
· личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
· личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
· деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные ………
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. В неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Грамотей» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Тематический план.
Содержание системного блока | Всего часов (33ч.) | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Речь(2ч.) | ||
Речь. | Определить роль речи в жизни людей. | |
Тише, громче. | Формирование навыков выразительной речи. | |
Слово(15ч.) | ||
Слова, слова, слова. | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение | |
Озорные буквы. | Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | |
Слова играют в прятки. | Развитие внимательного отношения к слову. | |
Слово и его значение. | Формирование понятия о лексическом значении слова. | |
Прямое и переносное значение слова. | Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. | |
Многозначные слова. | Формирование понятия многозначности слова. | |
Омонимы. | Формирование первичного представления об омонимах. | |
Синонимы. | Формирование первичного представления о синонимах. | |
Антонимы. | Формирование первичного представления об антонимах. | |
Тематические группы слов. | Познакомить с тематическими группами слов. | |
Наш цветной мир. | Формирование первичного представления об образности. | |
Что на что похоже | Формирование первичного представления о сравнении. | |
Голоса природы. | Развитие познавательного интереса к языку. | |
Проверочная работа. | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | |
Загадки. | Формирование умения отгадывать загадки. | |
Культура общения (5ч.) | ||
Культура речи. Вежливые слова. | Прививать навыки культурной речи. | |
Пословицы. | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | |
Учимся рассуждать. | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. | |
Текст.(10ч.) | ||
Текст. | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | |
Заглавие текста. | Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | |
Тема текста. | Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. | |
Повторение пройденного. | Умение применять знания в нестандартной ситуации. | |
Опорные слова. | Формирование навыка составления текста по опорным словам. | |
Мы строим текст. | Формирование навыков построения связанного текста. | |
План текста. | Формирование навыков составления плана текста. | |
Проверочная работа. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. |
Календарно – тематическое планирование.1 кл
Условные обозначения:
К – занятие контроля.
ОНЗ – занятие «открытия» нового знания.
РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
*Б - беседа, В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль.
дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | |
1.09 | 1.Речь. | ОНЗ | Знакомство с ролью речи в жизни людей | Б | Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем. | |
2.Тише, громче. | ОНЗ | Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. | РФ, В | Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию) | ||
3.Слова, слова, слова. | ОНЗ | Формирование представлений о слове как комплексе звуков. | С, В | Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами | ||
4.Озорные буквы. | ОНЗ | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Б , С, В | Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила. | ||
5.Слова играют в прятки. | РФ | Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. | С, В | Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно. | ||
6.Слово и его значение. | ОНЗ | Сведения о лексическом значении слова. | Б | Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. | ||
7.Прямое и переносное значение слова. | ОНЗ | Сведения о прямом и переносном значении слова. | Б ,С, В, | Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену. | ||
8.Омонимы. | ОНЗ | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Б | Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи. | ||
9.Синонимы. | ОНЗ | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. | Б, В, С | Уметь различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов) | ||
2 четверть 10.11 | 10.Антонимы. | ОНЗ | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. | Б, В, С | Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками. | |
11.Тематические группы слов. | ОНЗ | Познакомить с тематическими группами слов | Б, В, С | Уметь работать со словами различных тематических групп. | ||
12.аш цветной мир. | ОНЗ | Формировать первичное представление об образности. | Б, В, С | Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста. | ||
13.Что на что похоже. | ОНЗ | Формировать первичное представление о сравнении. | Б, В, С | Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения . | ||
14.Голоса природы. | РФ | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | В, С | Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | ||
15.Проверочная работа. | К | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Р | Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения. | ||
16.Загадки. | ОНЗ | Формировать умения отгадывать загадки. | В, С | Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. | ||
3 четверть | 17.Культура речи. Вежливые слова. | РФ | Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. | В, С | Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком. | |
18.Пословицы. | РФ | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | В, С | Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. | ||
19.Учимся рассуждать. | РФ | Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями. | В, С | Уметь устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку. | ||
20.Учимся рассуждать. | РФ | Подбор слов , наиболее точно передающих мысль. | В, С | Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения. | ||
21.Текст. | ОНЗ | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Б, В, С | Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. | ||
22.Текст. | РФ | Обсуждение целостного единства предложений в тексте | В, С | Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему. | ||
23.Заглавие текста. | ОНЗ | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Б, В, С | Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. | ||
