Консультация 14. культура спора
Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих
участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже,
обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкно-
вение различных точек зрения в процессе доказательства и опро-
вержения.
Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас,
желающего создать свой имидж, всё более важное значение,
поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятия-
ми, как «диспут», «дискуссия», «полемика».
Диспут – это коллективное обсуждение нравственных, по-
литических, литературных, научных, профессиональных и других
проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного реше-
ния.
Под дискуссиейобычно также понимается публичное обсу-
ждение каких-то проблем, спорных вопросов. Отличительной
чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в ка-
честве объединяющего начала темы.
Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное
общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе
обсуждения какого-либо вопроса в целях наилучшего решения
рассматриваемых проблем.
Виды спора
Отличаются споры теми целями, которые ставят перед со-
бой участники спора, и теми мотивами, по которым они вступают
в спор. С этой точки зрения выделяется 5 видов спора:
1. Спор для разъяснения истины – высшая форма спора. В этом
виде спора аргументатор выбирает самые сильные доводы.
105
При этом участники спора не уверены в истинности или лож-
ности мысли и пытаются выдвинуть возможные возражения
против предложенного тезиса. Сомнительные приемы ведения
спора в таком споре исключаются.
2. Спор для убеждения противника. Желая убедить другого че-
ловека в истинности какой-либо мысли из лучших человече-
ских побуждений (честный спор) или в силу преследования
собственной выгоды (нечестный спор), участник спора предпо-
читает оппонента слабее себя. Аргументы выбираются только
такие, которые должны показаться убедительными противни-
ку.
3. В споре ради победы ставится цель победить оппонента любы-
ми методами. Аргументы в этом случае выбираются такие, ко-
торые могут более всего поставить оппонента в затруднение.
4. Для любителей спора ради спора интересен сам процесс, в
своих жизненных представлениях они не последовательны.
5. Спор-игра – в настоящее время в чистом виде не встречается.
Он был распространен в древнем мире и заключался в том, что
один из участников спора задавал вопросы, а другой отвечал в
форме «да» или «нет». В ходе спора задающий вопросы дол-
жен был подвести отвечающего к согласию с утверждением,
противоречащим тезису, т.е. подвести к противоречию с самим
собой.
Правила спора
Обращайте внимание на поведение своего оппонента.
Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возмож-
ности с силами противника.
Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оп-
понента.
Если вы не согласны с точкой зрения противника, решительно
опровергайте ее, приводите убедительные аргументы, но не
унижайте достоинства вашего оппонента, не оскорбляйте его
резкими словами, не прибегайте к грубости.
Говорите в спокойном и дружеском тоне.
Сохраняйте выдержку и самообладание.
Логические элементы структуры спора
106
Что же представляет собой доказательство как логическая
операция?
Для анализа используем пример, приводимый Д.П. Горским
в его учебнике «Логика».
Требуется доказать следующее положение: «Данное расте-
ние содержит хлорофилл».
Доказательство данного суждения можно представить в
виде цепочки из двух умозаключений:
I. Все водоросли – зеленые растения.
Данное растение – водоросль.
Следовательно, данное растение – зеленое растение.
II. Все зеленые растения содержат хлорофилл.
Данное растение – зеленое растение.
Следовательно, данное растение содержит хлорофилл.
Суждение «Данное растение содержит хлорофилл» является
доказанным, истинным, так как в ходе доказательства в качестве
посылок умозаключений были использованы истинные, доказан-
ные положения.
Всякое логическое доказательство включает три взаимосвя-
занных элемента:
Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется
доказать.
Аргументы (посылки, доводы, основания) –это положения, с
помощью которых обосновывается истинность тезиса.
Демонстрация (форма, способ доказательства) – логическое
рассуждение, совокупность умозаключений, которые применя-
ются при выведении тезиса из аргументов.
В приведенном выше доказательстве тезисом является поло-
жение: «Данное растение содержит хлорофилл», остальные су-
ждения – аргументы.
Основные формально-логические законы
A. Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассу-
ждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое
содержание».
B. Закон противоречия: «Две противоположные мысли об од-
ном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в том же
отношении, не могут быть одновременно истинными».
107
C. Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль
должна быть обоснована другими мыслями, истинность кото-
рых доказана».
D. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих вы-
сказываний в одно и то же время и в одном и том же отноше-
нии одно непременно истинно».
Типичные ошибки в доказательстве
Ошибками в тезисе являются отступление от тезиса, подмена
тезиса, потеря тезиса.
Ошибки в доводах бывают такие: ложный довод и произволь-
ный довод.
Ошибки в «связи» между аргументом и тезисом состоят в том,
что тезис не вытекает, не становится очевидным из тех доказа-
тельств, которые приводятся в рассуждении.
Уловки в споре
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью кото-
рого участники спора хотят облегчить его для себя или затруд-
нить для оппонента.
Допустимыми уловками являются уловки в тех случаях,
если заметно, что противник прибегает к нечестным приемам ве-
дения спора. Например, оттягивание возражения (если возраже-
ние не сразу приходит в голову).
К недопустимым уловкам относятся следующие:
· выход из спора,
· срыв спора (обструкция),
· ссылка на возраст, образование и положение,
· «палочные» доводы (когда оппонент должен принять довод из
боязни чего-либо неприятного),
· инсинуация (для подрывания доверия к своему противнику
один из участников спора пользуется безответственными наме-
ками),
· софизмы – намеренные ошибки в доказательстве.
Полемические приемы
· опровержение ложного тезиса фактами,
· критика доводов,
· показ несостоятельности демонстрации,
108
· юмор, ирония, сарказм,
· «сведение к абсурду»,
· «возвратный удар»,
· «подхват реплики»,
· «атака вопросами»,
· «апелляция к публике» и др.
Виды вопросов
- «Закрытые» вопросы – вопросы, на которые можно ответить
«да» и «нет». Они ведут к созданию напряженной атмосферы
беседы.
- «Открытые» вопросы» – вопросы, которые требуют какого-
либо объяснения. Они обычно начинаются со слов: «что»,
«кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение».
- Риторические вопросы служат для более глубокого рассмотре-
ния проблем. На эти вопросы не даются прямые ответы, так
как их цель – вызвать новые вопросы.
- «Переломные вопросы» удерживают беседу в строго установ-
ленном направлении или поднимают новые проблемы.
- Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размыш-
лять, тщательно обдумывать и комментировать сказанное.
- Информационные вопросы необходимы, чтобы составить
представление о чем-либо.
- Контрольные вопросы важно задавать, чтобы выяснить, при-
слушивается ли еще к вам собеседник, понимает ли он вас или
просто поддакивает.
- Вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, про-
должает ли собеседник придерживаться своего мнения.
- Встречные вопросы ведут к постепенному сужению разговора
и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он
скажет окончательное «да».
- Альтернативные вопросы предоставляют собеседнику воз-
можность выбора.
- Провокационные вопросы используются, чтобы установить,
чего хочет ваш собеседник и верно ли он понимает положение
дел.
- Заключающие вопросы имеют целью завершить разговор.
109
Техника ответов на вопросы
1. На сложные проблемные вопросы нужно отвечать, если имеет-
ся продуманный вариант решения этой проблемы. Если такого
варианта нет, то лучше не импровизировать.
2. Если спрашивающий использует в своем вопросе негативные,
некорректные слова, то не надо при ответе их повторять.
3. На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести
разговор на самого спрашивающего или на характер вопроса.
4. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть ответ.
5. Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спо-
койнее и хладнокровнее надо ему отвечать.
Задание 1.
Подготовьтесь к диспуту на нравственную (политическую,
экономическую и др.) тему, обсуждению книги, спектакля, филь-
ма.
Нужна ли цивилизованному обществу смертная казнь?
Должно ли образование в нашей стране быть платным?
Моя совесть и я.
Как стать обаятельной и привлекательной.
Образованный человек – кто это?
Готовясь к диспуту, необходимо четко сформулировать
свой тезис, подобрать аргументы в поддержку данного тезиса,
факты, иллюстрации, продумать корректные тактичные прие-
мы, которые помогут убедить, доказать свою точку зрения.
Задание 2.
Попробуйте себя в споре-игре. Пусть ваши оппоненты при-
дут в противоречие с самими собой (например, на тему: «Нуж-
но ли заниматься спортом?»).
Задание 3.
Проведите дискуссию на одну из предложенных тем:
Интересно ли мы живем?
С чего начинается зрелость?
Что зависит от меня?
Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?
Задание 4.
110
Сыграйте в деловую игру «Политбой». Задача игры –
столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных
политических позициях.
Задание 5.
Проведите практикум «Ответы на вопросы». Задача это-
го вида работы - обучение умению формулировать вопросы и
отвечать на них.
Группа делится на 2 команды, которые по очереди задают
друг другу вопросы. Экспертами оценивается правильность по-
становки вопроса, точность и аргументированность ответа,
быстрота реакции на поступившие вопросы.
111
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Основные понятия курса «Создай свой имидж»
Имидж – это набор определенных качеств, которые люди
ассоциируют с индивидуальностью.
Правильность речи - это ее соответствие действующим нор-
мам современного русского литературного языка.
Нормы языка – это принятые в общественно-языковой прак-
тике образованных людей правила употребления слов, форм слов
и предложений.
Варианты языковой нормы - двоякое употребление од-
ной и той же языковой единицы.
Орфоэпические нормы - это правила звукового оформления
слов, частей слов, предложений, т.е. правила произношения
звуков, постановки ударения, использования интонации.
Лексические нормы - нормы, определяющие правила упо-
требления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в
речи.
Стилистические нормы - это правила употребления язы-
ковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и
характеристиками, т.е. стилистической окраской.
Морфологические нормы - это правила образования форм
слов разных частей речи.
Синтаксические нормы - это правила построения словосо-
четаний и предложений.
Общение - это взаимодействие двух и более людей, направ-
ленное на согласование и объединение их усилий с целью нала-
живания отношений и достижения общего результата.
Речевое поведение - явление, связанное с особенностями
воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой
привычно общается человек.
Социальные роли - это нормативное сочетание позиции и
функции, при этом та или иная роль в сознании людей связана с
образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной
роли обязан делать и на что он имеет право.
Невербальные средства общения – это средства бессловес-
ного общения (мимика и жесты).
112
Мимика – это движение лицевых мышц, выражающее вну-
треннее состояние человека.
Жесты – это движения рукой или другие движения, что-то
обозначающие или сопровождающие речь.
Этикет - это совокупность правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения к людям.
Конфликт – это различные острые столкновения, серьезные
разногласия идеологического, социально-бытового или другого
характера.
Спор - это публичное обсуждение проблем, интересующих
участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже,
обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкно-
вение различных точек зрения в процессе доказательства и опро-
вержения.
Диспут - это коллективное обсуждение нравственных, поли-
тических, литературных, научных, профессиональных и других
проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного реше-
ния.
Дискуссия - публичное обсуждение каких-то проблем, спор-
ных вопросов. Отличительной чертой дискуссии выступает от-
сутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала
темы.
Полемика - двустороннее (многостороннее) публичное об-
щение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе об-
суждения какого-либо вопроса в целях наилучшего решения
рассматриваемых проблем.
Логические элементы спора: тезис, аргументы и демонстра-
ция.
Тезис –мысль или положение, истинность которого требует-
ся доказать.
Аргументы (посылки, доводы, основания) –это положения,
с помощью которых обосновывается истинность тезиса.
Демонстрация (форма, способ доказательства) – логическое
рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяют-
ся при выведении тезиса из аргументов.
113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Примерные темы презентаций
1. Секреты хорошей речи.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,
1993.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. –
М., 1990.
- Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 1991.
- Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня. – Минск, 1991.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
2. Что значит «говорить правильно?»
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,
1993.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литератур-
ного языка. – М., 1981.
- Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка:
Грамматика и варианты. – М., 1980.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
3. Русский речевой этикет.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.
- Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.Ф., Шкатова Л.А.
Умеете ли вы общаться? – М. 1991.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
- Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996.
- Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. – М.,
1991.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –
М., 1989.
4. Секреты хорошего выступления.
- Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1978.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.
- Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. – М., 1992.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
- Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.
5. Как победить в споре?
114
- Андреев В.И. Конфликтология, искусство спора, ведения
переговоров, разрешение конфликтов. – М., 1995.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М. 1991.
- Поварнин С.И. О теории и практике спора // Вопросы фило-
софии. – 1990. – №3.
- Стешов А.В. Как победить в споре. О культуре полемики. –
Л., 1991.
6. О культуре выбора личного имени.
- Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М., 1987.
