Консультация 11. искусство обольщения

Сегодня вы узнаете несколько секретов искусства обольще-

ния.

Создание благоприятного психологического климата

1. Сокращайте физическую и социальную дистанцию.

2. Постоянно показывайте Ваше желание понять позицию собе-

седника.

3. Старайтесь выявлять положительные качества Вашего собе-

седника.

4. Выражая собственные чувства, учитывайте эмоциональное со-

стояние собеседника.

5. Подчеркивайте равенство позиций, ищите единство в интере-

сах и мнениях.

6. Эмоционально поддерживайте разговор.

Факторы, обеспечивающие любому человеку

хорошее психологическое самочувствие

Вам надо:

- улыбаться,

- смотреть собеседнику в глаза,

- сосредоточить на нем все свое внимание,

- установить с ним положительный контакт с помощью мимики

и жестов,

84

- говорить с той же скоростью и в том же голосовом регистре,

что и Ваш собеседник,

- положительно отзываться о личности собеседника,

- показывать, что Вы уважаете своих друзей, знакомых и свое

учебное заведение,

- вести себя спокойно и непринужденно,

- выглядеть опрятным и отдохнувшим.

Создание хорошего впечатления о себе

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям.

2. Поддерживать моменты общности.

3. Выражать искреннее одобрение.

4. Говорить больше комплиментов.

Выслушивание собеседника как психологический прием

Чтобы обеспечить психологически правильное выслушива-

ние собеседника, нужно:

1. Слушая, чаще улыбаться, кивать головой.

2. Стараться в процессе выслушивания ничего не говорить.

3. Часто задавать вопросы и постоянно уточнять.

4. Стараться понять, а не выискивать неточности или ошибки го-

ворящего.

5. Стараться сопереживать собеседнику.

6. Быть внимательным и не терять тему беседы.

7. Если собеседник неприятен, то стараться сдерживать свои

эмоции.

8. Быть терпеливым.

9. Всегда выслушивать до конца.

Техника манипулирования

Чтобы манипулировать другими людьми, оставляя при этом

хорошее впечатление о себе, можно использовать много способов

и приемов воздействия. Вот некоторые из них.

 «Иллюзорная альтернатива»: предоставление возможности вы-

бора. Как только человек сделал выбор, можно тут же упрек-

нуть его в том, что он пренебрег другой возможностью.

 «Большое – через малое». Когда просишь немного, отказ не-

возможен.

85

 «Вложение ожиданий». Если мы относимся к людям так, как

будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им

стать такими, какими они в состоянии стать.

 «Вывернутое желание». Неоднократное повторение просьбы

уменьшает вероятность ее исполнения.

 «Давящее молчание». Тот, кто первым навязывает паузу своим

молчанием, приобретает психологическое преимущество.

 «Создание грандиозных проектов». Что бы людям ни предъяв-

лялось или ни давалось, они всегда готовы и будут желать

большего.

 «Замедление». Тому, кто просит поскорей, дают, помедлив.

Тест «Умеете ли вы влиять на людей?»

Чтобы узнать, в какой мере обладаете вы этим умением, од-

носложно – «да» или «нет» - ответьте на следующие вопросы:

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политиче-

ского деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстра-

вагантно?

3. Способны ли вы говорить с другим человеком о своих интим-

ных переживаниях?

4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие при-

знаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха

в той области, которую вы считаете для себя важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы проде-

монстрировать окружающим свои незаурядные способности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле

выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неиз-

менен?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим рас-

порядком всех дел и даже развлечений?

10.Любите ли вы менять обстановку или переставлять мебель?

11.Любите ли вы новые способы решения старых задач?

12.Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых

людей?

86

13.Любите ли вы доказывать, что ваш классный руководитель

(директор школы) в чем-то не прав?

За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите

себе по 5 баллов. Ответ «да» - вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,

13, ответ «нет» - вопросы 2, 8, 9.

От 35 до 65 баллов: вы человек, который обладает велико-

лепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других,

менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на

путь истинный. Вы наделены даром убеждать окружающих в сво-

ей правоте. Однако вам надо быть осторожным, чтобы ваша уве-

ренность в себе не стала агрессивной.

30 и менее баллов: хотя вы часто бываете правы, вам не

удается убедить в этом окружающих. Вы считаете, что жизнь

должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку.

Вы не любите ничего делать через силу. Вы часто бываете слиш-

ком сдержанными, не достигая из-за этого желанной цели, и по-

тому неправильно понятыми.

Тест Т. Лири

Узнать мнение о себе значимых для нас людей всегда полез-

но. Попросите четырех хорошо знающих вас людей ответить на

предлагаемые ниже вопросы и протестируйте себя сами, чтобы

сравнить ваши представления с представлениями о вас других

людей. Если они согласны, что какая-то характеристика из этого

длинного списка приложима к вам, пусть обведут ее номер кру-

жочком, если нет, то никаких помет делать не надо.

