Сексуальная революция и ее последствия
То, что традиционная половая мораль противоречива, несостоятельна и лицемерна, было ясно уже в конце XIX в. В XX в. сексуальные установки и поведение людей стали меняться столь быстро, что эти сдвиги назвали сексуальной революцией.
В чем же состоит эта революция и как она отражается в нашем сознании? Люди, пишущие на эту тему, часто торопятся с оценками, и оценки эти сплошь и рядом противоположны. Чтобы избежать субъективизма, следует напомнить о социальных процессах, происходящих в той или иной степени во всех индустриально развитых странах.
Общая тенденция, от которой зависят сдвиги в сексуальном поведении современных людей, — ломка традиционной системы поло-вой/гендерной стратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей. Гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют
различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин. Главная тенденция современной культуры — установка на развитие индивидуальности, безотносительно к какому бы то ни было заданному стандарту.
Важные перемены происходят и в культурных стереотипах маскулинности и фемининности. Они становятся менее жесткими и полярными и более внутренне противоречивыми. Традиционные черты в них переплетаются с новыми. Кроме того, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Наконец, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.
Традиционный идеал «вечной женственности» был, как мы видели, довольно прост. Женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным.
Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского эталона женственности. Но в женском самосознании появились новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать свойствами, которые раньше считались монополией мужчин. Иметь дело с такой женщиной мужчине гораздо интереснее, но одновременно и труднее. В разных ролях она выглядит и чувствует себя по-разному, требуя дифференцированного к себе отношения.
Изменился и стереотип маскулинности. «Современная маскулинность» ставит интеллект выше физической силы, допускает проявление нежности и душевной тонкости, требует обуздания «грубых» чувств и порывов и т. д. Но эти нормативные ожидания противоречивы на разных этапах жизненного пути (для мальчика-подростка, который только еще утверждается в своей мужской роли, важнейшие признаки маскулинности — по-прежнему высокий рост, физическая сила и сильный характер).
Серьезные сдвиги происходят в брачно-семейных отношениях. Налицо изменение состава семьи, уменьшение ее численности за счет снижения рождаемости и сведения ее к супружеской паре и ее потомству («нуклеарная семья»). Современная российская городская семья обычно малодетная, насчитывающая одного-двоих детей.
По мере того как некоторые старые экономические и социальные функции семьи (семья как производственная единица, ячейка потребления и институт первичной социализации детей) отмирают или приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность психологической близости между членами семьи, будь то супруги или родители и дети. Интимизация внутрисемейных отношений повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи.
Повышается индивидуальная избирательность брака. Переход от брака по расчету или по обязанности к браку по свободному выбору — громадное достижение человечества. Но это предполагает также воз-
можность расторжения брака по психологическим мотивам, что делает институт брака менее устойчивым. Кроме неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияет увеличение обшей продолжительности жизни (раньше было меньше разводов, но многие семьи разрушались вследствие смерти одного из супругов и по другим причинам) и уменьшение численности семьи: прожить вдвоем, не надоев друг другу, пятьдесят лет гораздо труднее, чем прожить 15—20 лет в большом семейном коллективе.
Это способствует появлению социально-психологической установки на возможную временность брачного союза. Американские социологи называют этот тип отношений «серийной моногамией», имея в виду, что индивид одновременно живет только с одной женой (мужем), но на протяжении жизненного пути у него может быть несколько таких союзов. Абсолютное число разводов в России с 1959 по 1995 г. неуклонно росло. В 1996 г. оно несколько снизилось, но одновременно снизилось и число браков. В 1990 г. на 100 браков приходилось 42 развода, а в 1996 г. их стало 65!
Растет число одиночек, по тем или иным причинам не вступивших в зарегистрированный брак. В традиционном обществе женитьба была фактически, а порой и юридически обязательным условием получения статуса взрослого. В дореволюционной русской деревне холостяк, независимо от возраста, не «мужик», а «малый». Он не имел решающего голоса ни в семье, ни на деревенском сходе. Отсюда — раннее и почти всеобщее вступление в брак. Сегодня дело обстоит иначе. Одни не вступают в брак, так как не приспособлены к нему психологически или физиологически. Другие избегают связанной с браком ответственности, предпочитая удовлетворять сексуальные потребности «на стороне» (раньше это было труднее). Третьи (их довольно много) состоят в фактическом браке, но не регистрируют его.
Эти социально-демографические, как и многие другие, тенденции тесно связаны с ростом индивидуальной автономии и личного усмотрения.
