Консультация 8. культура общения
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направ-
ленное на согласование и объединение их усилий с целью нала-
живания отношений и достижения общего результата.
Виды общения
Для того чтобы говорить хорошо, иметь положительный
имидж, надо поставить перед собой следующие вопросы:
- Как сказать правильно?
- Как сказать понятно?
- Как сказать красиво?
57
- Как сказать убедительно?
О последнем мы и будем сейчас говорить.
Прежде чем начать повествование об эффективности обще-
ния, необходимо охарактеризовать его виды.
Различаются следующие виды общения:
1. По положению коммуникантов в пространстве и времени –
контактное и дистантное. Понятие контактного общения
очевидно: собеседники рядом. К видам дистантного общения
относят все те, где коммуниканты разделены пространством и
временем (разговор по телефону, общение в письмах).
2. По наличию или отсутствию какого-либо «опосредующего»
аппарата – непосредственное и опосредованное. Непосред-
ственное общение – обычный разговор, беседа, доклад. К ви-
дам опосредованного общения относятся и телефонный разго-
вор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению,
через книгу.
3. С точки зрения формы существования языка различают обще-
ние устное и письменное. Текст устный или письменный име-
ет свои особенности. Устное общение, как правило, связывает-
ся с признаками контактности и непосредственности, а пись-
менное – с признаками дистантности и опосредованности.
Устное общение не допускает переработки текста, кроме
уточнений, оговорок. В обиходно-бытовой сфере употребля-
ются специфические для разговорной речи слова и конструк-
ции. Письменный же текст требует обдумывания, подчиняется
более строгим правилам лексического и грамматического от-
бора. Наконец, он оказывается зафиксированным.
4. С точки зрения переменной~постоянной позиции я-говоряще-
го и ты-слушающего различают общение диалогическое и мо-
нологическое. Диалог образуется сменой ролей «я» и «ты», ор-
ганизующей текст как сумму реплик. При монологическом об-
щении «я» как говорящий относительно длительное время не
оставляет эту свою коммуникативную роль, хотя текст может
быть адресованным конкретному лицу.
5. С точки зрения количества участников различают общение
межличностное и массовое. Количественные отношения
«1-1» и «1-несколько» приводят к межличностной коммуника-
ции, отношение «1-много» – к массовой коммуникации.
58
6. С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений об-
щающихся различают общение частное и официальное. В от-
личие от частного, официальное общение ограничено строги-
ми правилами взаимного поведения и отношений коммуникан-
тов как представителей организации, группы, поэтому текст
официального общения содержит немало клишированных,
стереотипных компонентов. Частное общение может быть не-
принужденным, дружеским, интимным, фамильярным.
В зависимости от вида общения рождаются самые
разные тексты с точки зрения стиля, жанра и т.д.
Правила для говорящего и слушающего
Для разных видов речевой деятельности общество выдвига-
ет определенные правила их осуществления.
Правила ведения речи, или речевой этикет, - необходимый
«багаж» любого человека.
Важнее всего, наверное, выделить правила для говорящего и
слушающего, так как в устном контактном непосредственном об-
щении текст рождается спонтанно. Поэтому надо быть особенно
внимательным к соблюдению таких правил и постараться ввести
их в привычку.
Правила для говорящего:
1. Доброжелательно относись к собеседнику.
2. Будь вежливым.
3. Умей встать на точку зрения партнера.
4. Умей поставить в центр внимания слушающего, учитывай его
социальную роль, его личность.
5. Умей выбрать тему для разговоров.
6. Следуй логике развертывания текста.
7. Учитывай порог смыслового восприятия и концентрацию вни-
мания.
8. Отбирай языковые средства.
9. Сохраняй дистанцию между собой и партнером.
Правила для слушающего:
1. Будь внимательным к говорящему.
2. Уважай партнера.
3. Умей выслушать собеседника.
59
4. Умей поставить в центр внимания говорящего и его интересы.
5. Умей сочетать в себе роль слушающего и роль говорящего.
6. Умей не реагировать на вопрос, заданный не тебе.
Речевое поведение - сложное явление, связанное с особен-
ностями воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в
которой привычно общается человек. Речевое поведение стерео-
типно, привычно, поэтому оно выражается в стереотипных вы-
сказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в индивидуаль-
ных речевых проявлениях данной личности – с другой. К этому
надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуника-
ции (жесты, мимику, тональные и фонационные особенности).