Вы человек, который

1) умеет нравиться,

2) производит сильное впечатление на окружающих,

3) умеет приказывать,

4) умеет настоять на своем,

5) обладает чувством собственного достоинства,

6) независим,

7) способен сам позаботиться о себе,

8) может проявить безразличие к человеку,

9) способен быть суровым,

10)строг, но справедлив,

11)может быть искренним,

12)критичен по отношению к другим,

87

13)любит поплакаться,

14)часто бывает печален,

15)способен проявлять недоверие,

16)часто разочаровывается,

17)способен критически отнестись к себе,

18)способен признавать свою неправоту,

19)охотно подчиняется,

20)покладист,

21)благороден,

22)способен восхищаться и склонен к подражанию,

23)уважителен,

24)ищет одобрения,

25)способен к сотрудничеству,

26)стремится ужиться с другими,

27)доброжелателен,

28)внимателен и ласков,

29)деликатен,

30)способен ободрять,

31)всегда может откликнуться на призыв о помощи,

32)бескорыстен,

33)способен вызвать восхищение,

34)пользуется уважением,

35)обладает талантом руководителя,

36)любит брать ответственность за общее дело,

37)уверен в себе,

38)самоуверен и напорист,

39)деловит, практичен,

40)всегда готов соперничать,

41)тверд и крут, когда это необходимо,

42)неумолим, но беспристрастен,

43)раздражителен,

44)открыт и прямолинеен,

45)не терпит, чтобы им командовали,

46)скептичен (подвергает все сомнению),

47)не слишком впечатлителен,

48)обидчив, щепетилен,

88

49)легко смущается,

50)неуверен в себе,

51)уступчив,

52)скромен,

53)часто прибегает к помощи других,

54)признает авторитеты,

55)охотно принимает советы,

56)доверчив и стремится радовать других,

57)всегда любезен со всеми,

58)дорожит мнением окружающих,

59)общителен и уживчив,

60)добросердечен,

61)всегда со всеми добр и вселяет в людей уверенность,

62)нежен и мягкосердечен,

63)любит заботиться о других,

64)всегда щедр,

65)любит давать советы,

66)производит впечатление значительной личности,

67)начальственно-повелителен,

68)имеет властный характер,

69)хвастлив,

70)надменен и самодоволен,

71)думает только о себе,

72)умеет хитрить,

73)нетерпим к ошибкам других,

74)расчетлив,

75)откровенен,

76)часто недружелюбен,

77)озлоблен,

78)высказывает жалобы,

79)ревнив,

80)долго помнит обиды,

81)склонен к самобичеванию,

82)застенчив,

83)безынициативен,

84)кроток,

85)зависим, несамостоятелен,

89

86)любит подчиняться,

87)предоставляет другим принимать решения,

88)легко попадает впросак,

89)легко поддается влиянию друзей,

90)готов довериться любому,

91)благорасположен ко всем без разбора,

92)всем симпатизирует,

93)прощает все,

94)переполнен чрезмерным сочувствием,

95)великодушен и терпим к чужим недостаткам,

96)стремится помочь каждому,

97)стремится к успеху,

98)ожидает восхищения от каждого,

99)распоряжается другими,

100)деспотичен,

101)относится к окружающим с чувством превосходства,

102)тщеславен,

103)эгоистичен,

104)всегда холоден, черств,

105)язвителен, насмешлив,

106)всегда зол, жесток,

107)часто гневен,

108)всегда бесчувствен, равнодушен,

109)злопамятен,

110)проникнут духом противоречия,

111)всегда упрям,

112)всегда недоверчив и подозрителен,

113)всегда робок,

114)всегда стыдлив,

115)всегда услужлив,

116)всегда мягкотел,

117)почти никому не возражает,

118)всегда навязчив,

119)любит, чтобы его опекали,

120)чрезмерно доверчив,

121)стремится снискать расположение другого,

122)со всеми соглашается,

90

123)всегда со всеми дружелюбен,

124)всех любит,

125)слишком снисходителен к окружающим,

126)старается утешить каждого,

127)заботится о других в ущерб себе,

128)портит людей своей чрезмерной добротой.

Обработка результатов.

Количество баллов подсчитывается отдельно для каждой

октанты (16 вопросов). Положительный ответ равен одному бал-

лу. По каждой октанте, следовательно, может быть не больше 16

баллов. Если тест выполнялся не полностью, то результаты обра-

ботать невозможно.

1-ая октанта «Властность – лидерство»

Если у вас до 8 баллов, вас воспринимают как уверенного в

себе человека, который умеет быть хорошим советчиком, настав-

ником и организатором. При средних показателях (9-12 баллов)

окружающие дают вам знать, что вы переоцениваете свои способ-

ности. При высоких баллах (выше 12) окружающие испытывают

на себе такое давление с вашей стороны, что склонны оценивать

его как деспотизм.

2-ая октанта «Независимость – доминирование»

При умеренных показателях (до 8 баллов) вас воспринима-

ют как человека уверенного, независимого. Средние показатели

(9-12 баллов) означают, что ваша независимость ощущается дру-

гими как склонность занимать определенную позицию в группе,

постоянно противопоставляя свое мнение мнению большинства.