- Имя, характер, судьба. Сборник. – М., 1995.
- Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1991.
- Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – М.,
1985.
- Успенский Л.В. Ты и твое имя. Имя дома твоего. – Л., 1972.
7. Зачем люди общаются?
- Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 1990.
- Добрович А. Общение: наука или искусство? – М., 1978.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и прак-
тика обучения. – М., 1999.
- Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2000.
8. Имидж деловой женщины.
- Аверченко Л.К. Управление общением. – М., Новосибирск,
2001.
- Криксунова И. Создай свой имидж. – СПб., 1997.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. –
М., 1994.
9. Рациональное ведение телефонных разговоров.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного
разговора. – М., 1990.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,
1993.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.
10.Техника разрешения конфликта.
- Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров, разрешение конфликтов. – М., 1995.
115
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Ново-
сибирск, 1989.
- Власова Н.И. И проснешься боссом: Справочник по психо-
логии управления. – М., 1994.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая
публично. – М., 1993.
11.Имидж и сленг.
- Балашова Л.В. Русский язык и культура общения / Под ред.
О.Б. Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002. – В 2 частях.
- Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или
выдающимися. – М., 1997.
- Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 1996.
- Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык
и культура речи. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,
2001.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. –
М., 1994.
12.Как стать успешным.
- Власова Н.И. И проснешься боссом: Справочник по психо-
логии управления. – М., 1994.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая
публично. – М., 1993.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. –
М., 1994.
116
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРАКТИКУМ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ!»
ТЕСТЫ
Нормы произношения
1. Отметьте неверные высказывания:
1) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.
2) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.
3) Орфоэпическая норма регламентирует употребление падеж-
ных форм.
4) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.
5) В пределах литературной нормы имеется некоторое количе-
ство вариантов ударений.
6) Ударение в русском языке разноместно и подвижно.
7) Ударение в русском языке никогда не служит для смысло-
различения.
8) В семантических вариантах ударение выполняет смыслораз-
личительную функцию.
9) После гласных на месте э, ев иноязычных словах произно-
сится звук [э] (без предшествующего [й]).
10)Для уточнения норм произношения следует обращаться к
этимологическому словарю.
2. Отметьте случаи неверного ударения в словах (ударная
гласная выделена полужирным шрифтом). Исправьте ошиб-
ки.
1) Асимметрия.
2) Иконопись.
3) Ракурс.
4) Туфля.
5) Статуя.
6) Упрочение.
7) Щавель.
8) Нефтепровод.
9) Созыв.
10)Каталог.
117
3. Отметьте случаи неверного ударения в следующих фрагмен-
тах рекламных текстов.
1) Бронированные двери.
2) Вертикальные жалюзи.
3) Бусы из тигрового глаза.
4) Кухонная мебель.
5) Лекции по иконописи.
6) Различные тахты.
7) Языковый центр.
8) Едут сваты.
9) Языковой факультет.
10)Новый каталог.
4. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударе-
ния.
1) Августовский.
2) Зубчатый.
3) Флейтовый.
4) Тигровый.
5) Гербовый.
6) Искристый.
7) Юродивый.
8) Украинский.
9) Лубочный.
10)Кухонный.
5. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения рав-
ноправны.
1) Флейтовый – флейтовый.
2) Казаки – казаки.
3) Одновременный – одновременный.
4) Ирис – ирис.
5) Петля – петля.
6) Ржаветь – ржаветь.
7) Допитый – допитый.
8) Кирка – кирка.
9) Компас – компас.
118
10)Угольный – угольный.
6. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения яв-
ляются семантическими.
1) Прикус – прикус.
2) Ирис – ирис.
3) Кирка – кирка.
4) Флейтовый – флейтовый.
5) Языковой – языковый.
6) Броня – броня.
7) Вязанка – вязанка.
8) Казаки – казаки.
9) Допитый – допитый.
10)Искра – искра.
7. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения яв-
ляются стилистическими.
1) Ирис – ирис.
2) Прикус – прикус.
3) Флейтовый – флейтовый.
4) Атлас – атлас.
5) Искра – искра.
6) Компас – компас.
7) Шелковый – шелковый.
8) Вязанка – вязанка.
9) Клубы – клубы.
10)Казаки – казаки.
8. Из предлагаемых слов выделите те, в которых наблюдается
устаревший вариант ударения.