Иначе говоря, в речевом поведении проявляется языковая лич-
ность, принадлежащая данному времени, данной стране, данному
региону, данной социальной (в том числе и профессиональной)
группе, данной семье. Например, человек, профессионально свя-
занный с речевой деятельностью и привыкший к публичным вы-
ступлениям (лектор, журналист, диктор, преподаватель), свобод-
но чувствует себя в общении. Его речевое поведение выдает в
нем человека, владеющего речью, жестом, могущего концентри-
ровать внимание слушателей.
Речевое поведение впрямую связано и с ролевым поведе-
нием, с присущими каждому из нас постоянными и переменными
ролевыми признаками.
Социальная роль – это нормативное сочетание позиции и
функции, при этом та или иная роль в сознании людей связана с
образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной
роли обязан делать и на что он имеет право. Так, от ребенка не
ждут поучающего тона, хотя старикам это прощают.
Главные социальные роли различаются по следующим па-
раметрам:
- пол,
- возраст,
- место жительства,
- степень образованности,
- профессия,
- положение на работе и в семье и т.п.
60
Речевая ситуация - сложный комплекс внешних условий
общения и внутренних реакций общающегося.
Компоненты речевой ситуации:
- автор речи (кто),
- ее адресат (кому),
- время и место действия (когда и где),
- тема разговора (о чем),
- мотив и цель (почему и зачем).
Средства воздействия в общении
Вербальные, или речевые – выбор слов, расстановка акцентов.
Акустические – сила и скорость произнесения слов, громкость,
тембр и модуляции голоса.
Невербальные, или язык тела - жесты и позы.
Социально-психологические - приглашение, приказ, наставле-
ние, оскорбление, оправдание.
Психологические - решение, оценка, поддержка, понимание,
интерпретация, расследование, вербализация.
Практикум «Кто я?»
В нашей культуре человек с самого раннего детства привы-
кает характеризовать себя. Даже четырехлетний ребенок может
ответить на вопросы «Кто ты?» и «Какой ты?». Пусть его ответы
в это время характеризуют скорей его родителей, чем его самого,
но от того, как отвечает ребенок на эти вопросы, во многом зави-
сит его дальнейшая жизнь.
Давайте посмотрим, что скажут о вас ваши ответы. Обычно
на первом месте в списке стоит самое привычное – то, как чело-
век себя осознает, что учитывает, планируя действия. Но это же
обычно и самое банальное и очевидное – очень часто, например,
указание на социальное положение или род занятий. Продолжая
список дальше, с какого-то момента вы сталкиваетесь с трудно-
стями: начинаете называть те свои характеристики, о которых
реже задумываетесь. На первом месте стоит, как правило, та ха-
рактеристика, которая для вас приемлема, а вот на последнем ме-
сте нередко оказывается та, к которой вы не знаете, как относить-
ся, или относитесь плохо.
61
Может оказаться очень интересным сравнить, какими слова-
ми определяете себя вы, а какими вас определяют родители, дру-
зья, одноклассники и др.
Задание 1.
Привести примеры на разные виды общения.
Задание 2.
Составьте списки употребляемых Вами речевых клише, вы-
ражающих:
- приветствие (утреннее, дневное, вечернее),
- прощание,
- извинение,
- поздравление,
- благодарность.
Укажите ситуации употребления этих клише и их стили-
стическое различие.
Задание 3.
Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсу-
ждении и разборе выполненного задания обратите внимание на
поведение участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюде-
ние этикетно-речевых правил.
1. Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К
вам ходит
- ваша старая подруга,
- старый знакомый ваших родителей,
- незнакомая женщина,
- незнакомый молодой человек,
- руководитель организации,
- спонсор.
Примите их.
2. Вы – руководитель коммерческой организации. У вас в фирме
есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3-4 пре-
тендентами на это место. Они пришли по объявлению.
Задание 4.
62
Попытайтесь произнести слово-предложение Принеслис
выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы,
удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попробу-
ют определить то настроение, которое вы хотели передать го-
лосом в каждом случае. Это задание поможет вам проверить,
хорошо ли вы владеете интонационными возможностями рус-
ского языка.
Задание 5.
Установите, сколько интонационных и смысловых вариан-
тов имеет предложение Как он смел?Обоснуйте свой ответ.
Задание 6.
Составьте и разыграйте по ролям диалоги мужчины со
своей матерью, которая упрекает его в том, что он не звонит
ей; с его сыном-восьмиклассником, который поздно приходит
домой; с директором школы, который недоволен его пятым
классом.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 9.