При высоких баллах (выше 12) окружающие убеждаются в том,

что вам присущи самодовольство, эгоизм и самолюбование.

3-ья октанта «Прямолинейность – агрессивность»

При умеренных баллах вы можете в глазах других обладать

такими качествами, как непосредственность, искренность, на-

стойчивость в достижении цели. При более высоких баллах эти

качества превращаются в чрезмерное упорство, упрямство, не-

дружелюбие. Если результат свыше 12 баллов, окружающие убе-

ждены в вашей агрессивности.

4-ая октанта «Недоверчивость – скептицизм»

При умеренных показателях о вас сохраняется представле-

ние как о человеке реалистическом, критически оценивающем

91

свои мысли, не склонном менять свое мнение под давлением

группы. Повышение суммы баллов свидетельствует о том, что

окружающие начинают замечать обидчивость и нарастание кри-

тицизма.

5-ая октанта «Покорность – застенчивость»

Умеренные баллы означают, что люди воспринимают вас

как скромного, застенчивого человека, склонного брать на себя

чужие обязанности. Дальнейшее нарастание суммы баллов гово-

рит о том, что вы начинаете производить впечатление покорного

человека. Если у вас свыше 12 баллов, окружающими ощущается

в вас повышенное чувство вины, а поведение оценивается как

самоуничижительное.

6-ая октанта «Зависимость – послушание»

До 8 баллов: окружающие замечают, что вы ожидаете помо-

щи и доверия, признания своей личности и способностей. Далее

нарастает ощущение вашей зависимости от мнения окружающих,

которая переходит в сверхконформность – крайнюю податли-

вость мнению окружающих (свыше 12 баллов), доходящую до

полной зависимости от мнения большинства.

7-ая октанта «Сотрудничество – соглашательство»

При умеренных баллах окружающие воспринимают вас как

человека, готового к сотрудничеству с ними. Свыше 8 баллов:

вам дают понять, что компромиссное поведение, соглашатель-

ство делает вас менее интересным для окружающих, а излияния

дружелюбия и стремление подчеркнуть свою причастность к ин-

тересам большинства (при 12 баллах и выше) становятся назой-

ливыми.

8-ая октанта «Ответственность – великодушие»

Знакомые склонны одобрить вашу готовность помогать

окружающим, развитое чувство ответственности даже тогда,

когда они становятся чрезмерными (свыше 8 баллов) и скорее со-

чувственно и снисходительно относятся к вашему мягкосерде-

чию, сверхобязательности, подчеркнутому стремлению забывать

себя ради других (свыше 12 баллов).

Примечание: Если вы получили в какой-то октанте менее 3

баллов, то все перечисленные характеристики маловероятны.

92

КОНСУЛЬТАЦИЯ 12. ВНИМАНИЕ: КОНФЛИКТ!

Конфликт – это различные острые столкновения, серьезные

разногласия идеологического, социально-бытового или другого

характера.

Психологические барьеры

Возникновение психологических барьеров и других помех

общению ведет к возникновению конфликта. Что это за барьеры?

1. Барьер предвзятости. Вы как будто беспричинно начинаете

отрицательно относиться к тому или иному человеку.

2. Барьер отрицательной установки. Некто плохо отозвался о

знакомом вам человеке, и у вас возникла негативная установка

по отношению к нему.

3. Барьер «боязни» контакта. Бывает, что вам неловко вступить

в непосредственный контакт с человеком.

4. Барьер «ожидания непонимания».

5. Барьер «стереотипов». Взаимодействию нередко мешает не-

верный стереотип: «Я попрошу у него что-нибудь, а он отка-

жет».

6. Барьер «возраста».

Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников

Существуют следующие разновидности замечаний:

1. Невысказанные замечания – это такие замечания, которые со-

беседник не успевает, не хочет или не смеет высказать.

2. Предубеждения относятся к причинам, вызывающим неприят-

ные замечания, особенно в том случае, если точка зрения собе-

седника полностью ошибочна.

3. Ироничные замечания являются следствием плохого настрое-

ния собеседника, а иногда и его желания проверить вашу вы-

держку и терпение.

4. Стремление к получению информации – доказательство заин-

тересованности собеседника и наличия недостатков в передаче

информации.

5. Желание проявить себя.

6. Замечания субъективного характера.

93

7. Объективные замечания – замечания, которые собеседник вы-

сказывает для того, чтобы развеять свои сомнения.

8. Общее сопротивление.

9. Последняя попытка.

10.Ссылка на авторитеты.

11.«Сжатие» нескольких замечаний.

12.Одобрение + уничтожение.

13.Условное согласие.

14.Метод опроса.

15.Метод «да – но».

16.Предупреждение.

17.Доказательство бессмысленности.

18.Отсрочка.

19.Явное и грубое возражение.

20.Уважение.

21.Признание правоты.

22.Недопущение превосходства.

23.Контролирование реакций.

24.Лаконичность ответа.

25.Сдержанность в личных оценках.

Наши рекомендации