1) Девичий.
2) Украинский.
3) Ракурс.
4) Запасной.
5) Тигровый.
6) Безудержный.
7) Анапест.
8) Счастливый.
119
9) Суставной.
10)Прадедовский.
9. Из предлагаемых слов выделите те, в которых наблюдается
современный вариант ударения.
1) Девичий.
2) Украинский.
__________3) Ракурс.
4) Запасный.
5) Тигровый.
6) Безудержный.
7) Анапест.
8) Счастливый.
9) Суставной.
10)Прадедовский.
10.Отметьте глаголы с неверным ударением. Исправьте ошиб-
ки.
1) Баловать.
2) Кашлянуть.
3) Облегчить.
4) Откупорить.
5) Уведомить.
6) Избаловать.
7) Плесневеть.
8) Пломбировать.
9) Лиловеть.
10)Премировать.
11. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего
времени, в которых неверно поставлено ударение.
1) Жила.
2) Пряла.
3) Вила.
4) Отдала.
5) Звала.
6) Пила.
120
7) Гнала.
8) Влила.
9) Взяла.
10)Ждала.
12. Отметьте те слова, в которых при произношении сохраня-
Ется двойной согласный.
1) Мусс.
2) Терраса.
3) Бесприданница.
4) Грамматика.
5) Диссертант.
6) Ирреальный.
7) Колли.
8) Коллекция.
9) Террор.
10)Манна (небесная).
13. Отметьте те слова, в которых согласный перед выделенным
е произносится мягко.
1) Мембрана.
2) Бенефис.
3) Детектив.
4) Декорация.
5) Бизнесмен.
6) Шинель.
7) Фонема.
8) Эффект.
9) Тембр.
10)Гротеск.
14. Отметьте те слова, в которых согласный перед выделенным
е произносится твердо.
1) Антитеза.
2) Анапест.
3) Гротеск.
4) Эстетика.
5) Эффект.
121
6) Генетика.
7) Теннис.
8) Бассейн.
9) Фонема.
10)Бенефис.
15. Отметьте те слова, в которых при произношении сохраня-
ется безударный [о[.
1) Бордовый.
2) Бордо.
3) Оазис.
4) Бокал.
5) Концерт.
6) Поэт.
7) Сонет.
8) Роман.
9) Трио.
10)Фойе.
16. Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного
под ударением произносится [о[.
1) Одновременный.
2) Никчемный.
3) Облекший.
4) Острие.
5) Предрекший.
6) Расседланный.
7) Отыменный.
8) Завороженный.
9) Гашеный.
10)Житие.
17. Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного
под ударением произносится [э[.
1) Бытие(в философии).
2) Побасенка.
3) Одноименный.
4) Оглашенный.
122
5) Оглушенный.
6) Гренадер.
7) Разновременность
8) Подключенный.
9) Груженый.
10)Грубошерстный.
Морфологические нормы
1. Отметьте неверные высказывания.
1) Морфологическая норма регламентирует словоупотребле-
ние.
2) Морфологическая норма регламентирует использование
форм слова.
3) Морфологическая норма регламентирует произношение.
4) Нагромождение местоимений создает неясность текста.
5) Нагромождение местоимений способствует точному вос-
приятию информации.
6) Полная форма имени прилагательного указывает на посто-
янный признак, краткая – на временный.
7) Краткие формы прилагательных имеют преимущественно
книжную стилистическую форму.
8) Окончание –у (-ю)у существительных мужского рода в ро-
дительном падеже закрепилось за разговорным стилем.
9) В официально-деловой и книжной речи для обозначения
профессий употребляются слова мужского рода.
10)Формам деепричастий на –вшиприсущ просторечный ха-
рактер, формы на –вобщеупотребительны.
2. Выпишите в исправленном виде случаи, связанные с непра-
вильным определением рода существительных.
1) Красивая бра.
2) Новая тюль.
3) Серьезное жюри.
4) Зеленое такси.
5) Белая рояль.
6) Лечебная шампунь.
7) Болезненный мозоль.
123
8) Серая мышь.
9) Вкусное какао.
10)Старое пианино.
3. Отметьте существительные среднего рода.
1) Пари.
2) Бра.
3) Запевала.
4) Зимовье.
5) Медаль.