Юридически не оформленные сожительства, которые раньше осуждались и практиковалось главным образом как временный, пробный период подготовки к браку, стали массовыми, главным образом среди молодежи, причем не столько как этап подготовки к браку, сколько как его альтернативная форма.
Новой экспериментальной формой супружества являются так называемые сексуально открытые браки, то есть такие, в которых супруги признают друг за другом право на какие-то, большей частью краткосрочные, сексуальные связи на стороне, удовлетворяющие те потребности, которых не может удовлетворить постоянный партнер.
Общая тенденция, лежащая в основе всех перечисленных процессов, — изменение ценностных ориентиров, центром которых становится не семейная группа, а индивид. Эта переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и сво-
бодное общение, — результат длительного исторического развития, уходящего своими корнями в раннебуржуазную эпоху.
В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне своей социально-групповой принадлежности.
Расширение сферы личного усмотрения по принципу, что счастье индивида — высшая цель брачного союза, а также повышение общего динамизма жизни открывают перед людьми новые возможности, но и создают новые проблемы. Уменьшение устойчивости брака остро ставит вопрос об ответственности родителей за воспитание детей; «серийная моногамия» далеко не всегда обеспечивает необходимую психологическую интимность, которая предполагает, кроме эмоциональной привязанности, чувство надежности, прочности союза и т. д.
Глубокие перемены происходят и в культуре. Прежде всего это крах традиционных антисексуальных установок и их псевдонаучного, обоснования. Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Реабилитированная эротика находит разнообразное выражение как в массовой, так и в «высокой» культуре, будь то литература, кино или изобразительное искусство. Здесь действует подмеченная Д. С. Лихачевым общая закономерность художественного прогресса — сужение сферы запретного.
Расширение диапазона сексуальных переживаний, символизируемых в культуре, — часть процесса перестройки телесного канона и канона речевой пристойности, утвердившихся в начале нового времени. Ослабели культурные запреты против наготы (достаточно вспомнить эволюцию купальных костюмов и других видов одежды), расширились границы речевой пристойности (некоторые слова, еще недавно считавшиеся нецензурными, вошли в широкий оборот). В этом можно усмотреть признак падения нравов. Но возможность обсуждать ранее неназываемое означает, что люди перестали бояться данных явлений, стали свободнее относиться к ним.
Изменение отношения к телу связано с общим изменением отношения к эмоциям. В противовес викторианской установке на подавление эмоций современная культура, включая научную психологию, подчеркивает ценность самораскрытия и пользу эмоциональной чувствительности. «Воспитание чувств» в сегодняшнем понимании — умение не только контролировать и подчинять чувства разуму, но и выражать свои чувства, слушаться веления сердца.
Сдвиги в брачно-семейных отношениях и половом символизме закрепляются и передаются следующим поколениям благодаря изменениям в системе гендерной социализации детей и молодежи. Расширение диапазона контактов и совместной деятельности мальчиков и девочек способствует выравниванию многих традиционных полоролевых особенностей, а ослабление внешнего контроля (со стороны родителей или юношеской субкультуры) за их поведением дает молодым неслыханную прежде свободу решений, включая вопросы половой жизни.101
ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ
За бесчисленными философско-эстетическими канонами и теориями любви стоят различные социально-исторические условия и культурные ценности. Но как соотносятся друг с другом любовь и либидо, эротические и неэротические привязанности? Каковы психологические механизмы влюбленности и по каким признакам человек выбирает объект любви?
Может быть, любовь вообще не относится к компетенции науки? Любовь не только тайна, но и таинство, а таинство не выносит слишком яркого света и «объективного» отношения. Однако сходные возражения выдвигались и против многих научных исследований, будь то космос или происхождение жизни. Кроме того, любовь не только таинство, а и вполне реальное земное чувство, переживаемое миллиардами людей. Запрещение психологических исследований любви равносильно признанию в том, что мы не уверены в ее посюсторонности, что в глубине души мы считаем любовь иллюзией, которую лучше не трогать.
Конечно, науке подвластно далеко не все. Объективно измерить, зафиксировать или хотя бы определить самое сложное и субъективное из человеческих переживаний невозможно. Прав был испанский писатель Мигель де Унамуно, сказав: «Если любовь определить, она исчезнет». Таково свойство всех высших человеческих чувств.
Даже вопрос о том, чем «половая любовь» отличается от «неполовой», при ближайшем рассмотрении оказывается неразрешимым, точнее — некорректно поставленным.
