Предложный падеж единственного числа

44

Формы с окончанием –е присущи книжно-письменным сти-

лям: в отпуске, в жире, на холоде, в цехе.

Исключения: фразеологизмы __________– куртка на меху, быть на

хорошем счету, трудиться в поте лица.

Трудности в употреблении прилагательных

Просторечным является сочетание слов более, менее с про-

стой сравнительной степенью типа более продуктивнее, менее се-

рьезнее.

Трудности в употреблении числительных

1) У сложных числительных, оканчивающихся на –сот или –де-

сят, каждая часть склоняется, как простое числительное (се-

мидесяти, семьюдесятью, о семидесяти);

2) Числительные 40 и 90 имеют только 2 падежные формы (со-

рок, сорока: девяносто, девяноста);

3) При смешанном числе существительным управляет дробь

(пять десятых долей процента);

4) Собирательные числительные употребляются:

А) с существительными мужского и общего рода, называющими

лиц мужского пола: двое друзей, четверо сирот;

Б) с существительными, имеющими только форму мн.ч.: двое

ножниц, четверо суток;

В) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро:

Г) со словом дети и наименованиями детенышей животных

(трое детей, пятеро поросят).

Запомни: двое мужчин (но: две девочки), трое инженеров

(но: три генерала), обоих мальчиков, обеих девочек, на обеих пар-

тах, с обоих запястий.

Па-

деж

50-80 200-400 500-900 5/8 метра

И.п. Пятьдесят Двести Пятьсот Пять восьмых мет-

ра

Р.п. Пятидесяти Двухсот Пятисот Пяти восьмых мет-

ра

Д.п. Пятидесяти Двумстам Пятистам Пяти восьмым мет-

ра

45

В.п. Пятьдесят Двести Пятьсот Пять восьмых мет-

ра

Т.п. Пятьюдеся-

тью

Двумяста-

ми

Пятьюста-

ми

Пятью восьмыми

метра

П.п. О пятидеся-

ти

О двух-

стах

О пятистах О пяти восьмых

метра

Запомните:

двухтысячный год две тысячи первый год до

двухтысячного года до две тысячи первого года

к двухтысячному году к две тысячи первому году

Упражнение 1.

Укажите род несклоняемых существительных:

1. Алоэ, алиби, леди, жюри, дзюдо, самбо, пони, кофе, галифе,

кенгуру, пальто, кюре, трио, фиаско, резюме.

2. Гюго, Осло, Мали, Чили, Перу, Гете, Дюма, Нагасаки, Тарту,

«Дейли ньюс», «Уоркер».

3. ООН, РИА, ГРЭС, НИИ, СНГ, ТНТ, НТВ.

Упражнение 2.

Поставьте следующие существительные в форму Им.п.

мн.ч.:

бухгалтер, директор, вексель, порт, торт, отпуск, суп, трактор,

шофер.

Упражнение 3.

Поставьте существительные в форму Р.п. мн.ч.:

ампер, апельсин, грамм, грузин, мандарин, валенки, кочерга, ту-

фли, ясли.

Упражнение 4.

Укажите случаи неправильного употребления падежных

форм имени существительного:

1. В заводском ясли-детсаду сейчас до двухсот детей.

2. В районе открыто шесть ясель и восемь детских садов.

46

3. На центральном участке фронта совместно действовали все

рода войск.

4. В цехах мехкомбината соболи занимают особо почетное ме-

сто.

5. Первые модели самолета вызвали претензии: обзор недоста-

точный, выхлопа слепят, вооружение только пулеметное.

6. Трюма судов переполнены рыбой.

7. Подготовлено помещение для хранения инвентаря – лопат,

совков, грабель.

Упражнение 5.

Укажите случаи неправильного использования числи-

тельных:

1. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем

о двух из них.

2. Для раненых удалось достать пятеро саней.

3. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института.

4. Трое дней и ночей гостили мы в Москве.

5. Три неразлучных друга пришли служить после окончания лет-

ного училища в одно и то же подразделение.

Упражнение 6.

Укажите ошибки в употреблении числительных:

1. Прибыль поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей.

1. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами.

2. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, рав-

ную две тысячи сто пятьдесят километров.

Упражнение 7.

Запишите числительные прописью:

1. Библиотека института ежегодно пополняется 300-400 книгами.

2. В систематическом каталоге указано не менее 721850 наимено-

ваний.

3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

4. Успеваемость в классе приблизительно равна 95,5 %.

5. Засеяно около 754, 3 (гектаров/ гектара) земли.

Упражнение 8.

47

Найдите в предложениях, взятых из выступлений совре-

менных политиков и журналистов, случаи нарушения морфоло-

гических норм.

1. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам

тротила.

2. Евгений Максимович говорил с господином Гор.

3. Я свою подпись из-под этого документа не уберу.

4. Без финансовых поддержек нам нельзя существовать.

5. Сколько время вы отводите на решение этого вопроса?

6. Мы ее обсуждали с депутатами, этот бюджет.

7. Что касается моих первых работ на ТВ, то они были гораздо

слабже.

8. В течение полтора суток все говорит о том, что состояние пре-

зидента стабилизируется.

9. Эти деньги предназначены для расчета с самой МВФ.

10.Слушав этого депутата, я подумал о такой проблеме.

11.Об этом заявила глава налоговой службы Георгий Боос.

Упражнение 9.

От предложенных наименований национальностей в муж-

ском роде образуйте соответствующие наименования женского

рода.

Араб, грек, индеец, индиец, китаец, кореец, перс.

Упражнение 10.

Проанализируйте употребление возвратных глаголов. Ис-

правьте возникшую двусмысленность.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.

2. Деталь бросается в ванну.

3. Несколько гектаров, которые занимались кукурузой, после

глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами.

4. Циклон грозился наводнением.

5. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «грамматические нормы»? Какие су-

ществуют разновидности грамматических норм?

48

2. Как определить род несклоняемых имен существительных?

3. Каковы основные особенности склонения количественных и

порядковых числительных?

4. В чем особенность употребления в речи сочетаний с собира-

тельными числительными?

Наши рекомендации