Предложный падеж единственного числа
44
Формы с окончанием –е присущи книжно-письменным сти-
лям: в отпуске, в жире, на холоде, в цехе.
Исключения: фразеологизмы __________– куртка на меху, быть на
хорошем счету, трудиться в поте лица.
Трудности в употреблении прилагательных
Просторечным является сочетание слов более, менее с про-
стой сравнительной степенью типа более продуктивнее, менее се-
рьезнее.
Трудности в употреблении числительных
1) У сложных числительных, оканчивающихся на –сот или –де-
сят, каждая часть склоняется, как простое числительное (се-
мидесяти, семьюдесятью, о семидесяти);
2) Числительные 40 и 90 имеют только 2 падежные формы (со-
рок, сорока: девяносто, девяноста);
3) При смешанном числе существительным управляет дробь
(пять десятых долей процента);
4) Собирательные числительные употребляются:
А) с существительными мужского и общего рода, называющими
лиц мужского пола: двое друзей, четверо сирот;
Б) с существительными, имеющими только форму мн.ч.: двое
ножниц, четверо суток;
В) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро:
Г) со словом дети и наименованиями детенышей животных
(трое детей, пятеро поросят).
Запомни: двое мужчин (но: две девочки), трое инженеров
(но: три генерала), обоих мальчиков, обеих девочек, на обеих пар-
тах, с обоих запястий.
Па-
деж
50-80 200-400 500-900 5/8 метра
И.п. Пятьдесят Двести Пятьсот Пять восьмых мет-
ра
Р.п. Пятидесяти Двухсот Пятисот Пяти восьмых мет-
ра
Д.п. Пятидесяти Двумстам Пятистам Пяти восьмым мет-
ра
45
В.п. Пятьдесят Двести Пятьсот Пять восьмых мет-
ра
Т.п. Пятьюдеся-
тью
Двумяста-
ми
Пятьюста-
ми
Пятью восьмыми
метра
П.п. О пятидеся-
ти
О двух-
стах
О пятистах О пяти восьмых
метра
Запомните:
двухтысячный год две тысячи первый год до
двухтысячного года до две тысячи первого года
к двухтысячному году к две тысячи первому году
Упражнение 1.
Укажите род несклоняемых существительных:
1. Алоэ, алиби, леди, жюри, дзюдо, самбо, пони, кофе, галифе,
кенгуру, пальто, кюре, трио, фиаско, резюме.
2. Гюго, Осло, Мали, Чили, Перу, Гете, Дюма, Нагасаки, Тарту,
«Дейли ньюс», «Уоркер».
3. ООН, РИА, ГРЭС, НИИ, СНГ, ТНТ, НТВ.
Упражнение 2.
Поставьте следующие существительные в форму Им.п.
мн.ч.:
бухгалтер, директор, вексель, порт, торт, отпуск, суп, трактор,
шофер.
Упражнение 3.
Поставьте существительные в форму Р.п. мн.ч.:
ампер, апельсин, грамм, грузин, мандарин, валенки, кочерга, ту-
фли, ясли.
Упражнение 4.
Укажите случаи неправильного употребления падежных
форм имени существительного:
1. В заводском ясли-детсаду сейчас до двухсот детей.
2. В районе открыто шесть ясель и восемь детских садов.
46
3. На центральном участке фронта совместно действовали все
рода войск.
4. В цехах мехкомбината соболи занимают особо почетное ме-
сто.
5. Первые модели самолета вызвали претензии: обзор недоста-
точный, выхлопа слепят, вооружение только пулеметное.
6. Трюма судов переполнены рыбой.
7. Подготовлено помещение для хранения инвентаря – лопат,
совков, грабель.
Упражнение 5.
Укажите случаи неправильного использования числи-
тельных:
1. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем
о двух из них.
2. Для раненых удалось достать пятеро саней.
3. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института.
4. Трое дней и ночей гостили мы в Москве.
5. Три неразлучных друга пришли служить после окончания лет-
ного училища в одно и то же подразделение.
Упражнение 6.
Укажите ошибки в употреблении числительных:
1. Прибыль поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей.
1. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами.
2. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, рав-
ную две тысячи сто пятьдесят километров.
Упражнение 7.
Запишите числительные прописью:
1. Библиотека института ежегодно пополняется 300-400 книгами.
2. В систематическом каталоге указано не менее 721850 наимено-
ваний.
3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.
4. Успеваемость в классе приблизительно равна 95,5 %.
5. Засеяно около 754, 3 (гектаров/ гектара) земли.
Упражнение 8.
47
Найдите в предложениях, взятых из выступлений совре-
менных политиков и журналистов, случаи нарушения морфоло-
гических норм.
1. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам
тротила.
2. Евгений Максимович говорил с господином Гор.
3. Я свою подпись из-под этого документа не уберу.
4. Без финансовых поддержек нам нельзя существовать.
5. Сколько время вы отводите на решение этого вопроса?
6. Мы ее обсуждали с депутатами, этот бюджет.
7. Что касается моих первых работ на ТВ, то они были гораздо
слабже.
8. В течение полтора суток все говорит о том, что состояние пре-
зидента стабилизируется.
9. Эти деньги предназначены для расчета с самой МВФ.
10.Слушав этого депутата, я подумал о такой проблеме.
11.Об этом заявила глава налоговой службы Георгий Боос.
Упражнение 9.
От предложенных наименований национальностей в муж-
ском роде образуйте соответствующие наименования женского
рода.
Араб, грек, индеец, индиец, китаец, кореец, перс.
Упражнение 10.
Проанализируйте употребление возвратных глаголов. Ис-
правьте возникшую двусмысленность.
1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
2. Деталь бросается в ванну.
3. Несколько гектаров, которые занимались кукурузой, после
глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами.
4. Циклон грозился наводнением.
5. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства.
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что входит в понятие «грамматические нормы»? Какие су-
ществуют разновидности грамматических норм?
48
2. Как определить род несклоняемых имен существительных?
3. Каковы основные особенности склонения количественных и
порядковых числительных?
4. В чем особенность употребления в речи сочетаний с собира-
тельными числительными?