Древнегреческие философы трактовали любовь как космическую силу, всеобщий аффективный принцип, соединяющий людей друг с другом, в противоположность разобщающей силе ненависти, а сексуальную любовь — как частный случай общего закона, в основе которого, по Платону, лежит «жажда целостности и стремление к ней».
Соотношение эротических и неэротических переживаний всегда условно и зависит от конкретной ситуации взаимодействия индивидов, причем всякое его определение не только отражает характер описываемых взаимоотношений, но и дает их дальнейшему развитию определенное, подчас неожиданное для самих участников направление.
Как показали экспериментальные исследования американского психолога Гарри Харлоу, даже у обезьян любовь, то есть индивидуальная эмоциональная привязанность, не является единым, неизменным состоянием, а включает по крайней мере 5 автономных «аффективных систем»: 1) материнскую любовь; 2) детскую любовь к матери; 3) любовь сверстников, детей и подростков друг к другу; 4) гетеросексуальную любовь и 5) отцовскую любовь к детям. Ни одна из этих систем не сводится к другой и не вытекает из нее; вместе с тем генетически более ранняя система подготавливает более сложные формы взаимоотношений. Особенно важен вывод Харлоу, что взаимные привязаннос-
ти между детенышами важны для выработки не только практических копулятивных навыков, но и коммуникативных качеств и эмоциональных привязанностей.
Как справедливо заметил А. С. Макаренко, человеческая «любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».
Любовные чувства и переживания имеют своего рода два полюса — симпатию и страсть. В обыденной речи любовь и симпатия различаются как количественно (любовь как высшая степень симпатии), так и качественно. Симпатия, которая выражается словом «нравится», — более или менее недифференцированная положительная установка, отношение к другому человеку, где преобладает оценочный момент. Нравиться может только тот, кто обладает (или кому их приписывают) какими-то положительными или желаемыми качествами. В любви это необязательно. Любовь — это напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, независимо от оценки его качеств. Любимый может и не нравиться, а тот, кто нравится, не всегда любим.
Исходя из этих идей, американский психолог Зик Рубин разработал две отдельные шкалы — любви и симпатии, по 13 пунктов в каждой. «Любовная шкала» измеряет степень привязанности («Если мне одиноко, моя первая мысль — разыскать X»), заботы («Если бы X чувствовал себя плохо, мой первейший долг был бы поддержать его») и интимности («Я чувствую, что могу буквально во всем довериться X»). «Шкала симпатии» измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств и насколько он склонен считать этого человека похожим на себя. Изучение 182 пар студентов Мичиганского университета, связанных отношениями ухаживания, показало, что любовь и симпатия действительно не совпадают и показатели по «шкале любви» позволяют предсказать вступление молодых людей в брак гораздо точнее, чем показатели «шкалы симпатии». Рубин сумел достаточно точно предсказать, какие из обследованных пар поженятся, а какие — разойдутся. Эта методика широко применяется психологами.
Американский психолог Д. А. Ли выделил 6 разных «цветов», или стилей любви, каждому из которых соответствует определенная система чувств и установок. Три первичных, изначальных цвета — эрос,страстная романтическая любовь-увлечение, людус,любовь-игра, целью которой является наслаждение, и сторге,теплая и спокойная любовь-дружба. В результате разного сочетания первичных цветов формируются три вторичных стиля. Из смешения эроса и людуса рождается мания, любовь-одержимость, делающая человека полностью за-
висимым от объекта страсти. Сочетание людуса и сторге дает рассудочную, основанную на рациональном выборе прагму. А из смешения эроса и сторге возникает агапе, бескорыстная любовь-самоотдача, когда любящий стремится не обладать любимым, а раствориться в нем.
Сами по себе эти понятия были известны еще Аристотелю. Но вместо того чтобы спорить, какая любовь «настоящая», современные психологи выработали ряд тестов и измерили с их помощью любовные установки 800 молодых людей. Оказалось, что разные стили любви можно эмпирически разграничить и за ними стоят определенные половые и индивидуальные различия. Например, любовные переживания и установки молодых мужчин содержат больше «эротических» и «людических» (игровых) компонентов, тогда как у женщин сильнее выражены элементы «сторге», «мании» и «прагмы». Самоотверженная «агапе» представлена у мужчин и женщин одинаково.
