Основы ораторского искусства

ИЛИ «НЕ ГОВОРИ ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ…»

Умение говорить красиво (риторика) необходимо для хоро-

шей речи. Риторика излагает законы подготовки и произношения

публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на

аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям.

Причем это не просто наука, но свод конкретных законов и пра-

вил, обеспечивающих действенность речи.

Общие советы по ораторскому искусству:

1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда Вы

уверены в важности или полезности Вашей речи.

99

2. Не начинайте свою речь сразу, как только Вам дали слово,

немного подождите, затем посмотрите на аудиторию и скажи-

те: «Здравствуйте!».

3. Когда Вы решили читать речь «по бумажке», то читайте так,

словно Вы говорите с собеседником. Если Вы говорите без бу-

мажки, то хотя бы делайте вид, что зачитываете цифры, иначе

слушатель засомневается в достоверности информации.

4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опи-

раться на строго проверенные и отобранные факты.

5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах.

6. Говорите выразительно.

7. Используйте весь запас слов своего лексикона.

8. Возбуждайте внимание слушателей. Надо с первых же слов

посадить слушателя на «крючок» интереса.

9. Научитесь держать паузу.

10.Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть скупыми,

точными, выразительными. Мимика должна быть умеренной и

доброжелательной.

11.Меняйте темп речи.

12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не по-

вышайте голоса без особой необходимости.

13.Стремитесь избегать назидательных ноток в голосе.

14.Имейте в запасе смешные истории, шутки, анекдоты.

15. Всегда старайтесь делать необычное начало и яркий запомина-

ющийся конец речи.

Композиция ораторской речи

Композиция – это закономерное, мотивированное содержа-

нием и замыслом расположение всех частей выступления и целе-

сообразное их соотношение, система организации материала.

В композиции можно выделить 5 частей:

1. Зачин речи (прежде всего этикетные формулы).

2. Вступление (закрепление контакта с аудиторией; описание

цели и темы речи; краткое описание проблем; указание на спе-

цифику темы, определение ее актуальности).

3. Основная часть (содержание, включающее в себя факты, логи-

ческие доказательства, аргументы, теоретические проблемы,

анализ примеров, спор с оппонентами).

100

4. Заключение (подведение итогов сказанного; пути развития

обозначенных идей; закрепление впечатлений, произведенных

содержанием речи).

5. Концовка речи (этикетные формулы, формулы призыва, поже-

лания).

Правила выступления

· Голосом и жестом подчеркивайте важнейшие для вас слова.

· Меняйте тон: внезапное повышение или понижение тона хоро-

шо выделяет слово или фразу.

· Меняйте темп речи: это придает ей выразительность.

· Делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.

Создание эффектов выступления

 Эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковы-

вать к вам внимание).

 Эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убеди-

тельной, логичной, провоцирующей размышлять).

 Эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у

слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предло-

жения).

 Эффект художественной выразительности (грамотное построе-

ние предложений, правильные ударения в словах, использова-

ние метафор, гипербол и др.).

 Эффект релаксации (тому, кто умеет вовремя пошутить, вста-

вить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем

тому, кто не умеет этого делать).

 Эффект распределения (заранее продуманное распределение

по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, пери-

одическое подчеркивание уже высказанных важных мыслей).

Типичные ошибки, допускаемые выступающими

· Построение слишком длинных фраз.

· Использование слишком длинных слов.

· Нерешительность выступающего (такое впечатление создается

у слушателей, если выступающий часто прибегает к сослага-

тельному, условному наклонению).

· Чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Поз-

вольте привлечь ваше внимание»).

101

· Злоупотребление модными словечками.

· Частое использование безличных глаголов (вместо «Предлага-

ется занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять ме-

ста»).

· Злоупотребление утверждениями.

· Использование только закрытых вопросов.

· Слишком быстрая, без пауз, речь.

· Отсутствие зрительного контакта (не отводите глаза, если вас

о чем-то спрашивают).

