Основы ораторского искусства
ИЛИ «НЕ ГОВОРИ ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ…»
Умение говорить красиво (риторика) необходимо для хоро-
шей речи. Риторика излагает законы подготовки и произношения
публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на
аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям.
Причем это не просто наука, но свод конкретных законов и пра-
вил, обеспечивающих действенность речи.
Общие советы по ораторскому искусству:
1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда Вы
уверены в важности или полезности Вашей речи.
99
2. Не начинайте свою речь сразу, как только Вам дали слово,
немного подождите, затем посмотрите на аудиторию и скажи-
те: «Здравствуйте!».
3. Когда Вы решили читать речь «по бумажке», то читайте так,
словно Вы говорите с собеседником. Если Вы говорите без бу-
мажки, то хотя бы делайте вид, что зачитываете цифры, иначе
слушатель засомневается в достоверности информации.
4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опи-
раться на строго проверенные и отобранные факты.
5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах.
6. Говорите выразительно.
7. Используйте весь запас слов своего лексикона.
8. Возбуждайте внимание слушателей. Надо с первых же слов
посадить слушателя на «крючок» интереса.
9. Научитесь держать паузу.
10.Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть скупыми,
точными, выразительными. Мимика должна быть умеренной и
доброжелательной.
11.Меняйте темп речи.
12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не по-
вышайте голоса без особой необходимости.
13.Стремитесь избегать назидательных ноток в голосе.
14.Имейте в запасе смешные истории, шутки, анекдоты.
15. Всегда старайтесь делать необычное начало и яркий запомина-
ющийся конец речи.
Композиция ораторской речи
Композиция – это закономерное, мотивированное содержа-
нием и замыслом расположение всех частей выступления и целе-
сообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить 5 частей:
1. Зачин речи (прежде всего этикетные формулы).
2. Вступление (закрепление контакта с аудиторией; описание
цели и темы речи; краткое описание проблем; указание на спе-
цифику темы, определение ее актуальности).
3. Основная часть (содержание, включающее в себя факты, логи-
ческие доказательства, аргументы, теоретические проблемы,
анализ примеров, спор с оппонентами).
100
4. Заключение (подведение итогов сказанного; пути развития
обозначенных идей; закрепление впечатлений, произведенных
содержанием речи).
5. Концовка речи (этикетные формулы, формулы призыва, поже-
лания).
Правила выступления
· Голосом и жестом подчеркивайте важнейшие для вас слова.
· Меняйте тон: внезапное повышение или понижение тона хоро-
шо выделяет слово или фразу.
· Меняйте темп речи: это придает ей выразительность.
· Делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.
Создание эффектов выступления
Эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковы-
вать к вам внимание).
Эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убеди-
тельной, логичной, провоцирующей размышлять).
Эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у
слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предло-
жения).
Эффект художественной выразительности (грамотное построе-
ние предложений, правильные ударения в словах, использова-
ние метафор, гипербол и др.).
Эффект релаксации (тому, кто умеет вовремя пошутить, вста-
вить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем
тому, кто не умеет этого делать).
Эффект распределения (заранее продуманное распределение
по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, пери-
одическое подчеркивание уже высказанных важных мыслей).
Типичные ошибки, допускаемые выступающими
· Построение слишком длинных фраз.
· Использование слишком длинных слов.
· Нерешительность выступающего (такое впечатление создается
у слушателей, если выступающий часто прибегает к сослага-
тельному, условному наклонению).
· Чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Поз-
вольте привлечь ваше внимание»).
101
· Злоупотребление модными словечками.
· Частое использование безличных глаголов (вместо «Предлага-
ется занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять ме-
ста»).
· Злоупотребление утверждениями.
· Использование только закрытых вопросов.
· Слишком быстрая, без пауз, речь.
· Отсутствие зрительного контакта (не отводите глаза, если вас
о чем-то спрашивают).