24.Тема текста. | ОНЗ | Определение темы текста и составление текста на определенную тему. | В, С | Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу. | ||
25.Повторение пройденного | К | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | Р | Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста. | ||
4 четверть | 26.Опорные слова. | ОНЗ | Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. | Б, В | Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст. | |
27.Мы строим текст. | РФ | Отработка навыков построения связного текста. | В, С | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему. | ||
28.Мы строим текст. | РФ | Сформирование сведений построения связного текста. | В, С | Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. | ||
29.План текста. | ОНЗ | Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Б, В, С | Уметь определять последователь -ность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | ||
30.План текста. | РФ | Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. | В, С | Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям. | ||
31.Проверочная работа. | К | Выявить уровень усвоения изученного материала. | И | Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. | ||
32.Конкурс. Поиграем? | ||||||
33.Обобщение изученного | ||||||
Класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово ( 13 часов) | ||
Слово. Значение слова. | Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. | |
Многозначные слова. | ||
Омонимы | ||
Омофоны, омоформы | ||
Синонимы | ||
Антонимы | ||
Фразеологизмы | ||
Пословицы | ||
Загадки | ||
Изобразительные средства языка. Сравнение. | ||
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | ||
Предложение и словосочетание (3часа) | ||
Связь между предложениями в тексте | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. | |
Связь между частями текста | ||
Работа с деформированным текстом | ||
Текст ( 15 часов) | ||
Текст. Тема текста. Заглавие. | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. | |
Текст. Опорные слова. | ||
Текст. Опорные слова. | ||
Проверочная работа | ||
План. Составление плана. | ||
Виды плана | ||
Редактирование текста | ||
Типы текста. Описание | ||
Текст – сравнительное описание | ||
Типы текста. Повествование | ||
Типы текста. Рассуждение | ||
Культура общения( 4 часа) | ||
Сочинение на тему «Мой выходной день» | Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям | |
Повторение пройденного | ||
Материал для КВН, викторин, конкурсов. |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
· Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Слово. Значение слова. | ОНЗ | Продолжить работу над понятием «слово» | С,В | Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. | |
Многозначные слова. | ОНЗ | Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. | С,В | Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. | |
Омонимы. | ОНЗ | Продолжить формирование понятия «омонимы» | С,В | Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. | |
Омофоны. Омоформы. | ОНЗ | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. | С,В | Уметь различать омофоны и омоформы | |
Синонимы | ОНЗ | Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. | С,В | Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | |
Антонимы | ОНЗ | Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. | С,В | Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. | |
7 - 9 | Фразеологизмы | ОНЗ | Познакомить с понятием «фразеологизмы» | С,В | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
Пословицы | ОНЗ | Продолжить знакомство с пословицами. | С,В | Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. | |
Загадки | ОНЗ | Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. | С,В | Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. | |
Изобразительные средства языка. Сравнение. | ОНЗ | Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. | С,В | Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | ОНЗ | Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. | С,В | ||
Текст. Тема текста. Заглавие.. | ОНЗ | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. | С,В | Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. | |
15-16 | Опорные слова | ОНЗ | Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. | С,В | Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. |
Проверочная работа | К | И | |||
План текста | ОНЗ | .Продолжить работу над выработкой умения составлять план. | С,В | Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | |
19-20 | Виды плана | ОНЗ | Познакомить с разными видами плана. | С,В | Уметь различать картинный план, цитатный план. |
Связь между предложениями в тексте. | ОНЗ | Работа над деформированным текстом. | С,В | Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | |
Связь между частями текста | ОНЗ | Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. | С,В | Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом. | |
Работа с деформированным текстом | РФ | Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст | С,В | Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | |
Редактирование текста | ОНЗ | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. | С,В | Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | |
25-26 | Типы текста. Описание. | ОНЗ РФ | Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. | С,В | Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. |
Текст – сравнительное описание | ОНЗ | Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. | С,В | Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | |
Типы текста. Повествование | ОНЗ | Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. | С,В | Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. | |
29-30 | Типы текста. Рассуждение | ОНЗ РФ | Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление. | С,В | Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? |
Сочинение на тему: «Мой выходной день» | К | Обучение письменному сочинению | Р | Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. | |
Редактирование текста | ОНЗ | Исправление ошибок, допущенных в тексте. | С,В | Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. | |
33-34 | Повторение пройденного | РФ | Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. | С,В | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |
35-36 | Резервное. Материал для КВН, викторин. | РФ | Отработка знаний, умений, навыков. | С,В |
Класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.