В общем эта картина соответствует представлениям о различиях мужского и женского стиля жизни и сексуальности. Однако многие индивидуальные различия зависят не столько от половой принадлежности индивида, сколько от его ценностных ориентации. Люди, ориентированные на традиционную, жесткую модель маскулинности, склонны и свои любовные отношения осмысливать в понятиях силы — слабости, главенства — подчинения, взаимного использования и т. п. Более «фемининные» по своим установкам мужчины и женщины ценят в первую очередь эмоционально-коммуникативную сторону своих взаимоотношений (вспомним еще раз Дон-Жуана и Вертера). А есть люди, которые сочетают обе ориентации.
Что мы знаем о психологических механизмах влюбленности? Некоторые психофизиологи уподобляют ее импринтингу, когда определенный образ, однажды запечатленный в сознании, навсегда становится для индивида обязательным эталоном, вызывая потребность именно в таком объекте (партнере). Однако выбор типа сексуального партнера по принципу импринтинга доказан только для птиц, по другим видам животных данные противоречивы, а по приматам практически отсутствуют. Для человека модель импринтинга кажется слишком простой. Человеческий «сексуальный сценарий» содержит слишком много разных компонентов и измерений, обусловленных индивидуальным жизненным опытом, познанием себя и других и т. д.
Даже разница между «любовью» и «увлечением» — до некоторой степени вопрос «этикетки». Говоря себе: «Это любовь», личность тем самым формирует установку на серьезное, длительное чувство. Слова «это просто увлечение» — установка на нечто временное, краткосрочное. «Определение» природы своего чувства — не просто констатация факта, а своего рода самореализуюшийся прогноз.
Как влияют на выбор любимого наши представления о том, каким он должен быть?
Одни считают, что образ любимого предшествует выбору реального
партнера, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому эталону. Большинство людей действительно имеют воображаемый, идеальный образ любимого. В одном исследовании четыре пятых опрошенных женихов, невест и молодых супругов сказали, что имели такой мысленный идеал и сравнивали с ним своих избранников, причем свойства идеального и реального избранника у подавляющего большинства совпали.
Но совпадение идеала и действительности встречается крайне редко. Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью расплывчат, содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества, в том числе относящиеся к сексуальной сфере, сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте.
Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон — всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная и не зависящая от свойств измеряемых с ее помощью объектов единица измерения. Напротив, идеал — живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что слепы к реальным качествам своих избранников.
Другие выводят «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты независимо от того, каков он на самом деле. Фрейд связывал напряженность любовных переживаний главным образом с «переоценкой» сексуального объекта, обусловленной его недоступностью. В свете теории идеализации страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой.
Однако если бы романтическая любовь всегда опиралась на идеализацию, она всегда, и довольно быстро, завершалась бы разочарованием. А это не так.
Кроме того, если любовь — лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть характерны для неуравновешенных, невротических натур. В крайних случаях, вероятно, так оно и есть, но не в массе. При сравнении личностных свойств группы молодых людей со степенью их влюбчивости, возрастом первой влюбленности и т. д. наименее благоприятные показатели оказались у мужчин с наибольшим (свыше 12) числом увлечений и у тех, кто имел одновременно две сексуальные связи. Экстенсивность любовной жизни, возможно, свидетельствует о неспособности к глубокой личной вовлеченности. У романтиков наблюдаются трудности иного свойства.
Наконец, приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие (именно в этом обычно видят идеализацию), не обязательно ошибочно. Многие философы, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому как слепота, лишая человека зритель-
ных восприятий, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого. Нельзя забывать и о преобразующей силе самой любви. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится красивее в глазах не только любящего, но и окружающих. То же происходит и с нравственными качествами.
Наконец, третьи утверждают, что не идеальный образ определяет выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного человека формируют содержание идеала. Недаром упомянутое выше 80-процентное совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие — в духе третьей гипотезы.
По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания: в одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других имеет место идеализация, в третьих — идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта.
Но каково соотношение их, мы не знаем.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие функции выполняет эротическое воображение? Какова средняя длина мужского члена и можно ли его увеличить? Чем женская сексуальность отличается от мужской? Что такое предменструальное напряжение? Где расположена и какое значение имеет точка Грефенберга? От чего зависит способность женщин испытывать оргазм? Как правильно выбрать сексуальную позицию? Что такое кегели и как их делать? Может ли мужчина контролировать семяизвержение? Как преодолеть исполнительскую тревожность?
Что такое «цвета любви» и от чего зависит склонность человека к одному из них?