Приемы подготовки устной речи
Вы хотите стать хорошим оратором? Для начала будущий
оратор не должен обременять себя множеством правил. Дадим
несколько указаний о необходимых этапах подготовки речи:
1. Выбор темы (тема должна быть связана с вашим личным опы-
том, интересна для вас и ваших слушателей, не должна быть
слишком широкой и сложной).
2. Решение вопроса о цели речи (изложите ваше намерение в
форме целого предложения).
3. Собирание материала (сопоставьте точки зрения различных ав-
торов).
4. Введение (подготовка вводных замечаний, имеющих целью
вызвать интерес к сообщению, сформулировать и пояснить
ваше намерение).
5. Развитие главной части речи (составьте для себя простой, кон-
кретный, стройный план).
6. Заключение (краткое обобщение основных идей, или цитата,
или иллюстрация).
Говорение по своей подготовленности может быть различ-
ным:
1. Можно записать (а следовательно, продумать):
1) весь текст,
2) основные положения (тезисы),
3) план – более или менее развернутый,
4) основные факты, важные мысли, яркие выражения,
5) начало и конец высказывания,
6) нужные цитаты,
102
2. Можно продумывать, но не записывать:
7) задачу высказывания,
8) содержание – в общих чертах или в деталях,
9) начало, отдельные факты, примеры и т.д.
3. Можно прорепетировать:
10)проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в запи-
си,
11)произнести предстоящее выступление, стараясь не загляды-
вать в записи.
Задание 1.
Прочитайте речь Остапа Бендера перед жителями г. Ва-
сюки (Ильф, Петров. Двенадцать стульев). Определите вид
речи, центральный тезис, характер аргументов и способ их по-
дачи.
Задание 2.
1. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Под-
готовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации:
Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять
беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит,
вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив
директора банка, что именно ваша фирма достойна кредитования.
В речь необходимо включить следующее:
- название фирмы,
- вид деятельности,
- имидж;
- состояние дел на сегодняшний момент,
- достижения,
- планы, перспективы;
- источники финансирования.
Коммерческий проект, набравший максимальное коли-
чество баллов (из 10 возможных), получает кредит.
2. Проведите ролевую игру «Благотворительность». Ситу-
ация:
Ораторы – представители благотворительных организа-
ций – выступают перед аудиторией, убеждая пожертвовать день-
103
ги на какой-либо проект (частная школа, коммерческий банк,
рок-концерт и прочее). После каждого выступления слушатели
жертвуют определенную сумму денег – 10, 30 и 60 долларов. По-
беждает набравший больше пожертвований.
Задание 3.
Составьте текст-рассуждение, взяв за основу в качестве
тезиса пословицу Красно поле пшеном, а речь слушанием.
Задание 4.
Подготовьте трехминутную объяснительную, описатель-
ную, биографическую или повествовательную речь на тему,
подобную перечисленным ниже:
Объясни-
тельная
тема
Описа-
тельная
тема
Биографиче-
ская
тема
Повество-
вательная
тема
Агитаци-
онная
тема
Как я отде-
лался от
дурной при-
вычки
Полезный
прибор
Хороший
педагог
Опасная
прогулка
Фильм,
который
надо по-
смотреть
Методы тре-
нировки со-
баки
Мое люби-
мое занятие
Великий че-
ловек с моей
точки зре-
ния
Как я утра-
тил иллю-
зии
Книга, ко-
торую сле-
дует про-
честь
Как работа-
ет ваш
фотоаппа-
рат
Последнее
изобрете-
ние
Удивитель-
ный харак-
тер
Неразга-
данная тай-
на
Юные во-
дители
опасны
Задание 5.
Повторите перед зеркалом речь, которую предстоит
произнести. Приучайтесь вносить изменения в выражение лица.
Приучайтесь переводить взгляд при произнесении различных ча-
стей речи.
Задание 6.
В краткой речи дайте оригинальную трактовку хорошо из-
вестного изречения, например: Не было бы счастья, да несча-
Стье помогло.
104
Задание 7.
Подготовьте убеждающие речи на данные темы.
Можно ли убедить дурака?
Мое представление о счастье.
Есть ли в мире справедливость?
Выгодно ли быть хорошим?