Приемы подготовки устной речи

Вы хотите стать хорошим оратором? Для начала будущий

оратор не должен обременять себя множеством правил. Дадим

несколько указаний о необходимых этапах подготовки речи:

1. Выбор темы (тема должна быть связана с вашим личным опы-

том, интересна для вас и ваших слушателей, не должна быть

слишком широкой и сложной).

2. Решение вопроса о цели речи (изложите ваше намерение в

форме целого предложения).

3. Собирание материала (сопоставьте точки зрения различных ав-

торов).

4. Введение (подготовка вводных замечаний, имеющих целью

вызвать интерес к сообщению, сформулировать и пояснить

ваше намерение).

5. Развитие главной части речи (составьте для себя простой, кон-

кретный, стройный план).

6. Заключение (краткое обобщение основных идей, или цитата,

или иллюстрация).

Говорение по своей подготовленности может быть различ-

ным:

1. Можно записать (а следовательно, продумать):

1) весь текст,

2) основные положения (тезисы),

3) план – более или менее развернутый,

4) основные факты, важные мысли, яркие выражения,

5) начало и конец высказывания,

6) нужные цитаты,

102

2. Можно продумывать, но не записывать:

7) задачу высказывания,

8) содержание – в общих чертах или в деталях,

9) начало, отдельные факты, примеры и т.д.

3. Можно прорепетировать:

10)проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в запи-

си,

11)произнести предстоящее выступление, стараясь не загляды-

вать в записи.

Задание 1.

Прочитайте речь Остапа Бендера перед жителями г. Ва-

сюки (Ильф, Петров. Двенадцать стульев). Определите вид

речи, центральный тезис, характер аргументов и способ их по-

дачи.

Задание 2.

1. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Под-

готовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации:

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять

беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит,

вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив

директора банка, что именно ваша фирма достойна кредитования.

В речь необходимо включить следующее:

- название фирмы,

- вид деятельности,

- имидж;

- состояние дел на сегодняшний момент,

- достижения,

- планы, перспективы;

- источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное коли-

чество баллов (из 10 возможных), получает кредит.

2. Проведите ролевую игру «Благотворительность». Ситу-

ация:

Ораторы – представители благотворительных организа-

ций – выступают перед аудиторией, убеждая пожертвовать день-

103

ги на какой-либо проект (частная школа, коммерческий банк,

рок-концерт и прочее). После каждого выступления слушатели

жертвуют определенную сумму денег – 10, 30 и 60 долларов. По-

беждает набравший больше пожертвований.

Задание 3.

Составьте текст-рассуждение, взяв за основу в качестве

тезиса пословицу Красно поле пшеном, а речь слушанием.

Задание 4.

Подготовьте трехминутную объяснительную, описатель-

ную, биографическую или повествовательную речь на тему,

подобную перечисленным ниже:

Объясни-

тельная

тема

Описа-

тельная

тема

Биографиче-

ская

тема

Повество-

вательная

тема

Агитаци-

онная

тема

Как я отде-

лался от

дурной при-

вычки

Полезный

прибор

Хороший

педагог

Опасная

прогулка

Фильм,

который

надо по-

смотреть

Методы тре-

нировки со-

баки

Мое люби-

мое занятие

Великий че-

ловек с моей

точки зре-

ния

Как я утра-

тил иллю-

зии

Книга, ко-

торую сле-

дует про-

честь

Как работа-

ет ваш

фотоаппа-

рат

Последнее

изобрете-

ние

Удивитель-

ный харак-

тер

Неразга-

данная тай-

на

Юные во-

дители

опасны

Задание 5.

Повторите перед зеркалом речь, которую предстоит

произнести. Приучайтесь вносить изменения в выражение лица.

Приучайтесь переводить взгляд при произнесении различных ча-

стей речи.

Задание 6.

В краткой речи дайте оригинальную трактовку хорошо из-

вестного изречения, например: Не было бы счастья, да несча-

Стье помогло.

104

Задание 7.

Подготовьте убеждающие речи на данные темы.

 Можно ли убедить дурака?

 Мое представление о счастье.

 Есть ли в мире справедливость?

 Выгодно ли быть хорошим?

Наши рекомендации