6) Меню.
7) Рояль.
8) Пианино.
9) Фойе.
10)Шампунь.
4. Отметьте существительные общего рода.
1) Вокалист.
2) Выскочка.
3) Гроздь.
4) Дизайнер.
5) Запевала.
6) Недотрога.
7) Недоучка.
8) Тамада.
9) Учитель.
10)Ябеда.
5. Отметьте существительные мужского рода.
1) Городище – увеличительное к «город».
2) Городище – древнее укрепленное поселение.
3) Пожарище – пепелище.
4) Пожарище – увеличительное к «пожар».
5) Топорище – увеличительное к «топор».
6) Топорище – рукоятка топора.
6. Найдите ошибки, связанные с определением рода существи-
тельного, исправьте их.
124
1) Интервью с актером близился к концу.
2) Свои знания мальчик почерпнул со страниц псалтыря.
3) В универмаге продается красивая тюль.
4) Кофе готовилось недолго.
5) Мы приехали к многоводному Миссисипи.
7. Отметьте те наименования профессий и должностей, кото-
рые не имеют родовых пар.
1) Генерал.
2) Директор.
3) Доктор наук.
4) Кондуктор.
5) Машинист.
6) Машинистка.
7) Маникюрша.
8) Ткачиха.
9) Балерина.
10)Солист.
8. Отметьте ошибки в употреблении наименований профессий
и должностей, исправьте их.
1) На рабочем месте оказались только три библиотекарши.
2) Лекторша очень интересно рассказала об этике семейных
отношений, дала полезные советы.
3) Лучшим работником общепита нашего объединения призна-
на новая повар.
4) Много интересного может рассказать о заводе опытная бригадир
5) Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте.
9. Отметьте слова, которые употребляются только во множе-
Ственном числе.
1) Лекарства.
2) Цветы.
3) Цвета.
4) Подмостки.
5) Шахматы.
6) Холода.
125
7) Ножницы.
8) Брюки.
9) Сливки.
10)Вишни.
10. Отметьте словосочетания, в которых существительное в ро-
дительном падеже может иметь только окончание –а.
1) Выпить ча __.
2) Стакан ча __.
3) Производство ча __.
4) Стакан индийского ча __.
5) Выпить чайк ___.
6) История народ __.
7) Много народ ___.
8) Ложка сахар __.
9) Производство сахар ___.
10)Подсыпь сахарк ___.
11. Отметьте существительные, у которых в форме именитель-
ного падежа множественного числа наблюдается только
Окончание –ы, -и.
1) Бухгалтер.
2) Вензель.
3) Ветер.
4) Джемпер.
5) Диспетчер.
6) Учитель.
7) Ректор.
8) Снайпер.
9) Хлеб.
10)Шофер.
12. Выберите правильный вариант окончания имен существи-
тельных.
1) Никакие лагер (я, и) смерти не сломили дух борцов Сопро-
тивления.
2) На пасеку привезли новые уль (я, и).
126
3) В спортивные лагер (я, и) поедут многие ученики нашей
школы.
4) Автобус в горах Испании могут водить только опытные шо-
фер (а, ы).
5) Приближаются выбор (ы, а) в сейм.
6) По Волге курсируют небольшие катер (ы, а).
7) Ассоциация «Латвияс авто» заключила договор (ы, а) с Рос-
сией и Белоруссией.
8) Более всего современному производству требуются инженер
(ы, а).
9) На заводской проходной вахтер проверял пропуск (а, и).
10)Пропуск (а, и) уроков строго фиксируются в классном жур-
нале.
13. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соот-
ветствующей падежной форме.
1) Сколько же (платья) тебе нужно?
2) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
3) Над болотом кружила пара (цапли).
4) Сколько (доли) наследства ты получил?
5) В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане,
осетины).
14. Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной
степени имени прилагательного.
1) В последнее время более лучше обстоят дела с дисципли-
ной.
2) Это собрание прошло более организованнее, чем предыду-
щее.
3) Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в
прошлом.
4) Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.
5) Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигу-
ристов.
15. Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и
краткой формы имени прилагательного.
127
1) Эти материалы периодической печати интересны и доступ-
ные.
2) Работа на штамповочном участке была тяжелая и грязна.
3) Учитель был внимателен и добр.
4) Новая ученица на уроках всегда ти<